search
main
0

Учителя спрашивают – УЧПРОМ отвечает

Диалог о будущем дошкольного и школьного образования. Ведущие разработчики и производители учебного оборудования, и представители научного сообщества отвечают на вопросы учителей.

Об инновациях в сфере учебного оборудования и о том, как идет создание инфраструктуры для воспитания и развития детей рассказываем в нашем материале, подготовленном совместно с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) и программным комитетом Национального съезда производителей учебного оборудования УЧПРОМ. Съезд пройдет в Москве 29-31 августа 2023 года. Ознакомиться с темами трехдневной программы и подключиться к онлайн трансляции мероприятия можно на сайте UG.RU.

На сегодняшний день на российском рынке работает порядка 300 разработчиков и производителей средств учебного оборудования и 600 производителей игр, игрушек и игрового оборудования.

Разобраться в том, какие существуют стереотипы об учебном оборудовании, что предлагают отечественные производители и какую обратную связь ожидают от педагогов, нам помог Программный комитет УЧПРОМа, в состав которого вошли крупнейшие разработчики и производители развивающего и учебного оборудования.

ГОВОРЯТ ПЕДАГОГИ

Опрос учительского сообщества, проведенный в августе этого года в Сетевом издании «Учительская газета» (UG.RU), выявил нехватку в детских садах и школах современного инновационного развивающего и учебного оборудования. Школам не хватает оборудования для предпрофильного обучения, естественно-научных, цифровых и робототехнических лабораторий, а специалисты дошкольного образования отмечают недостаток наборов для экспериментирования и конструкторов.

И это при том, что ранняя профориентация и формирование интереса к инженерному и естественно-научному образованию входят в число приоритетных направлений российского образования в новом учебном году.

Перед российской экономикой стоят большие задачи – развитие отечественных инноваций, импортозамещение выбывших с рынка иностранных производителей. Нужны инженерные кадры, специалисты в области естественных наук, которые необходимо воспитывать и развивать с ранних лет.

Еще одна немаловажная задача, которую должны решать школы и дошкольные учреждения – развитие интереса к истории и традициями нашей многонациональной страны.

Опрос был проведен среди 3,5 миллионов читателей Сетевого издания «Учительская газета». С результатами опроса можно ознакомиться здесь.

ГОВОРИТ НАУКА

Задачи по трансформации национальной экономики в экономику знаний и сохранение национальной культуры – архиважные, но кроме ранней профориентации необходим фокус на всестороннем развитии ребенка и формировании интереса к познанию с самых ранних лет.

«При производстве средств обучения для дошкольного образования производителю важно учитывать, что он работает для детей и от того, насколько качественной будет его продукция, зависит наше будущее. Современные психолого-педагогические требования к средствам обучения предполагают ориентацию на масштабное когнитивное, психосоциальное, психофизическое развитие ребенка. Добиться решения этих задач возможно лишь путем активного вовлечения в процесс разработки и создания средств обучения самых ярких, самых талантливых специалистов», — говорит Александр Савенков, член-корреспондент РАО, директор института педагогики и психологии образования МГПУ, доктор педагогических наук, доктор психологических наук.

Чем интереснее и прогрессивнее будет учебное оборудование к образовательной программе к нему, тем выше вероятность того, что ребенок будет максимально заинтересован учебным процессом.

Татьяна Филиппова, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО: «Важно учитывать возраст детей, а, следовательно, возможности зрительного восприятия (размер иллюстраций и шрифта в книгах), особенности внимания, его избирательность и непродолжительное время, а также эмоциональную лабильность (не напугать ребенка). Задания, предлагаемые ребенку, должны быть красочны, интересны и доступны».

***

«Чтобы преодолеть отставание образовательной инфраструктуры от реальных запросов школьного и дошкольного образования, необходим большой серьезный диалог практиков от промышленности, науки, государства, образования. Съезд УЧПРОМ является площадкой для дискуссии всех, кто сегодня заинтересован в развитии среды для развития детей, — говорит Президент АИДТ Антонина Цицулина. — Вторая задача – представить современную учебную промышленность, лучшие образовательные решения и получить обратную связь от учителей».

Что предлагают российские производители для решения всех задач, стоящих перед педагогами в сфере образования, с какими стереотипами не согласны и какой поддержки ожидают от учительского сообщества – проанализировали участники Программного комитета УЧПРОМа.

