search
main
0

УГ номер 8 (4 марта 1997)

О необходимости сокращения штатов в системе здравоохранения и образования Томской области высказался губернатор региона.

Как заявил Виктор Кресс на совещании, состоявшемся в областной администрации, “оптимизация” социальной сферы – единственный способ сократить расходы областного бюджета на ее содержание.

Если сокращение произведено не будет, то, согласно прогнозам специалистов администрации, напряженность областного бюджета к середине года достигнет наивысшего предела.

Предполагается, что сокращение в системе здравоохранения и образования будет произведено с наименьшим ущербом для качества оказываемых ими услуг. Возможно, произойдет обьединение административных органов лечебных учреждений, а в сфере образования будут ликвидированы ставки социальных педагогов и социопсихологов.

“Интерфакс-Евразия”

Биологическое золото

Четыре российских лицеиста отправились в Турцию на III Евроазиатскую олимпиаду школьников по биологии. Но золотая медаль была присуждена лишь одному – Андрею Феклистову, одиннадцатикласснику саратовского физико-технического лицея N1.

В прошлом году Андрей – бронзовый призер Всероссийской биологической олимпиады. За его плечами – зимняя и летняя биологические школы в Пущине. На сегодняшний день Андрей входит в тройку лучших “биологов” России.

В Турции, показав лучший результат в “теоретическом” туре, Андрей был третьим после практического задания. Но даже коварная ботаническая латынь, откинувшая Феклистова на две призовые ступеньки вниз, не смогла лишить его первого места.

Сегодня в Саратове Андрей – герой дня. И это несмотря на то, что призеры мировых первенств лицею N1 не в диковинку. Несколько лет назад Екатерина Пименова уже положила в школьную копилку бронзовую медаль Международной биологической олимпиады в Таиланде.

В этом году Андрей собирается поступать в Московский государственный университет. Его манит большая наука, великие открытия.

Анна НИКОЛАЕВА

хоpошая новость

В Иркутске на улице Валентины Терешковой произошло чудо: ничем не примечательная школа, построенная в 50-х, пережила второе рождение.

В начале перестройки в “Учительской газете” публиковались проекты школьных зданий. Тогда писали, что “типовуха” всем опостылела и каждая школа должна иметь свое лицо – и по сути, и внешне.

Иркутские проектировщики предложили вариант реконструкции, который вызвал острые споры. Всех поразила непривычность и оригинальность решения, а также привела в шок стоимость реализации проекта. Точку поставил мэр Иркутска Борис Говорин – он нашел деньги.

И вот 63-я в новом обличье. Это практически совершенно новое здание. Была школа площадью 1500 кв. метров, стала – 6000. Пристроили три новых блока, при этом образовался внутренний двор-атриум, над которым возвели застекленную крышу. Здесь есть теперь зрительный, спортивный и тренажерный залы, просторные столовые, кабинеты, студии…

Виктория ГАЛКИНА

Дума пошла в народ

В Северном административном округе г. Москвы есть много школ с этнокультурным уклоном: национальная русская школа, национальная таджикская школа, азербайджанская, армянская и т.д. Интересен факт, что Государственная Дума заключила соглашение с управлением образования этого округа.

В конце января этого года Комитет по делам национальностей Государственной Думы и Северное окружное управление Московского комитета образования заключили “джентльменское соглашение”. Суть его заключается в следующем: комитет и управление будут “разрабатывать законодательную основу национальной политики Российской Федерации с целью возрождения национальных культур средствами образования, развития этнокультурного компонента образования”.

Помимо обмена информацией (данными исследований и результатов мониторингов динамики запроса на образование с этнокультурным уклоном и т.д.), управление и комитет будут реализовывать проекты развития этнокультурного образования.

Управление будет оказывать методическую помощь депутатскому корпусу и осуществлять экспертизу подготовленных федеральных законопроектов и законодательных актов в субьектах РФ.

Итак, соглашение заключено. Московское образование начинает дружить с властью и даже помогать ей подготавливать законы. Посмотрим, что дальше.

Лариса ЧАЛУСОВА

Новые горизонты латвийского образования

обозначил на последней пресс-конференции министр образования и науки Марис Гринблатс. Самое существенное, по его мнению, принятие очередного закона – пятого по счету за последние пять лет – Закона об образовании. Правительству необходимо активизировать деятельность депутатов, чтобы этот закон был принят до 1 января 1998 года.

Важнейшими вопросами министр назвал внедрение нормированного финансирования для каждого воспитанника на всех уровнях образования, аттестацию директоров школ и части учителей по некоторым предметам.

На пресс-конференции было подчеркнуто, что необходимо продолжать последовательное осуществление государственной языковой политики. Работники всех школ национальных меньшинств к сентябрю 1998 года должны иметь третью – высшую категорию знания государственного языка. Это зафиксировано в приказе Министерства N 175 (декабрь 1996 г.) С этим приказом не согласны многие учителя русских школ, уже сдавшие экзамен по государственному языку на вторую категорию, а это означает, что они владеют разговорной речью и могут оформлять на государственном языке всю документацию – табели, дневники, журналы, протоколы экзаменов, характеристики. Теперь же, кроме владения разговорной речью, учителя должны в совершенстве осваивать и письменную, так как при сдаче экзамена нужно писать сочинение.

Татьяна ЯНСОНЕ

Раритетные “пупсики”

Не знаю, как вам, а мне всегда было больно смотреть, как выбрасывают игрушки: промокший до нитки безлапый медведь или кукла с выдранным париком наверняка были любимцами какого-нибудь малыша, а теперь они ничем не отличаются от прочего мусора и представляют собой жалкое зрелище. Если вы все же считаете, что “этот хлам только соберет пыль”, то не выкидывайте его на улицу, а лучше сдайте в коллекцию Сергея Романова, здесь ваши ветхие игрушки займут достойное место.

25 февраля в московском Музее уникальных кукол открылась выставка “Игрушки советского детства”, на которой Сергей Романов представил свою коллекцию из трех тысяч игрушек 30-60-х годов выпуска. Чего тут только не увидишь: целлулоидные куклы и пупсы – голыши, погремушки, плюшевые медведи, резиновые фигурки животных, пирамидки из дерева, металлические и жестяные механические игрушки и даже настольные игры… Когда-то они были верными спутниками наших пап, мам и даже бабушек и дедушек, а теперь навевают ностальгические воспоминания. Кроме того, игрушку можно назвать зеркалом истории, помните пластмассовых Олега Попова и Юрия Никулина времен 60-х, а по сказкам Чуковского была выпущена целая серия мягких игрушек на тему “Африка”.

Первые советские куклы с обьемными трикотажными лицами, популярные в свое время, теперь могут заинтересовать только коллекционера. Потом появились куклы с головками из папье-маше, а в 30-е и 40-е годы их сменили целлулоидные из тонкого пластика. 60-е годы – время бума резиновых немецких кукол с расчесывающимися волосами. Одежда игрушек тоже изменялась во времени. В 30-х было нашествие кукол в костюмах пионеров, моряков, комиссаров, трактористов и красноармейцев. Позже уже появились куклы “в штатском” – их стали одевать в модные платья и костюмы довоенных лет.

Коллекция пополняется в основном за счет подарков. Сам Сергей по профессии педагог, и очень многие родители его учеников приносили старые игрушки со словами “новое поколение все равно не оценит”. Среди них даже встречаются куклы, пережившие со своими хозяевами сталинские лагеря и блокаду Ленинграда.

В коллекции почетное место занимают игрушки самого Сергея Романова. Но любимой – огромного плюшевого медведя, набитого опилками, – на выставке не было. Этот зверь постоянно сидит на диване у Сергея как талисман. Вспоминая свое детство, коллекционер рассказал, что медведь постоянно сопровождал его на прогулках, а когда маленький Сережа уставал, носить медведя приходилось папе.

Мария КОЗЛОВА

Из Хакасии – в Бостон

Подведены итоги конкурса для учителей-граждановедов по программе “Стажировка”

Общественный строй в России изменился. Но кардинальный вопрос – чему учить? – в области граждановедения встал острее, нежели в других учебных дисциплинах.

Об этом и многом другом написал нам преподаватель из Республики Татарстан Сергей Оленин. Такую точку зрения разделяют большинство его коллег – участников конкурса “Стажировка”, обьявленного “Учительской газетой”, Ассоциацией “За гражданское образование” и Американской федерацией учителей осенью прошлого года. Конкурсные проекты, авторские разработки уроков по теме “Местная власть и самоуправление” прислали тридцать учителей – обществоведов, граждановедов, преподавателей институтов повышения квалификации, педагогических университетов. Из Усть-Илимска и Москвы, Брянска и Волгограда, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону, Воронежа и Новоуральска, Кирова и Смоленска, из Ленинградской, Московской, Белгородской, Самарской, Вологодской и других областей мы также получили интересные, оригинальные материалы по самым разным граждановедческим проблемам.

Конкурсанты поделились своими мыслями о том, как сегодня нужно преподавать обществоведческие дисциплины, чтобы помочь молодым людям ощутить себя гражданином своей страны, научиться уважать ее законы. Они предложили свои варианты становления системы гражданского образования в России. Поделились опытом формирования у школьников гражданской, правовой культуры. Всем вам – спасибо за это. За ваш труд и талант, за любовь к детям, за активную гражданскую позицию, за желание сделать нашу страну лучше и совершеннее.

Но конкурс есть конкурс. И у него всегда бывают победители. Оргкомитет и отборочная комиссия в составе известных специалистов в области гражданского воспитания Якова Соколова, Натальи Воскресенской, Ирины Ахметовой, а также членов правления Ассоциации “За гражданское образование” с участием наших коллег из Американской федерации учителей отдали свои голоса 14 участникам конкурса. Ими стали: Галина Смирнова из г.Раменское Московской области; Галина Романова из г. Сызрани Самарской области; Ольга Костенко из г.Брянска; Андрей Иоффе из г. Мытищи Московской области; Владимир Олийник из г. Усть-Илимска Иркутской области; Сергей Оленин из г.Набережные Челны Республики Татарстан; Владимир Пахомов из Самары; Александра Поздеева из Кирова; Татьяна Корнева из Волгограда; Любовь Ибрагимова из Челябинска; Александр Драхлер из Москвы, Наталья Агишева из Ростова-на-Дону; Ирина Баландина из г. Абакана Республики Хакасия и Аркадий Гутников из Санкт-Петербурга.

Всех их, как мы и обещали, ожидает трехнедельная поездка по США, знакомство с американской системой гражданского образования. Они посетят школы, университеты, колледжи Вашингтона, Бостона, Олбани. Ну а тех, кто на сей раз не попал в этот список, просим не отчаиваться. Впереди новые конкурсы, проекты, стажировки. И еще, следите за нашими публикациями. Вскоре на страницах “Граждановедения” – приложения к “Учительской газете” появятся некоторые ваши материалы, разработки и статьи.

Что российские школьники знают о США?

Это станет известно на суперфинале викторины “Знаете ли вы США?”, который состоится 11-12 апреля в Москве.

Победителей первого тура, которых определило российско-американское жюри, а это -команды Пермской муниципальной гимназии, СШ N 1279 г.Москвы, физико-технического лицея г. Саратова, городского лицея г.Протвино Московской области, СШ N 6 г. Сергиева Посада Московской области, лицея г. Новомосковска Тульской области, СШ N 415 г. Петродворца, классической гимназии г. Екатеринбурга, школы “Веда” г.Орла, школы г. Северобайкальска, г. Черемхово Иркутской области, ждут новые испытания. Им предстоит показать и продемонстрировать в присутствии трехсот зрителей свои познания в самых разных областях жизни американского народа. А одной из одиннадцати команд завоевать главный приз – четырехнедельную поездку в США. Это будет, как планируют организаторы викторины – “Учительская газета”, Фонд международных молодежных и досуговых программ “Прямой разговор” и посольство США, не просто конкурс-соревнование, а увлекательный и интересный праздник для всех его участников. Его суперзадача крайне актуальна: еще и еще раз всем нам убедиться в том, что образование и культура не имеют границ.

Ирина ДИМОВА

плохая новость

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте