search
Топ 10

Удивительное путешествие

Таким был конкурс «Воспитатель года»-2021 для его участниц и победительницы

Профессиональный конкурс – не состязание королев красоты, которое заканчивается чествованием победительницы. Возвращаться к минувшим испытаниям на подиуме публике неинтересно. Педагогические конкурсы, в том числе «Воспитатель года России», обсуждают, трансляции пересматривают, уроки, занятия, дискуссии тщательно анализируют. Вернемся и мы в октябрьские дни в Сочи.

Во время ток-шоу. Микрофон в руках Ольги Хитровой, которую скоро назовут победителем

 

Занятия с детьми. Советы экспертов

Как известно, очный этап «Воспитателя года» начинается с представления педагогических находок. Затем все конкурсанты показывают педагогические мероприятия с детьми и анализируют их в присутствии жюри. В этом году десять групп участниц разъехались по десяти детским садам города Сочи, где проходил финал конкурса. Трудно выбрать, в какой садик отправиться в качестве представителя газеты. Решила довериться знакам.

Накануне проходила мимо Доски почета Центрального района Сочи и увидела портрет заведующей детским садом №19 Нины Ульяновой. И вот я с группой конкурсантов №2 – наслаждаюсь занятиями, восхищаюсь малышами, которых гости садика прозвали «дети на вырост», такими умненькими и шустрыми они оказались. А какой прием устроили нам кубанские коллеги! Такое же потрясающее отношение к себе почувствовали участницы всех конкурсных групп.

В моем блокноте записаны советы, которые в финале целого дня общения дала воспитателям председатель группы жюри Татьяна Кривцова, директор центра экспертно-аналитической деятельности и прикладных исследований Института развития образования им. Н.Ф.Бунакова Воронежской области.

– Увидела ваше умение выстраивать с детьми правильную коммуникацию, они понимают, воспринимают, ловят каждое ваше слово, – поделилась впечатлениями Татьяна Кривцова. – Вы очень хорошо чувствуете детей. Как радары – постоянно находитесь в режиме считывания и реакции. Иногда возникали, пусть и незначительные, конфликтные ситуации между детьми, и вы безболезненно и мгновенно нейтрализовывали их. Это сильная черта педагога. Вам нужно ее совершенствовать. Это очень ценно и важно, потому что дети с нас срисовывают модели поведения, в том числе усваивают навыки бесконфликтного общения и умение свободно ориентироваться в сложных ситуациях.

Мне бы хотелось порекомендовать вам несколько вещей. Очень важен понятийный анализ темы. Высший пилотаж, по мнению международного профессионального сообщества, – умение педагога вводить новые понятия в момент общения с детьми. Иначе получается такая ситуация: мы заходим в зону актуального развития ребенка и работаем в ней, видим, что у него все получается, он все схватывает, все делает. Однако, общаясь с нами, он должен чуть-чуть вырасти. Второй момент – каждому из вас нужно проанализировать свое занятие на предмет того, за что и как мы хвалим детей. Недопустимо хвалить ребенка как человека, нужно хвалить его за то, что он сделал.

Когда мы говорим слово «молодец», он не соотносит эту похвалу со своим действием и часто не понимает, за что его хвалят. Это очень важно, потому что из этого вырастает рефлексивная культура ребенка. Если мы хотим, чтобы дети с нами что-то обсуждали, были честными, говорили о своих эмоциях, они должны получать обратную связь, уметь ориентироваться – что я сделал верно, что нет. И еще важно уметь гибко перестраивать содержание своей деятельности, свои действия, если мы видим, что уровень детей чуть выше, чем мы рассчитывали.

Ток-шоу «Профессиональный разговор». Главные слова

Это конкурсное испытание было посвящено профессиональным проблемам и успехам. Прошло оно в уникальном месте, где работают профессионалы. И вела разговор профессионал. Впрочем, слово секретарю – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елене Елшиной:

– Мы с вами в уникальном Российском международном олимпийском университете, наверное, одном из самых молодых вузов страны, который ориентирован на подготовку специалистов в области спортивного менеджмента для российской и мировой индустрии спорта. А вести ток-шоу будет талантливая телеведущая, лауреат премии «ТЭФИ», мама пятерых детей Мария Ситтель.

Ток-шоу пролетело как один миг. Прекрасный вопрос телеведущая задала каждой конкурсантке в финале:

– Наверное, каждая из вас думала: «А что я скажу, если вдруг стану победительницей?» Какова ваша гражданская позиция здесь и сейчас? Чем хотите поделиться?

Анастасия Абросимова (Курская область): Если хочешь построить лодку, не зови людей, не бей в барабаны, а всели в них тоску по бескрайнему синему морю.

Татьяна Аникеева (Москва): Каждый из нас, педагогов, должен действовать, исходя только из интересов ребенка. Это наша главная цель.

Мария Гаврикова (Воронежская область): Я бы хотела, чтобы все находили в себе умение слушать и слышать ребенка, и тогда наша работа будет эффективной.

Наталья Гуленина (Республика Башкортостан): Миссия каждого воспитателя – помочь ребенку раскрыть свои индивидуальные качества, благодаря этому, повзрослев, он сможет реализоваться.

Анастасия Жучкова (Свердловская область): Я воспитатель. «Это судьба», – говорят мои друзья. «Это призвание», – говорят коллеги. «Это моя профессия», – говорю себе я.

