search
main
0

Удивительное будущее на прочном фундаменте. Традиции и новые реалии современной школы для детей с нарушениями слуха и речи

​Для профессии педагога одним из наиболее значимых является понятие преемственности. И не только когда наставник передает богатство мудрости и опыта ученику, но и когда учитель продолжает и развивает лучшие традиции и начинания своих предшественников.

Этот учебный год для нашей необычной школы особенный, ведь 14 апреля 2018 года исполнится 115 лет со дня рождения нашего основателя Карпа Авдеевича Микаэльяна, выдающегося советского сурдопедагога.Карп Авдеевич родился в Армении в селе Норошен Нахичеванского уезда в многодетной семье. Он рано потерял отца и с подросткового возраста сам заботился о родных. Одаренный юноша получил несколько высших образований: в 1926 году окончил факультет общественно-исторических наук Северокавказского университета, в 1930 году – экономический факультет Московского института народного хозяйства имени Г.В.Плеханова. Поступил в аспирантуру Высшего педагогического института прикладной экономики, но учебу не завершил в связи с болезнью, из-за которой и потерял слух. Но это не сломило Карпа Микаэльяна – он поступил на курсы чтения с губ, где встретился с основоположником российской сурдопедагогики профессором Ф.А.Рау. Во время обучения у него появилась идея организовать на базе курсов специальное учебное заведение. И в 1933 году Карп Авдеевич становится директором созданного им Московского слухоречевого учебно-лечебного комбината для лиц с недостатками слуха и речи, а также возглавляет курсы по подготовке чертежников-конструкторов, счетных работников и статистиков, курсы чтения с губ. Он еще и руководит поликлиникой по лечению расстройств слуха и речи. Активная жизненная позиция и умение с детства упорно трудиться привели Карпа Авдеевича на пост директора школы №30 на Покровке, где он работал с 1939 по 1985 год.В годы Великой Отечественной войны школа была эвакуирована в село Орловское Саратовской области. Здесь до сентября 1943 года сам директор, педагоги и дети не только учились, но и помогали труженикам тыла, работали в колхозе. В дальнейшем Микаэльян добился разрешения на строительство нового здания школы в уютном зеленом районе Москвы – Сокольниках. Талантливый директор сделал из своего образовательного учреждения крупнейшую в стране школу-интернат для слабослышащих детей.  Из нее выросли и другие учебные заведения: в 1959 году – восьмилетняя школа №28 для детей с недостатками речи; в 1970 году – восьмилетняя школа-интернат №10 для слабослышащих детей; в 1975 году – восьмилетняя школа-интернат №22 для слабослышащих детей.Талантливый педагог, удивительный труженик Карп Авдеевич Микаэльян награжден высокими правительственными наградами не только за вклад в дело воспитания подрастающего поколения, но и за заслуги в период Великой Отечественной войны.Новое время бросает новые вызовы, но дает и новые возможности, которых замечательный основатель нашей школы, пожалуй, даже представить себе не мог. Сейчас Москва стала большой образовательной площадкой, где сама городская среда учит, развивает и воспитывает маленьких жителей нашей столицы. Не остаются в стороне и дети-инвалиды с нарушением слуха. Посещение музеев, выставок, театров, экскурсий и интерактивных выставок – это важная часть работы, направленной на социализацию и образование детей с особыми возможностями. Ребята с удовольствием участвуют в олимпиадах: «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений», которые предлагают помимо посещения интересных исторических мест захватывающие головоломные задания, позволяющие заработать баллы.Очень серьезным и качественным подспорьем в работе с детьми-инвалидами стал проект «Московская электронная школа». Учащиеся с нарушениями слуха во многом опираются на зрительное восприятие, а электронными гаджетами пользуются наравне со сверстниками. Поэтому использование интерактивного оборудования и электронных сценариев позволяет учителю сделать урок интересным, разнообразным и – самое главное – нескучным.Сетевое взаимодействие с колледжами и вузами Москвы приобрело сейчас для нашего образовательного учреждения принципиально важное значение. Ведь благодаря предпрофильному обучению дети с инвалидностью к окончанию школы могут получить не только аттестат о законченном образовании, но и свидетельство о получении выбранной профессии.Нельзя не сказать о трудностях. Прошло то время, когда в нашу школу поступали ученики, имеющие только нарушение слуха. Сегодня пришли дети с тяжелым поражением слуховой функции и сложной структурой дефекта. Готовы ли мы их обучать? На первый взгляд, безусловно, готовы. Но есть проблемы, которые надо решать. И это прежде всего подготовка молодых учителей, которые помимо знаний по предмету, методике должны обладать навыками психолога, понимать особенности развития речи глухого и слабослышащего ребенка, владеть дактильной и жестовой формами речи как вспомогательными средствами. Поэтому мы стараемся воспитывать в нашем учебном заведении не только учеников, но и молодые квалифицированные педагогические кадры, столь необходимые для работы с детьми-инвалидами.Сегодня наша школа продолжает дело своего основателя, сохраняя традиции и поддерживая качество образования. Здесь работает коллектив единомышленников, который в соответствии с современными тенденциями предлагает ребятам все возможности электронного и интерактивного обучения, при этом сохраняя теплоту живого человеческого общения ученика и наставника. И мы верим, как верил наш основатель Карп Авдеевич Микаэльян, что наши выпускники – это будущее нашей растущей и развивающейся столицы. Михаил БУРЛАКИН, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №30 имени К.А.Микаэльяна

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте