Создание информационных обучающих пособий по истории началось еще в 90-е годы XX века. Однако отсутствие возможностей для их широкой реализации, а также низкая степень адаптации в учебном процессе привели к тому, что открытая и простая в усвоении учебная среда, которая должна была обеспечить более совершенное обучение истории на пороге XXI века, так и не была создана. Чтобы не повторять этих ошибок, имеет смысл провести анализ данной проблемы, основываясь как на собственном опыте, так и на чужих работах. А также сделать выводы на будущее.
Разработка ЭУП – довольно нелегкое занятие. Существует большое количество технологий их проектирования, что приводит само по себе к сложности выбора наиболее приемлемой из них. Поэтому любые методические рекомендации здесь являются обобщенными, позволяя понять лишь сам принцип проектирования на начальном уровне.
Итак, для того чтобы электронное пособие имело учебное назначение, его надо создавать на определенном психологическом и педагогическом фундаменте. Вначале нужно спроектировать процесс обучения и лишь затем можно переходить непосредственно к созданию ЭУП. Нужно также учитывать, что в основе создания этих пособий лежат «три кита»: теория обучения, теория компьютерного обучения и проектирование электронных учебных ресурсов. Для интерактивного обучения наиболее удобно использовать так называемую теорию поэтапного формирования умственных действий, разработанную Петром Гальпериным и Ниной Талызиной. Она позволяет совместить компьютерное обучение с уже сложившейся методикой преподавания истории.
В принципе разработку пособия можно представить в виде следующих стадий.
Первый этап работы – выполнение технического задания, сделанного на основе учебных потребностей и целей обучения. Здесь необходимо выбрать тему разрабатываемого электронного пособия. Мой опыт подсказывает, что в преподавании истории наиболее целесообразно компьютеризировать следующие направления:
• темы из общих курсов, рассчитанные на массового студента;
• основные, ключевые темы, без знания которых весьма сложно дальнейшее обучение;
• трудноусвояемые и «нелюбимые» (сухие и неинтересные) темы;
• темы, содержащие тот багаж знаний, который будет необходим в будущем.
На втором этапе происходит выбор инструментальной системы и программного средства, с помощью которых предстоит создавать ЭУП. Взятые для реализации нашего пособия, они должны воплотить выбранную теоретическую концепцию учебного процесса, адаптироваться к требованиям автора, его возможностям работы с компьютерными технологиями. Кроме этого, они должны поддерживать сетевую технологию и технологию мультимедиа, то есть работать в режиме диалога пользователя с компьютером, а также допускать возможность взаимодействия с другими компьютерными средствами.
Существует большое количество информационных технологий, однако большая часть из них довольно тяжела в использовании. Наиболее легкая программа для создания ЭУП – MS PowerPoint. Она позволяет достаточно быстро создать слайды, вставить в них видео, фото, таблицы и связать все это в единое целое. Поэтому программу можно спокойно рекомендовать учителям-предметникам, в частности, преподавателям истории, которые имеют достаточно богатый информационный материал, но чаще всего не обладают знаниями, требуемыми для его компьютерной реализации.
На третьем этапе требуется произвести отбор материалов для подготовки информационных блоков, разработки заданий контролирующего и закрепляющего характера, предкомпьютерного (традиционного) опроса обучаемых, чтобы выявить оптимально возможные задания и ответы на них. Размещение в пособии исторических текстов необходимо для развития у пользователей творческого и исторического мышления.
На четвертом этапе происходит обработка текстов источников в соответствии со структурой модулей (блоков), что вызвано необходимостью выделения различных видов источников. Помимо этого, нужно разработать модуль справки (Help), в котором описываются правила работы с ЭУП.
На пятом этапе создается теоретический курс, в котором кратко излагается история рассматриваемой темы. Будучи представленным в форме лекции, он позволяет пользователю получить определенное представление о рассматриваемой теме уже в начале работы с пособием.
На шестом этапе разрабатывается система проверки и закрепления учебного материала, помимо которого в пособии должны быть задания закрепляющего и контролирующего характера – тесты, кроссворды, мозаики, различные ребусы и так далее. Лучше всего использовать электронные тесты как с ограниченным, так и с неограниченным временем работы. Это позволяет использовать их в режиме тренинга и при контроле уровня знаний. Максимальный же результат в учебном процессе достигается только при наличии неразрывной связи обучающего, закрепляющего и контролирующего блоков.
На седьмом этапе происходит отбор видеоматериалов, которые непосредственно связаны с нашей темой. Их демонстрация вызывает большой интерес у пользователей и привлекает пристальное внимание. При этом создаются предпосылки к формированию четких представлений о рассматриваемой теме.
На восьмом этапе происходит оснащение пособия системой навигации для более удобной работы с ним. Лучше всего использовать стержневую структуру перемещения, при которой темы идут по порядку по мере их изучения. При этом, чем дальше пользователь продвигается по содержанию в разделах, тем больше информации он получает. Подобный способ навигации позволяет не загружать пользователя большим количеством сведений в начале работы, а обходиться минимумом данных.
Девятый этап предусматривает планирование возможностей электронных пособий, которые будут реально доступны по окончанию разработки, а также тех, которые не получат реального воплощения.
В частности, сюда можно отнести музыкальное сопровождение для создания соответствующего эмоционального тона и поддержания внимания учеников. Другая возможность – наличие системы линейного двухстороннего перемещения по материалу пособия. Этого легко достичь при помощи простейших гиперссылок и управляющих кнопок. Правда, не стоит загромождать ЭУП сложной системой навигации. Ведь в случае системного сбоя во многих программных средах придется заново переделывать гиперссылки, а если у вас есть объемный материал, который прикреплен к пособию, то этот процесс для вас станет весьма затруднительным.
Также можно предусмотреть использование электронного пособия непосредственно с компакт-диска, без установки его на компьютер. Это позволит пользователю сразу приступить к работе, не теряя попусту время на дополнительные операции.
Разумеется, все вышеуказанные возможности служат отнюдь не украшением ЭУП, а призваны обеспечить простоту и удобство в работе, понизить утомляемость, повысить эффективность процесса обучения.
Таким образом, электронное учебное пособие представляет собой яркий пример сочетания современных компьютерных технологий с учебным материалом. И его главные достоинства по сравнению с традиционными печатными изданиями – возможность использования мультимедийных фрагментов и анимации, включение компьютерных систем контроля и закрепление знаний, легкость тиражирования, удобность перемещения, возможность обновление и редактирования.
Артем ПРИБОРОВИЧ, сотрудник студенческой научно-исследовательской лаборатории
«История и компьютер», Белорусский государственный университет, Минск
Комментарии