ГОВОРИТ УЧПРОМ

Один из стереотипов, которые существуют в отношении российского учебного оборудования — это то, что его мало, а уход иностранных производителей сильно повлияет на уровень оснащенности образования.
«На самом деле, на сегодняшний день в России работает порядка
300 разработчиков и производителей учебного оборудования и средств обучения, 600 производителей игр и игрушек. А номенклатура всей этой продукции — это десятки тысяч наименований», — рассказывает Антонина Цицулина.

Другой стереотип в том, что современное школьное оборудование слишком сложное для использования педагогом. Или, например, что это исключительно «железо», лишенное методической поддержки.

«Современное учебное оборудование доступно к мгновенному старту: запускаем первый видеоролик, открываем пособие по запланированной теме прямо на уроке и начинаем работу с оборудованием без специальной подготовки. Просто, безопасно, в ногу со временем и максимальным результатом. И сегодня оборудование – это, прежде всего, методическое обеспечение с аппаратной частью. Оснащение образовательного процесса учебно-методическими комплексами позволяет проводить эксперименты. Без экспериментов и проверки гипотез нет изучения предмета, нет науки. Ни одно наглядное объяснение не заменит знаний и навыков, которые ученик получает на практике», — отвечает Алена Харитонова, генеральный директор «Академия Высоких Технологий».

Учебно-методический комплекс «Айкар», Академия высоких технологий

Другой распространенный стереотип – о том, что оборудование используется только по одному назначению. Олег Поваляев, генеральный директор «Научные развлечения», говорит, что это давно не так, современные образовательные решения многофункциональны: «Цифровое оборудование или робототехника, приобретенная для уроков технологии, также может использоваться в преподавании других предметов (физика, биология, информатика и т.д.), в том числе, в профильных классах, дополнительном образовании, внеурочной деятельности. А при условии разработки определенных программ оборудование может использоваться и для профориентации».

Образовательный набор «Квадрокоптер», «Научные развлечения»

С чем производители согласны, так это с тем, что разрыв между уровнями образования действительно существует, его особенно важно нивелировать при развитии инженерного и естественно-научного профиля.

Екатерина Чернышова, заместитель генерального директора по развитию образовательного направления «Экзамен-Технолаб»: «Важно подчеркнуть, что российское инженерное образование остается вне конкуренции. Российские специалисты востребованы во всем мире благодаря высокому уровню знаний и практических навыков. Но есть разрыв между уровнями образования, и это сложная проблема. Работа по преодолению это разрыва идет и во многом решается с помощью учебного оборудования. Один из путей сближения образовательных этапов — интеграция серьезных инженерных компонентов в учебный процесс».

Однако формировать интерес к инженерным специальностям нужно еще с дошкольного уровня образования.

Ольга Доротюк, генеральный директор фабрики «Весна»: «Сегодня формирование интереса к инженерным специальностям в большей степени идет через систему дополнительного образования. Это создание технопарков, кванториумов, которые оснащены современным оборудованием. А в детских садах ​ инженерная мысль формируется при помощи навыков конструирования и проверенных временем, самыми традиционными игрушками — куклами, конструкторами».

Валерия Волкова, руководитель коммерческого отдела Торговый дом «Просвещение-Регион» (ГК «Просвещение»): «Важно обеспечить образовательные учреждения достаточным количеством оборудования, чтобы дети могли заниматься на нем в группах – это способствует творческому развитию, а потенциал самого оборудования в таком случае реализуется гораздо выше. Вот почему интересными решениями становится, например, вертикальное конструирование, когда вся стена представляет собой площадь для работы, или различные виды нестандартного конструирования. Разнообразие форм, достаточное количество, сменяемость материалов, доступность – все это позволяет создать среду для развития инженерного мышления у детей».