Лариса Исакова (Краснодарский край): Говорят, что в системе дошкольного образования много смыслов. А я думаю, смысл один – ребенку просто должно быть хорошо в детском саду.

Юлия Николаева (Волгоградская область): Спасибо за этот праздник, за удивительное время, которое мы провели вместе, за невероятное удовольствие. Мы все проделали колоссальную работу, и воспитанники детских садов, где нас принимали, в том числе.

Светлана Петрова (Республика Тыва): Я счастлива оттого, что все мы причастны к детству. Благодарна за то, что у нас есть возможность встретиться, пообщаться. Для всех нас это большой праздник.

Наталья Самонова (Санкт-Пе­тер­бург): Прежде всего хочется делиться радостью, пониманием, создавать ситуацию успеха для детей и, конечно, для себя в своем личном и профессиональном развитии.

Марина Федина (Московская область): Мы назвали много качеств, которые необходимы воспитателю. А я хочу добавить, каким он точно быть не должен, – равнодушным.

Ольга Хитрова (Ярославская область): Я хотела бы сказать огромное спасибо каждому, кто принимал участие в этом конкурсе. Благодаря участникам, членам жюри я пополнила методическую копилку, которую уже хочется использовать в своей работе.

Виктория Цыганова (Республика Татарстан): Будущее принадлежит тому, кто верит в успех.

Екатерина Чимрова (Чувашская Республика): Конкурс для меня – это новые знакомства. Каждый из вас приехал сюда с какой-то замечательной идеей, изюминкой. Мне хотелось научиться у вас. И главное – передать это детям.

Наталья Шевченко (Алтайский край): Мне очень нравится дошкольное образование России! Несмотря на трудности, у нас на первом месте остается ребенок, его личность, его интересы, всегда мы исходим из этого. Горжусь, что я педагог.

Татьяна Шмакова (Курганская область): Хочу сказать словами Эйнштейна: «Стремись не к тому, чтобы твоя жизнь имела успех, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Не представляю, какой смысл имела бы моя жизнь без детей и саморазвития.

Неоконченное интервью

Итак, победитель известен, праздничный фуршет в разгаре. И так хочется поговорить с абсолютной победительницей! Но ведь она очень устала. И все хотят сделать с ней селфи. А ей надо позвонить родным и порадовать их. Однако учитель-логопед из Рыбинска Ольга Хитрова все понимает и идет со мной в фойе, где потише. Она из педагогической семьи – ответственность в крови…

– Что вас привело на конкурс?

– Мой конкурс – это удивительное путешествие. В 2015 году я окончила университет и пришла в детский сад. А в 2016 году участвовала в конкурсе «Педагогический дебют». По результатам была в золотой серединке, поняла, что надо двигаться дальше. Я развиваю у себя и своих воспитанников позитивное мышление, которое позволяет не опускать руки. Благодаря позитивному мышлению, моим коллегам, которые меня всегда поддерживают, мы вместе добились этого результата.

Это победа нашей мощной команды – Института развития образования Ярославской области, Информационно-образовательного центра Рыбинска, коллег из различных детских садов, представителей городского клуба «Профессионал», объединяющего победителей профессиональных конкурсов. Мне помогли методически и, что очень важно, психологически… Очень повезло с сопровождающим!

Это не только грамотный методист, но и очень близкий мне по духу человек – Екатерина Анатольевна Петрова, старший воспитатель детского сада №22, методист Информационно-образовательного центра Рыбинска. Поддержала меня на всех этапах. Иногда я не чувствовала, что на конкурсе. Мы просто находились на празднике профессионального мастерства.

– Кроме поддержки и тщательной подготовки, что помогло победить? Наверное, вас будут спрашивать об этом весь год…

– И я буду каждый раз что-то новое открывать… Наверное, помогло, что я не пыталась сделать из себя кого-то другого, я была такая, какая есть. Не пыталась говорить суперумными словами, заучивать их ночью. Мне кажется, профессионал – не только тот, кто знает терминологию, но и тот, кто понимает и может по-человечески объяснить сложные вещи.

– Какое испытание было самым трудным?

– Трудно было на мастер-классе – уложиться во время, отведенное на это испытание. Когда мы репетировали, все было замечательно. А тут я разыгралась. И фокус-группа так живо реагировала! Я не могла упустить эту возможность.

– Что самое замечательное в детском саду, где вы работаете?

– Наверное, коллектив. Мы одна большая семья. Коллеги каждый день мне писали: «Олечка, мы в тебя верим, держим кулачки, дети спрашивают, когда ты вернешься на работу, очень ждут, скучают».

– С каким возрастом вы работаете?

– Со всеми, я учитель-логопед на логопункте. Но в первую очередь беру детей, которые вот-вот пойдут в школу. И все равно бывает очередь. У меня две группы, а детей, которым нужна коррекционная помощь, к сожалению, все больше и больше.

– У вас очень нужная профессия. Почему вы ее выбрали?

– Наверное, это была счастливая случайность. Я всегда хотела быть психологом и даже потом прошла переподготовку. Но осталась в профессии логопеда. Мне нравится работать с детьми, делать вместе с ними открытия. Кто-то считает, что логопедия – это скучно. Но мы с детьми занимаемся через игру, которую дети создают сами, через творчество, точнее, сотворчество.

Оксана РОДИОНОВА

P.S. Я обязательно приеду в гости к Ольге Валентиновне – увидеть, как она работает, задать вопросы, которые не успела. А о чем бы вы спросили победительницу?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту