Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Учитесь мыслить программно! «Дорожная карта» прогимназии №1779

Учительская газета, №50 от 11 декабря 2012. Читать номер
Автор:

​Словосочетание «инновационное развитие» вошло в обиход всех отраслей народного хозяйства. Так что же такое «инновационное развитие» – модное словосочетание или концепция, которая закладывает определенное содержание?

В понимании прогимназии суть инновационного развития заключается в обеспечении условий для непрерывного саморазвития. Директор прогимназии Зинаида Сергеевна Строчкова убеждена, что самая эффективная модель – это модель саморазвивающейся школы. «Саморазвивающаяся школа – это школа, постоянно расширяющая способности творить свое будущее, способная порождать, усваивать и передавать знания, место, где участники образовательного процесса могут постоянно расширять свои возможности, добиваться желаемых результатов, где поддерживается стремление к обучению, где постоянно учатся и готовы учиться», – говорит Зинаида Сергеевна.Что формирует школу, как не сплоченный коллектив, занимающийся в едином порыве любимым делом?В прогимназии сложился уникальный педагогический коллектив. Одну треть составляют молодые педагоги, стаж которых до 5 лет, треть педагогов имеют стаж от 10 до 20 лет, и треть педагогов имеют стаж более 25 лет. Так что прогимназию смело можно назвать молодой. И не только благодаря своему личному юному возрасту (всего пять лет прошло с момента открытия – настоящая первоклассница!), средний возраст педагогов здесь составляет 33 года.Естественно, что в такой среде хорошо налажена связь людей одной профессии разных поколений. Более того, по словам педагогов, здесь собрались профессионалы, которые определили свою миссию всего двумя словами – служение Отечеству. Так что сохранять традиции и задействовать инновации достаточно легко. И в то же время сложно и интересно.Легко, наверное, потому что каждый болеет за свое дело, стараясь каждый день каждым поступком доказывать, что достоин быть примером, словно следуя словам учителя истории Ильи Семеновича Мельникова из замечательного «Доживем до понедельника».Сложно, потому что новое – это всегда неизведанный путь. Интересно, потому что ты находишься в деятельности.В целом инновационная деятельность прогимназии №1779 – это, с одной стороны, способ управления качеством образования, а с другой – способ повышения квалификации педагогов, как своих собственных, так и всех желающих перенять опыт учебного заведения и распространить его дальше. Вообще в этом аспекте прогимназия ведет себя достаточно открыто. Заместитель директора по УВР Светлана Харлакевич говорит, что на этапе становления прогимназии сетевое взаимодействие со школой города Томска «Эврика-развитие» позволило быть в педагогическом сообществе и укрепиться в идее развивающего обучения. Закрытая система погибает, открытая распространяет свое влияние и сама совершенствуется.Сегодня в школе при любых условиях есть свой процент педагогов, которые не просто выполняют свою деятельность в установленных временных и содержательных рамках точно и хорошо, но и стараются найти новые пути, интересные для педагогов и учеников. В прогимназии №1779 из таких педагогов состоит весь коллектив, и включиться в инновационную деятельность им пришлось буквально с момента своего основания. В это время большинство средних учебных заведений уже имели за плечами не только инновационный, но и большой традиционный путь. Прогимназии №1779 было необходимо резко набирать нужную высоту.Первая экспериментальная площадка, в работе которой приняла участие прогимназия, называлась «Безотметочное оценивание как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников». За этой длинной и строгой формулировкой лежит весьма глубокая проблематика: ставить традиционные пятерки и четверки в первом классе еще не положено, но каким-то же образом надо закладывать понятия оценки, критерии качества труда, освоения материала? Учеба без оценок непонятна ни детям, ни родителям. Руководство этой площадкой взяла на себя Елена Вадимовна Восторгова – к. п. н., сотрудник Института психологии РАО. Изучив существующие способы оценки школьников в начальных классах, педагогический коллектив прогимназии пришел к выводу, что надо создавать свою систему оценивания достижений учащихся, так как традиционные способы оценки могут значительно снизить мотивацию ребенка к учебе. Все приходят в школу с азартом и интересом, но потом столкновение с первыми трудностями может погасить огонек интереса в глазах ребенка. В школе необходимо создать условия для успешного обучения, а для этого необходима такая система оценивания, которая не просто фиксирует результат, а помогает выработать путь своего собственного образования.Формирование оценочной компетенции у младших школьников – одна из важнейших задач начальной школы. Умение отделять знание от незнания, определять свои личные учебные задачи, план своей деятельности по ликвидации пробелов в знаниях формируется при анализе и оценке результатов учебной деятельности. Система критериального оценивания помогает качественно изменить учебный процесс. Учитель делегирует часть своих полномочий по оценке достижений, и ребенок из пассивного участника сразу становится организатором своей учебной деятельности. Важно, что оценка ученика всегда предшествует оценке учителя. Это позволяет сформировать у ребенка адекватное оценивание своих результатов. Учителя прогимназии с помощью технологии критериального оценивания имеют возможность не только отследить индивидуальное продвижение каждого ребенка, но и совместно с ребенком организовать учебный процесс так, чтобы каждый получил продвижение на своем уровне и в своем индивидуальном темпе. Критериальная оценка позволяет ученикам учиться не ради балла, а дает возможность определить путь дальнейшего продвижения.Участие в пилотном проекте «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы» потребовало пересмотра содержания образования, технологий обучения и изменения профессиональных навыков педагогов. Руководили работой ГЭП Семенов Алексей Львович – ректор МИОО, д. ф.-м. н., член-корр. РАО, Булин-Соколова Елена Игоревна – к. п. н., директор ЦИТУО. В результате в прогимназии была создана ИКТ-насыщенная и предметная образовательная среда, позволяющая реализовать ФГОС. Сегодня ФГОС требует от каждого учителя не только знания ИКТ, но и умения применить их на уроке. Новая организация учебного процесса потребовала составить новое календарно-тематическое планирование, освоить работу в ИКТ-насыщенной и предметной среде, сама структура урока должна была измениться, чтобы поставить технологии на службу образования. В результате размышлений над содержанием образования, появилась идея создания новых учебных модулей. Так был разработан модуль адаптационного периода для первоклассников «Первые шаги в школе». Задача данного 39-часового модуля – помочь первоклассникам войти в учебную деятельность. Курс заложил основы поведения в школе, задал стиль взаимоотношений между учителем и учениками, позволил сформировать ответственное поведение, готовность к самостоятельности. Курс «Первые шаги в школе» помог ребятам освоить работу в паре, в группе, умение представлять командный результат, оценивать свою работу и работу товарищей и т. д. Во время адаптационного периода первоклассники освоили первоначальные приемы работы на компьютере. Сформированные приемы учебной деятельности позволили более эффективно организовать учебную деятельность на уроках, а следовательно, повысить качество обучения.Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться.В рамках пилота в прогимназии апробируется курс «Математика и информатика», созданный А.Л.Семеновым, Т.А.Рудченко. Авторские идеи курса «Математика и информатика» Семенова и Рудченко потребовали иной организации урока, несколько необычной для начальной школы. Учителю отводится роль консультанта, а ученики, самостоятельно работая с учебником, выводят правила, составляют алгоритмы, решают проектные задачи. Главная идея курса – дать в руки ученика инструмент, с помощью которого он сможет учиться самостоятельно. Формирование информационной и коммуникативной компетенции у учащихся – одна из важнейших задач начальной школы, и курс «Математика и информатика» обеспечивает решение этих задач.Кроме того, была создана «Онлайн-прогимназия» – особая интерактивная среда, где каждый школьник либо по собственному желанию, либо с подачи учителя может потренироваться в выполнении заданий, которые даются ему недостаточно хорошо, а может и углубиться в интересующую его тему, решая творческие задачи. Это позволяет не идти в традиционном ключе, приостанавливая активных, схватывающих все на лету, и подгоняя тех, кому требуется больше времени, чтобы вникнуть. Каждый индивидуально задает свой темп и объемы работы.