Настольные игры, ТД «Просвещение-Союз» (ГК «Просвещение»)

Анатолий Мурашко, генеральный директор «Мир пластика» говорит, что современные программы для ДОО и начальной школы, которые представлены на Съезде, включают в себя многообразие комплектов для сюжетно-ролевых игр в различных возрастных группах детских садов, наборы для экспериментов по естествознанию и закреплению изучаемых тем по предметам начальной школы. «Наши программы   развития   детей   в   детских   садах   написаны   практикующими методистами   и   воспитателями и рассчитаны на раннюю профориентацию, а также развитие навыков конструирования. В   целях   улучшения   качества   работы   воспитателей   и   педагогов   важно разрабатывать и оснащать методическими пособиями дошкольные учреждения. Мы в нашем R&D центре создали и внедрили методические пособия к каждому комплекту программы, где подробно определены цели, задачи и методология, приведены конспекты занятий с детьми различных возрастных групп с поэтапным ходом занятия».

Игровой модуль «Веселые уроки», «Мир пластика»

Екатерина Чернышова, заместитель генерального директора по развитию образовательного направления «Экзамен-Технолаб»: «Образовательные наборы, представленные на экспозиции УЧПРОМа, направлены на поддержку и усиление традиции качественной инженерной подготовки. Такие наборы не просто сочетают игровые элементы и серьезные компоненты, но и учитывают специфику российской школы инженеров. Внедрение приводов, камер и контроллеров наиболее близких к промышленным аналогам, позволяет обучающимся не только знакомиться с роботами в игровой форме, но и глубже погружаться в мир инженерии».

Образовательный робототехнический модуль «Технобот», «Экзамен-Технолаб»

ПЕДАГОГИ + УЧПРОМ = ЭФФЕКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Итоги санкционного года показали то, что производители преодолевают трудности и успешно справляются с новыми вызовами.

Особенно ценным изменением по итогам этого года производители называют новый уровень взаимодействия с педагогическим сообществом.

Отечественные компании активно включились в работу с образовательными организациями и стараются приспособить свой действующий ассортимент для нужд школы, снабдить свои материалы методическими рекомендациями, разработать сопроводительные программы. И готовы адаптировать свои уже имеющиеся решения и продукцию под уникальные запросы регионов.  Но, в первую очередь, ценна вовлеченность учителей и их обратная связь по опыту использования нового учебного оборудования.

Валерия Волкова: «Производителям крайне важна обратная связь от образовательного сообщества. Все новинки, которые выходят на рынок учебного оборудования, неминуемо будут улучшаться, если мы будем получать обратную связь. Причем, это касается и того, что уже есть на рынке, и того, чего сейчас не хватает школам и детским садам».

Ольга Доротюк: «Если говорить о нашей компании, то нам бы хотелось с помощью специалистов учреждений дошкольного образования детализировать перечень игрового оборудования. Например, конкретно указать необходимость закупки кукол в костюмах всех регионов и республик Российской Федерации. Какие под эти задачи необходимо создать настольные игры. Разработать методические рекомендации, пособия, чтобы правильно использовать игровое оборудование».

Куклы серии «Профессии», фабрика игрушек «Весна»

Алена Харитонова: «Мы готовы поддержать любые инициативы по включению сообщества педагогов в информационное поле новых образовательных технологий. Нужна популяризация использования таких инновационных инструментов учебного процесса как учебное оборудование с полным пакетом методического обеспечения. Важно, чтобы педагог не испытывал страха перед «сложным», всегда был проинформирован о последних новинках и зарекомендованных практиках использования учебного оборудования, накапливал экспертный опыт оценки качества методического обеспечения образовательных решений. Это позволит учителям формировать квалифицированные запросы к производителям учебного оборудования на создание новых учебно-методических комплексов».

Олег Поваляев:

«Прежде всего, мы ждем от педагогов желания развиваться и овладевать новыми методиками преподавания, в том числе с использованием современного учебного оборудования. Когда учителя втягиваются, они увлекаются, создают сообщества, обмениваются опытом как друг с другом, так и с производителями. Порой педагог придумывает нестандартные сценарии использования оборудования. А это важно для производителя, ведь чем больше вариантов использования продукта — тем лучше».

ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ. ИСТОРИИ УСПЕХА И ПЛАНЫ

В текущем году производители отмечают колоссальную активность по внедрению инновационного учебного оборудования как на федеральном, так и региональном уровне.

Олег Поваляев:

В этом году открывается технопарк Физтех-лицея МФТИ в подмосковном Долгопрудном, где мы оснастили лаборатории по физике и робототехнике (ФОТО).

В краснодарской СОШ № 100 представлена основа нашей траектории инженерного образования. Это цифровые лаборатории для начальных классов и всех кабинетов естественно-научного цикла. Их сопровождает линейка по конструированию и программированию робототехники от первых роботов на языке программирования скретч до умного дома, работающего в стандарте интернета вещей.

Также мы запустили новый формат оснащения — проектные отраслевые лаборатории. Они создаются под нужды отрасли или конкретного предприятия. Сейчас работают три, все в Подмосковье. В Подольске одна открыта в Лицее № 1 совместно с НИИ НПО «Луч» ГК Росатом и посвящена атомной энергетике. Другая — космическая лаборатория в школе № 29. Ее мы оснастили совместно с партнерами из компании «Образование будущего». Третья — оптико-лазерная, работает в школе№ 2 Бронниц.

Отдельно хотим отметить инициативу Росстандарта по Метрологическому образовательному кластеру – образовательному проекту, стартовавшему в начале 2022 года и направленному на комплексное расширение профориентации учащихся. Сегодня совместно с ФГУП «ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева» идет запуск линейки оборудования для Метрологического образовательного кластера.

Алена Харитонова рассказывает:

Регионы очень заинтересованы в получении образовательных технологий по изучению искусственного интеллекта, компьютерного зрения, нейронных сетей, машинного обучения в школе.

В 2023 году школы России все чаще оснащаются нашими учебно-методическими комплексами для использования учебного оборудования и методического обеспечения на уроках информатики и технологии, а также в проектной и внеурочной деятельности. Видим, что заинтересованность в оснащении связана и с подготовкой школьников к ведущим соревнованиям страны, дающим дополнительные балы к ЕГЭ. А еще в этом году планируем первый масштабный образовательный фестиваль искусственного интеллекта для тысяч школьников из десяти регионов Южного федерального округа, в том числе для новых территорий России. Активно готовимся к старту, усиливаем методики самыми интересными задачами и готовим онлайн-платформу для моментального практического применения знаний школьников на практике.

Впрочем, есть и то, что хотелось бы изменить, чтобы ускорить позитивные процессы в отрасли промышленности для образования.

Ольга Доротюк:

Важно​ стимулировать спрос на игрушки через оснащение детских садов, путем госзакупок, достаточного бюджетного финансирования. Сегодня в детских садах​ остается проблема недостаточного финансирования на игровое оборудование.

Алена Харитонова:

Ожидаем от государства не только ведения списков рекомендованного оборудования, но и квалифицированного контроля над эффективностью его использования. Если оборудование не содержит достойного пакета методического обеспечения, то эффективность его низкая, педагоги не стремятся включать такое оборудование в учебный процесс. Оно остаётся не использованным, хранится на складе школы или красиво стоит на полках классов. Мы убеждены, что такие позиции должны исключаться из рекомендованных списков оснащения образовательных организаций.

Олег Поваляев:

За последнее десятилетие появилось много цифрового учебного оборудования. Но содержание нормативных документов часто не успевает за реальной ситуацией. Так, в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» регионы получают средства на закупку компьютеров и периферийного оборудования, получают доступ к цифровому образовательному контенту. А цифровое учебное оборудование, получается, к цифровой образовательной среде не относится. Это один из примеров, на что государству стоит обратить внимание.

Антонина Цицулина, президент АИДТ и программный директор УЧПРОМа, рассказывает о том, что обязательно нужно посмотреть на УЧПРОМе.

На Съезде будет представлено самое актуальное учебное оборудование, которое сегодня предлагают лидеры отрасли:

  • шарнирные куклы-балерины и куклы в костюмах различных профессий и костюмах народов России, более 20 видов развивающих конструкторов, игры со страноведческим и культурологическим уклоном, настольные и научные игры.
  • Наборы по техническому зрению. За счет использования открытого программного обеспечения и особых настроек его возможности по распознаванию любых объектов ограничиваются только фантазией того, кто с ним работает. Эта технология востребована в очень разных сферах: от распознавания лиц в сфере безопасности до сортировки и перемещения грузов в логистике.
  • Наборы для обучения проектированию и обслуживанию систем умного дома с возобновляемыми источниками энергии. Он представляет собой модуль с жилым и техническими помещениями, на котором учатся собирать автоматические системы автономного энергообеспечения. Набор для изучения физических принципов работы БПЛА. Это квадрокоптер на балансировочном стенде, позволяющий изучать аэродинамику — базовый раздел для всех, кто работает с беспилотниками.

Образовательная экосистема для изучения искусственного интеллекта в задачах беспилотного транспорта. Гости выставки протестируют настоящий беспилотник.

Главная тенденция сейчас — переход от классов-мастерских к настоящим проектным лабораториям. Так, на съезде будут представлена современная лаборатории по работе с альтернативными источниками энергии.

Одна из главных задач проведения УЧПРОМа — это мониторинг существующих потребностей в средствах обучения и воспитания государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, а также расширение практики привлечения профессиональных экспертных организаций и отечественных производителей к информированию образовательных организаций о средствах обучения и воспитания.

Справочно:

Национальный съезд производителей учебного оборудования — главное отраслевое событие года. В трехдневную деловую программу мероприятия входят пленарные заседания, экспертные сессии, деловые конференции, презентации и круглые столы.

Организатором Национального съезда производителей учебного оборудования выступает АИДТ при поддержке Совета Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Российской академии образования, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

В рамках Съезда проходит выставка ведущих отечественных производителей учебного оборудования и средств обучения.

*«Золотой медвежонок»  – главная отраслевая премия в сфере товаров и услуг для детей. Проводится ежегодно с 2010 года при поддержке Совета Федерации Федерального собрания РФ, Минпромторга России, профильных министерств и ведомств, региональных органов государственной власти. Победителей определяет научный, отраслевой и индустриальный экспертный совет. Премия поощряет потребительские качества продукции и услуг, отмечает заслуги компаний и лидеров индустрии, внесших значительный вклад в развитие инфраструктуры современного детства.

* Академия Высоких технологий – победитель в номинации «Лучшее учебное оборудование и средства обучения» премии «Золотой медвежонок» – 2022.  ГК «Просвещение» – победитель в номинации «Устойчивое развитие, КСО и благотворительность» и «Сервисы и услуги для детей» премии «Золотой медвежонок» – 2022. Фабрика игрушек «Весна» – победитель в номинации «Зал славы» премии «Золотой медвежонок»-2022

Мероприятия деловой программы Учпрома будут транслироваться в прямом эфире. Приглашаем коллег в наш онлайн-зал, где 29-31 августа можно будет просматривать ключевые события Съезда.

С подробной программой можно ознакомиться здесь>>>

29 АВГУСТА 

11:30 – 13:00. Пленарная дискуссия «Промышленность для образования: вызовы настоящего – возможности будущего»

13:30 – 14:30. Практическая сессия «Единая система профориентации школьников: от детского увлечения к будущей профессии»

13:30 – 14:30. Практическая сессия «Инфраструктура детского сада: роль промышленности в реализации концепции развития дошкольного образования»

15:30 – 16:30 Практическая сессия «Технология: какие образовательные решения предлагают производители учебного оборудования»

15:30 – 16:30. Практическая сессия «Развивающая среда дошкольного образования: производители VS педагоги»

30 АВГУСТА

11:30 – 13:00. Пленарная дискуссия «Государственные закупки в сфере образования: назад в будущее или вперед в прошлое?»

13:30 – 14:30. Практическая сессия «Школа Минпросвещения России – образовательная среда доступного качественного образования»

13:30 – 14:30. Практическая сессия «Детский сад – маршруты развития: организационно-методическое сопровождение создания и модернизации образовательной среды»

15:30 – 16:30. Практическая сессия «Среда развития талантов: учебное оборудование и олимпиадное движение»

15:30 – 16:30. Практическая сессия «Большая & маленькая промышленность: как наборы для проведения опытов по разным отраслям знаний и игрушки для конструирования формируют кадровый потенциал»

31 АВГУСТА

11:30 – 13:00. Пленарная дискуссия «Научно-производственная кооперация и сетевое взаимодействие: стратегии обновления»

13:30 – 14:30. Практическая сессия «Федеральный проект «Профессионалитет»: распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям»

13:30 – 14:30. Практическая сессия «Экспортный потенциал – драйвер развития российских EdTech технологий»

15:30 – 17:00. Пленарная сессия «Учпром – суверенная промышленность для образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте