Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Со страниц многих журналов, газет, телевидения не сходят слова “экологический кризис”, “экологические проблемы”, “экологическая политика”. Огромный интерес общественности к этим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека.
В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе образования оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным. В средней школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии, физики и др. Однако школьная география по сравнению с другими предметами отличается большей экологизацией. В курсе географии экологические проблемы рассматриваются на всех уровнях и на основе краеведения, включая материал оценочного характера. Экологическое содержание школьных географических курсов может быть усилено и раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов школьных учебников.
Например, при изучении энергетики необходимо дополнить материал об экологических последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, о географических факторах распространения радиоактивных веществ, о размещении районов, пораженных радиоактивными осадками.
Но главной задачей экологического образования является не столько расширение экологической информации, сколько формирование экологического мышления, умение делать выводы и заключения. Поэтому более приемлемым является постановка вопросов экологического направления к отдельным разделам, картам, схемам, фотографиям учебников.
Так, рассматривая природные комплексы, целесообразно предложить школьникам такие вопросы: как изменится круговорот веществ, если человек вырубит леса? Как изменится природа ущелья, если нерационально осуществлять строительство электростанций? (На примере Зарамагской ГЭС).
При изучении климата России экологическую направленность обучения усилят такие вопросы: из каких географических регионов поступает воздух на территорию России? Откуда он поступает наиболее чистым? Откуда он приходит загрязненным и почему? В какой сезон и почему климатические условия способствуют загрязнению воздуха в Иркутске? Владикавказе? При изучении Поволжья можно предложить ученикам ответить на следующие вопросы: каким образом изменились природные условия в долине Волги в результате создания каскада водохранилищ? Каковы благоприятные следствия изменения природных условий для судоходства, рыболовства, водоснабжения городов, энергетики, сельского хозяйства? Какие отрасли хозяйства Поволжья загрязняют Волгу в наибольшей степени? Какие меры необходимы для улучшения экологического состояния Волги и ее долины? Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения географических и экологических знаний, становления и формирования экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования.
Одним из наиболее эффективных методов изучения региональных экологических проблем является дискуссия. Тематика их различна: “Проблемы Байкальского региона”, “Проблемы малых рек”, “Проблемы Каспийского региона”, “Проблемы горных районов Кавказа, РСО-Алания”. Дискуссии по этим темам целесообразно проводить в 9-м классе, когда ученики располагают достаточно обширными географическими знаниями. Система целенаправленных вопросов учителя в ходе дискуссии подводит детей к продуманным, обоснованным, самостоятельно сделанным, а не навязанным выводам.
Вопросы для дискуссии по “Проблемам Каспийского региона”: какие страны располагаются в пределах водосборного бассейна Каспия? Для какой из них Каспий имеет наибольшее хозяйственно-экономическое значение? Как влияют колебания уровня моря на жизнь рыб, перелетных птиц, морской транспорт, работу портов, добычу нефти. Обсудите, что лучше для народного хозяйства России – подъем уровня Каспия, его опускание или стабилизация? Какое влияние оказывает деятельность человека на колебания Каспия? Можно ли и нужно ли искусственно регулировать уровень моря?
Другой формой работы является деловая игра. Она удобна для составления прогноза. Ученики делятся на группы “проектировщиков” и “экспертов”, делают заключение, предлагают свои варианты улучшения природных комплексов и жизни людей.
Многие географические понятия используются в качестве опорных при изучении экологических вопросов в курсах биологии, физики и химии. В свою очередь географо-экологические знания могут быть углублены и расширены, приобретут интеграционный характер за счет включения в них фактов из других курсов. Используя данные школьных курсов химии, биологии, физики и географии, перед ребятами можно поставить систему вопросов: какие химические вещества используются в сельском хозяйстве? (Химия) Каким образом они попадают в водоемы? (География) Какие вещества содержатся в канализационных стоках? (География, химия, биология) Какие природные процессы нарушаются в водоемах в связи с их загрязнением? (География, химия, биология) Какие существуют меры по защите поверхностных вод от загрязнения? (География, химия, биология).
Интересную работу по экологическому образованию можно провести с картой. Какие промышленные предприятия размещены в данном географическом регионе? Какое воздействие они оказывают на географическую среду? Какие особенности природных условий способствуют возникновению экологических проблем? Как направлены вертикальные движения воздуха в циклонах и антициклонах? Как при этом распространяется дым из труб промышленных предприятий? И т.д.
Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой, особенно экскурсии, где дети воочию убеждаются в необходимости иметь экологические знания. Неотъемлемой частью этого может стать экологическая тропа при любой школе – пришкольный участок, парк, сквер, тротуар с деревьями и т.д., а вопросы, связанные с водой? Сколько расходует человек в сутки воды? И т.п.
Предложенные методы и формы экологизации школьной географии далеко не исчерпывают все существующие возможности. Они могут быть самыми разнообразными и определяются особенностями детей, школы, наличием необходимых средств обучения, желания, умений и знаний самого учителя.
Лариса ПОДЛЕСНАЯ,
учитель географии 26-й школы
Владикавказ
Комментарии