У Тюменской области есть все основания гордиться не только своей экономикой и богатством природных запасов, но и прежде всего образованием. Накопленный за последние пять лет опыт по реформированию системы образования, по внедрению нормативного бюджетного финансирования и введению отраслевой системы оплаты труда позволил Тюменской области наравне с Москвой и Санкт-Петербургом стать регионом-консультантом по обеспечению организационно-методического сопровождения и методической поддержки регионам-победителям конкурса комплексных проектов модернизации образования. Задача по реализации этого государственного контракта легла на плечи Тюменского областного государственного института развития регионального образования. Руководит им опытный управленец Ольга Владимировна РОЙТБЛАТ, знающая все уровни образования.
СтатфактВсего в мероприятиях проекта по распространению опыта Тюменской области принял участие 791 человек из 25 регионов (руководители и специалисты органов управлений образованием), включая такие отдаленные, как Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия и другие. Из 21 региона-победителя приняли участие 8 регионов. Проведено 120 консультаций, в том числе в режиме on-line-конференций, интернет-форумов и с выездом в регионы, проведены 4 межрегиональные научно-практические конференции с общим числом участников 511 человек, on-line-конференция и интернет-форум, в которых приняли участие более 1300 человек.
– Мы выполняли свой проект по заказу Федерального агентства по образованию с 16 августа по 3 декабря 2007 года, – рассказывает Ольга Владимировна. – Его реализация предполагает прежде всего разработку учебно-методического и информационно-методического обеспечения для обучения руководителей и специалистов органов управления образованием, финансово-экономических работников, руководителей образовательных учреждений по следующей тематике в рамках основных направлений модернизации образования:
– совершенствование содержания и технологий образования в рамках реализации Концепции профильного обучения;
– развитие системы обеспечения качества образования;
– совершенствование содержания и технологий образования в условиях внедрения новых государственных образовательных стандартов общего образования;
– совершенствование экономических механизмов в сфере финансирования образовательных учреждений, переход на новую систему оплаты труда.
По всем этим направлениям модернизации образования ТОГИРРО организует и проводит курсы повышения квалификации с выдачей документа государственного образца, а также стажировки по обучению специалистов органов управления образованием разного уровня, финансово-экономических работников, директоров образовательных учреждений.
– Одна из особенностей нашей работы, – замечает Ольга Владимировна, – это проведение консультирования в режиме продвижения с учетом особенностей реализации комплексных проектов модернизации образования каждого региона. Мы консультируем руководителей и специалистов органов управления образованием, финансово-экономических работников регионов-победителей. Кроме того, еще одна распространенная форма нашей работы – проведение конференций с участием представителей регионов – победителей конкурсного отбора, начавших внедрять комплексные проекты, а также разработка учебно-методических, дидактических и информационно-аналитических материалов для обеспечения методической поддержки победителей. Мы делились с другими регионами прежде всего опытом, который касается перехода на нормативное подушевое бюджетное финансирование образовательных учреждений, совершенствования содержания и технологий образования в рамках введения профильного обучения, совершенствования содержания технологий образования в рамках внедрения новых государственных образовательных стандартов общего образования, обеспечения качества общего образования.
– Ольга Владимировна, сколько регионов уже смогли перенять ваш опыт?
– В мероприятиях проекта по распространению опыта Тюменской области принял участие 791 человек из 25 регионов России, включая такие отдаленные, как Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия… Из 21 региона-победителя прошлого года у нас побывали 8. Все наши гости, участники семинаров, конференций и консультаций побывали в органах управления образованием Тюменской области, образовательных учреждениях городов и сел, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность и внедривших нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда. Все, кто приехал к нам за опытом, смогли увидеть на местах рост объема финансирования и новые механизмы хозяйствования. Во время встреч с директорами и бухгалтерами школ была возможность познакомиться с результатами перехода на новую систему оплаты труда, с новыми условиями распределения фонда заработной платы и стимулирования работников образования, ростом заработной платы учителей. Наши гости также ознакомились с организацией введения профильного обучения в разных типах и видах школ, новыми образовательными технологиями, способами обеспечения качества образования. Участники наших мероприятий ознакомились с концепцией качества образования Тюменской области и способами ее реализации на разных уровнях – региональном, муниципальном, на уровне образовательного учреждения. Побывали в муниципальных органах управления образованием – сельских и городских, познакомились с технологиями и механизмами взаимодействия органов управления образованием, школ, подразделениями Департамента образования и науки по реализации основных направлений модернизации образования. Замечу, что в обучении и консультировании принимали непосредственное участие специалисты Департамента образования и науки, Департамента финансов, Тюменского государственного института развития регионального образования, представители экспертного сообщества, которые разрабатывали нормативно-правовые акты, методики и технологии по модернизации образования в Тюменской области.
Из досье «УГ»
Этапы реформирования системы регионального образования Тюменской области
1-й этап (2002-2003 годы) – реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
2-й этап (2003-2004 годы) – внедрение нормативного бюджетного финансирования, начало эксперимента по организации и проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
3-й этап (2004 год) – введение отраслевой оплаты труда, перевод учреждений дошкольного и дополнительного образования в новую организационно-правовую форму – автономные некоммерческие организации.
4-й этап (2005 год) формирование государственно-общественных форм управления образованием.
5-й этап (2006-2007 годы) – совершенствование механизмов управления образованием области.
Мнения
Из отзывов руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и финансово-экономических работников регионов-победителей
Что из увиденного представляет наибольший интерес?
– Создание банка данных об учителях, отслеживание достижений учителя, учащихся.
– Грамотность управленцев в области экономических вопросов, понимание каждым руководителем финансовых возможностей образовательного учреждения, благодаря этому эффективное планирование на будущее.
– Прогнозирование качества образования.
– Реальные успехи школ, создание единого областного экономического совета.
– Межведомственное взаимодействие в сфере совершенствования экономических механизмов, глубокое знание предмета на всех уровнях.
– Реальные шаги в достижении успехов, результатов по всем направлениям модернизации образования, уверенность всех в достижении цели.
Комментарии