Сейчас прогимназия №1779 имеет уже достаточно опыта по многим направлениям работы, чтобы транслировать свой опыт педагогическому сообществу. Учебное заведение является окружной стажировочной площадкой, которая проводит ежемесячные семинары для педагогов начальных классов. Учителя прогимназии Валентина Анатольевна Курилович и Наталья Герасимовна Павлова также ведут курсы МИОО для учителей начальных классов по теме «Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы». Недавно прогимназия включилась в работу управленческой городской инновационной площадки «Формирование механизмов обеспечения высокого качества общего образования через введение новых ФГОС начального, основного общего образования, разработку и внедрение московского стандарта качества общего образования» под руководством Арнольда Ясвина. Модельные методики, разработанные в рамках ГИП научным сообществом, позволяют программировать развитие образовательного учреждения. Работа в рамках этой инновационной площадки, по словам администрации учебного заведения, поможет создать программу развития прогимназии на новый период. Опыт работы в инновационном режиме, а также присоединение к прогимназии детского сада позволили прогимназии подать документы на право осуществления деятельности в качестве федеральной инновационной площадки «Механизмы реализации ФГОС через создание современной образовательной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Создание единой образовательной среды в комплексе «детский сад – школа» позволяет обеспечить преемственность между ступенями дошкольного и начального школьного образования. Статус ФИП позволит прогимназии транслировать положительный опыт на другие образовательные учреждения РФ. Идеология прогимназии, условия, созданные в учебном заведении, кадровый потенциал обеспечивают выполнение требований ФГОС. Родители, как заказчики образовательных услуг, выбирают прогимназию исходя из своего видения, какое образование они хотели бы для своего ребенка. Еще год назад учебное заведение впервые открыло свои двери для трех классов новоиспеченных школьников, в этом году их набралось уже четыре. Если в будущем году придет столько ребят, что придется распределять их на пять классов, педагоги готовы учить пять. Пока еще никому не отказывали.Светлана ХАРЛАКЕВИЧ, заместитель директора по УВР прогимназии №1779:- При всей популярности и привлекательности нашего учебного заведения, пожалуй, у нас есть и свои проблемы. В связи с тем что число учеников у нас постоянно растет, мы ежегодно нуждаемся в кадрах. Кадровый вопрос стоит остро. Квалификация учителей требует постоянного повышения, учитель должен быть готов к обучению и приобретению новых компетенций. Подбирать новые кадры приходится уже в феврале, так как необходимо постепенное вхождение в новые виды деятельности. Атмосфера прогимназии предоставляет условия для профессионального роста. Педагоги прогимназии №1779 всегда на шаг впереди, потому что находятся в процессе непрерывной учебы. Например, сейчас на базе нашего учебного заведения учителя прогимназии получают второе высшее образование по специальности «Тьютор в образовании». Вообще обучение на рабочем месте – это лучшее обучение, которое только может быть. Так что мы учимся сразу в двух направлениях: приглашая к себе специалистов и каждый день на уроках, у своих учеников.Максимы заместителя директора по УВР    Надо создать ученику ситуацию успеха. Успех рождает успех.    Учитель должен постоянно совершенствоваться. Только подавая личный пример увлеченности, можно развить ребенка.    Вне деятельности нет развития. Следует постоянно находиться в деятельностной парадигме и учителю, и ученику.    Образовательная среда должна быть избыточной. Лишь в таких условиях можно понять, что привлекает среди всего многообразия.    Смена менталитета учителей – самая большая и самая долгосрочная задача, которую надо постепенно решать в сегодняшнем образовании.    Работа в режиме инновационной деятельности – состояние постоянной рефлексии педагогов, администрации, всей прогимназии в целом.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту