search
main
0

«Учпром — суверенная промышленность для образования»: подвели итоги Национального съезда производителей учебного оборудования

В пресс-центре ТАСС в ходе пленарной сессии «Учпром — суверенная промышленность для образования» подвели итоги Первого Национального Съезда производителей учебного оборудования «Учпром», который прошел накануне начала нового учебного года.

Фото: АИДТ

Организатор Съезда — Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) представила исследование рынка госзакупок отрасли учебного оборудования и средств обучения, согласно которому объем закупок учебного оборудования для образовательных учреждений России в 2023 году составит 3,6 млн единиц на сумму 27,57 млрд рублей.

Как сообщила президент АИДТ Антонина Цицулина, в 2023 году для образовательных учреждений закупят 3 604 006 единиц учебного оборудования на сумму 27,57 млрд рублей. Это 43% от общей потребности в оснащении. Общую потребность в оснащении учебных учреждений АИДТ оценивает в 7,95 млн единиц на сумму 64,3 млрд рублей. В общем объеме закупок доля средств обучения и учебных пособий составит 43%, компьютерного оборудования – 27,82%, доля мебели и систем хранения – 24,76%, спортивного инвентаря – 2,97%.

«Мы отмечаем, что закупки учебного оборудования растут быстрее. Безусловно, строительство и оснащение школ очень сильно стимулирует этот рынок и отрасль учебной промышленности, конечно, должна этому отвечать», — подчеркнула Антонина Цицулина.

Антонина Цицулина

В ходе трехдневной работы Съезда руководители профильных федеральных и региональных органов власти, лидеры производства учебного оборудования и средств обучения, ведущие эксперты отрасли обсудили тренды развития промышленности учебного оборудования, определили подходы государства к формированию современной инфраструктуры образования, рассмотрели проблемы отрасли и необходимые меры поддержки для наращивания доли отечественной продукции, пути и возможности замещения отечественными производителями доли рынка ушедших международных брендов, оснащение учебных учреждений современными средствами обучения, не уступающими мировым аналогам.

Председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила необходимость расширения взаимодействия законодателей, органов исполнительной власти, представителей научно-педагогического сообщества и производителей с целью создания качественной продукции с опорой на традиционные ценности многонациональной России.

«Развитие производства учебного оборудования приобретает особое значение в условиях формирования суверенного российского образования. Системе образования сегодня нужна качественная продукция для воспитания детей в отечественном культурном пространстве, чтобы у них формировались нравственные ценности, любовь к Родине», — подчеркнула парламентарий.

Ключевой темой итоговой сессии стало обсуждение мер поддержки для наращивания производства отечественного учебного оборудования и оснащение образовательных учреждений качественными средствами обучения.

Руководитель Росстандарта Антон Шалаев отметил, что появление национальных стандартов в области учебного оборудования позволит обеспечить безопасность использования средств обучения и воспитания, масштабировать и тиражировать существующие наилучшие практики разработчиков и изготовителей, унифицировать требования при закупке учебного оборудования. Руководитель Росстандарта также напомнил, что в 2022 году была разработана и утверждена перспективная программа стандартизации в области товаров и услуг для детей. Актуальная редакция программы содержит 168 стандартов. Среди разделов программы впервые появился раздел «Учебное оборудование. Модели и устройства демонстрационные»:

«Не могу не отметить интересную работу, которая ведется по переработке ГОСТа, определяющего требования к школьным классным доскам. Этот новый ГОСТ придет на смену действующему стандарту, который используется без изменений уже 35 лет: с 1986 года у нас одни и те же требования к учебным доскам. Понятно, что их уже давно пора актуализировать», — прокомментировал Антон Шалаев.

Фото: АИДТ

Генеральный директор ГК «Просвещение» Наталья Третьяк обратила внимание на важность роста доли отечественных производителей в отрасли учпрома и средств обучения:

«Помимо безопасности, качества и эффективности, важно, чтобы средства обучения производились отечественными производителями. Мы анализировали рынок: уже более половины предложений на рынке учебного оборудования составляют предложения российских производителей. Я уверена, что это не предел, доля будет расти. Конечно, у нас не стоит задачи заместить импортные товары на 100 процентов, это маловероятно и не нужно в условиях современной экономики. Но, важно работать над увеличением доли наших производителей. За счет этого оборудование станет более доступным и содержательно эффективным. При этом, у нас есть возможность работать под нашими отечественными образовательными стандартами – это тот потенциал и то направление, которые мы в рамках Ассоциации предприятий индустрии детских товаров можем отрабатывать и улучшать».

Александр Савенков

Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических и психологических наук, профессор Александр Савенков отметил, что разработка учебного оборудования для образовательных организаций разных уровней традиционно развивается в условиях тесных контактов ученых с производителями. «Как главный центр планирования и проведения научных исследований в области образования Российская академия образования проявляет повышенный интерес к производителям учебного оборудования, развивающим свою продукцию на основе достижений наших научно-педагогических школ и передовой образовательной практики», — рассказал профессор.

Сегодня, благодаря нацпроекту «Образование» за счет строительства и капитальных ремонтов формируется новый масштабный рынок оснащения школ, который формирует качественную образовательную среду и участие в нем постоянно развивающегося продукта отечественной промышленности, — считает исполнительный директор Бизнес-блока ВЭБ.РФ, генеральный директор компании  «ПроШкола» Алиса Денисова:

«Мы заинтересованы в том, чтобы формировалась глубокая кооперация с производителями. И видим возможность участия отечественного промышленника не только в учебном оборудовании и средств обучения, но и в дополнительном оснащении пришкольных территорий. Все эти возможности могут быть  широко использованы в рамках государственно-частных партнерств и при внедрении новых моделей кооперации государственных контрактов с  частными инвесторами, в том числе, с банками. Мы с нашими партнерами, и, конечно, при участии АИДТ и, возможно, Совета Федерации готовы отработать ряд положений по улучшению и снятию барьеров, существующих сегодня у законодательства, для масштабного применения этой формы».

Производители учебного оборудования должны понимать потребность в единицах продукции на следующий год-два, чтобы планировать производство, а также серьезно изучать и оценивать потребности потребителей — отмечает председатель Комитета производителей учебного оборудования АИДТ, генеральный директор «Дидактические системы» Юлия Гольденштейн:

«Важный момент: мы делаем не просто «железо», мы очень серьезно изучаем потребности наших пользователей — педагогов, учащихся, специалистов по закупкам. Эти потребности мы реализуем в наших решениях. Сюда относятся и методические материалы, и учебники, и лабораторные практики. Но наше ценностное предложение через процедуру госзакупок до конечного заказчика мы донести не можем».

Спикер предложила внести изменения в статью 93 закона 44 ФЗ и предоставить образовательным организациям право осуществлять закупки учебного оборудования непосредственно у производителей за счет средств, предоставляемых в рамках национальных и федеральных проектов. Также, по ее мнению, следует на постоянной основе проводить мониторинг наличия и использования учебного оборудования в учебных учреждениях и определять потребность в нем, рассчитывать необходимый объем средств для его приобретения.

Генеральный директор фабрики игрушек «Весна» Ольга Доротюк поделилась своими впечатлениями от Съезда и теми выводами, которые могут быть ценными для производителей.

«Мы как российские производители понимаем ту меру ответственности, которую несем за выпуск качественных и безопасных товаров для наших детей, — подчеркнула она. — Однако в результате обсуждений на съезде пришло еще одно понимание того, что игрушка — это не просто способ развлечения детей, но и средство образования и воспитания. Игрушку не сделать без консолидации науки, образования и производства. Еще пятнадцать лет назад, когда создавалась АИДТ, мало кто верил, что можно преодолеть межотраслевую разобщенность, но сегодня мы видим, что эти преграды преодолеваются», — подытожила спикер.

Как сообщила президент АИДТ Антонина Цицулина, по итогам трехдневного Национального Съезда производителей учебного оборудования и средств обучения, на основе консолидированных решений, выработанных участниками Учпрома, будет подготовлен свод предложений от производителей в формате  отраслевого доклада, который позволит вывести их на уровень государственных решений, и, в результате, нарастить объемы производства учебного оборудования и средств обучения в стране.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте