search
main
Топ 10

«Учиться надо всю жизнь»: профессор ВШЭ рассказал, к чему готовиться молодым специалистам

Пандемия коронавируса вывала в обществе разные предположения об изменениях на рынке труда. О том, стоит ли бояться засилья роботов, почему число безработных снова стало приближаться к докарантинным показателям и о многом другом, рассказал Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.

Фото: pexels.com

Эксперт отметил, что в разгар пандемии пик безработицы превысил ее допандемийные значения на 1-1,5 пункта, а затем ее уровень снова стал опускаться – после отмены повышенного пособия по безработице. В настоящее время этот показатель – на доковидном уровне. Об этом сообщает сайт Высшей школы экономики.

По мнению эксперта, кризис из-за коронавируса не стандартен. Если прежние вызывались шоком от падения спроса, то нынешний кризис является кризисом предложения – ведь из-за ограничений закрыли множество предприятий.

При этом заметно выросла потребность в специалистах ИТ-сферы, курьерах и упаковщиках. Несмотря на это, сегодня их нельзя назвать основными профессиями на рынке труда. Молодежи нужно готовиться к постоянной учебе – на протяжении всей жизни. Всегда будут востребованы фундаментальное образование, социальные,  цифровые навыки и иностранные языки.

Среди важных социальных навыков эксперт назвал готовность учиться, ответственность, эмоциональную стабильность, умение выполнять свои обязанности в различных обстоятельствах, коммуникабельность. При этом, судя по требованиям к кандидатам на сервисе HeadHunter, большого спроса нет на высокие навыки – когнитивные способности или склонность к аналитике.

Стоит ли опасаться роботизации? Чаще всего умную технику используют в автомобилестроении и микроэлектронике. Однако в нашей стране этот сегмент производства не так велик и по большей части уже роботизирован. Зато много россиян заняты в бюджетном секторе экономики, а заменить роботами врачей, педагогов, медсестер пока не представляется возможным.

Кроме того, профессор уверен, что молодежь должна быть готова к смене специальности. Сравнивая американский и европейский подходы к образованию, он отмечает, что более общая американская система показывает большую результативность при достижении высокого уровня производительности труда. А европейский подход, точнее, немецкий, рассчитанный на узкую специальность, ближе к советской системе. Узкие специальности исчезают, и человеку приходится их менять. Современная болонская система с более общим бакалавриатом и более специализированной магистратурой демонстрирует движение к общему образованию.

Владимир Гимпельсон также отметил любопытную тенденцию: зарплата растет у работников примерно до 35-40 лет. После этого она опускается. А постепенно вообще становится ниже, чем у молодежи. Этот факт, по его мнению, входит в противоречие с экономической теорией. Эффект поколений странным образом движется в обратном направлении. Получается, что старшее поколение как будто «штрафуют» – за образование, полученное в советские годы, за то, что им пришлось пережить в 90-е годы, от экономического роста нулевых им тоже выгод почти не досталось. При этом молодежь смогла воспользоваться возможностями быстрого экономического роста начала 2000-х годов.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что в Министерстве труда и социальной защиты разработали стандарт центрам занятости населения для организации временного трудоустройства молодежи. Проект документа опубликован для общественного обсуждения.

Временно трудоустроиться теперь будут помогать не только выпускникам колледжей в возрасте 18-20 лет, но и выпускникам вузов, а также подросткам 14-18 лет. Для этого молодым людям не нужно собирать документы. Достаточно подать заявление на портале «Работа России».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте