Для того чтобы воспитывать, нужно как минимум самому быть воспитанным. Поэтому не случайно в Казанском госпедуниверситете не так давно прошел республиканский «круглый стол» «Место учебных дисциплин в воспитательной системе образовательного учреждения». В нем приняли участие около 200 педагогов и руководителей высшего, среднего и начального профобразования, а также общего и дополнительного образования Татарстана и соседних регионов. Общее заседание «круглого стола» открыл ректор Казанского государственного педуниверситета доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РТ Зямиль Нигматов.
«Круглый стол» – составная часть подготовки к Всероссийскому совещанию-семинару руководящих работников педагогических учебных заведений «Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя», который традиционно ежегодно проводится в октябре на базе КГПУ.
Проректор КГПУ по воспитательной работе Людмила Мирошниченко начала свое выступление со слов, что воспитание может и должно осуществляться в процессе изучения учебных дисциплин. С этим, к сожалению, не все согласны, посетовала Людмила Васильевна. Стандарты высшего педобразования первого и второго поколений опираются только на знания, умения, навыки вне связи с другими важнейшими характеристиками будущего учителя. Людмила Васильевна считает, что авторы этих стандартов демонстрируют свое неприятие очевидной необходимости специально организованного процесса профессионально-педагогического воспитания в педвузах и тем более в современной общеобразовательной школе.
– Девиз концепции работы КГПУ, – говорит Людмила Васильевна, – воспитай культурой. Воспитание неразрывно связано с обучением, но оно становится составной частью профессионально-педагогической подготовки только в условиях совместной деятельности преподавателей и студентов. Главное, чтобы будущий учитель стал не просто «урокодателем», а по-настоящему подготовленным профессионалом, способным организовать в школе целостный процесс обучения и воспитания учеников, готовым обеспечить все условия для всестороннего развития личности ребенка. Решить эти задачи невозможно без студенческого самоуправления. Оно реально существует в КГПУ с октября 2003 года. Молодым людям необходимо, чтобы они вместе со своими сверстниками могли принимать важные решения.
Начальник управления по воспитательной работе Казанского технического университета Галина Леукина отметила, что студентам катастрофически не хватает речевой практики. Это касается всех учебных дисциплин, не только технических, но и гуманитарных. Дать такую возможность в рамках учебной дисциплины, по ее мнению, и есть реализация воспитательного потенциала. Но, к сожалению, заявила она, когда дело доходит до студенческих конференций или каких-то встреч студентов с деканами, ректором, то ребятам зачастую не хватает слов для аргументации своих решений. Сейчас в университете намечается переход к рейтинговой системе оценки успеваемости, и больше баллов планируется начислять тем студентам, которые выступают перед широкой аудиторией, умеют доказывать и защищать свои идеи и взгляды.
Декан факультета физической культуры КГПУ Ренат Абзалов подчеркнул, что главная задача современной высшей школы – подготовка конкурентоспособного специалиста. Учебный процесс в вузе должен быть построен так, чтобы реализовать эту проблему с современных позиций. В первую очередь нужна согласованная деятельность педагога и студентов.
Специалист отдела воспитания и дополнительного образования Э.Р. Сафина отметила, что в стране сложилась такая ситуация, когда школа должна взять на себя миссию противостояния тем негативным влияниям, которые сегодня со всех сторон воздействуют на ученика. Ребенок в школе проводит большую часть времени, а значит, на учителя ложится двойная нагрузка: не только доступно преподнести материал, но и максимально реализовать воспитательный потенциал урока. От педагога сегодня ожидают не только чтобы он учил, направлял и оценивал, но и готовил ребенка к жизни в обществе, воспитывал его любознательность. В заключение участники «круглого стола» обсудили и приняли обращение к педагогам и руководителям образовательных учреждений России.
Казань
Комментарии