search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Учителям российских школ

Открытое письмо

Уважаемые коллеги!

В адрес Государственной Думы, и прежде всего нашего Комитета, не прекращается поток обращений по вопросу о заработной плате и других выплатах работникам образования. В этих обращениях содержатся абсолютно справедливые требования в корне изменить ситуацию с оплатой труда в первую очередь учителям.

В последние несколько лет даже на фоне все более обостряющихся проблем системы образования этот вопрос стал самым больным. В письмах в Государственную Думу учителя требуют немедленного решения двух задач: возврата им многомиллиардных долгов государства и повышения заработной платы.

В этой связи Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает своим долгом еще раз изложить вам свою позицию.

Финансирование образовательных учреждений федерального ведения – в основном это государственные высшие учебные заведения, значительная часть техникумов и ПТУ – осуществляется из федерального бюджета в отличие от школ, которые в абсолютном большинстве финансируются из бюджетов местных или региональных.

В федеральном бюджете 1999 года Комитету удалось решить две основные проблемы. Во-первых, в нем отдельной строкой предусмотрены средства на заработную плату преподавателям профессиональных учебных заведений, включая повышение этой заработной платы с 1 апреля 1999 года на 50%.

Во-вторых, студентам высших учебных заведений обеспечивается стипендия на уровне двух минимальных размеров оплаты труда, как и положено по закону.

За последние годы Комитет максимально использовал предельно ограниченные возможности российского парламента, для того чтобы оказать помощь российским учителям. Так, в 1996 году Президентом Российской Федерации подписаны новая редакция Закона Российской Федерации “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” – после двукратного вето на каждый из законов! В них закреплены нормы оплаты труда педагогов, установленные еще Указом Президента Российской Федерации ? 1. Однако ни президент, ни российские правительства за прошедшие годы ничуть не приблизились к исполнению этих норм. Более того, российские правительства почти ежегодно пытались их отменить. Но мы этого не допустили, надеемся не допустить и впредь. Законы надо не отменять, а выполнять.

Депутатов обычно упрекают в том, что принятые ими законы не содержат механизмов реализации. Однако подготовленный нами проект федерального закона “О порядке определения размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений”, в котором подробно прописан механизм исполнения двух федеральных законов и президентского указа в части оплаты труда педагогов, дважды отклонялся Советом Федерации и один раз – Президентом России.

Как известно, Государственная Дума и Совет Федерации преодолели вето президента на Закон “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, согласно которому ставка первого разряда ЕТС установлена на уровне 110 рублей. Это существенное достижение, исполнение которого, однако, не гарантировано. К тому же инфляция способна быстро уничтожить плоды усилий парламента. Поэтому мы не намерены опускать руки и вскоре внесем в Государственную Думу новый вариант законопроекта “О порядке определения размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений” с учетом нового размера ставки первого разряда ЕТС.

Три года назад после преодоления вето президента вступил в силу и Федеральный закон “О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях образования для детей”, который в тяжелейших экономических условиях поддержал многих учителей-стажистов. Однако при этом решениями прежних правительств оказались лишенными пенсии за выслугу лет многие категории педагогических работников (музыкальные руководители, методисты, педагоги-психологи, пионерские вожатые, социальные педагоги, педагоги-воспитатели и другие).

Государственная Дума приняла специальное Постановление ? 1710-II ГД от 17 сентября 1997 года с требованием расширить Список профессий и должностей, дающий педагогам право на пенсию за выслугу лет, однако от правительства Черномырдина мы получили ответ за подписью заместителя председателя правительства О.Н.Сысуева, в котором наше требование не только не принимается, но фактически предлагается пересмотреть сам федеральный закон. По мнению прежних правительств, такого рода пенсии должны выплачиваться за счет негосударственных пенсионных фондов, хотя никто никогда не объяснил, за счет каких средств учителя государственных школ будут такие фонды создавать. 5 марта 1999 года в адрес нового правительства нами направлен парламентский запрос, с тем чтобы оно высказало свое принципиальное отношение к этой важной проблеме.

Вместе с тем мы прекрасно понимаем: для того чтобы вернуть учителю хоть сколько-нибудь достойный уровень жизни, усилий одного только “полуправного” российского парламента и только из центра явно недостаточно.

Главный канал помощи работникам бюджетной сферы, в том числе учителям, – это трансферты из федерального бюджета субъектам Российской Федерации. Однако, как показывают проверки контрольных органов, эти средства на местах используются по назначению далеко не всегда, а иногда распределяются между муниципальными образованиями произвольно. При этом до сих пор не реализована объявленная в начале года инициатива правительства по заключению договоров с регионами, в которых оговаривались бы условия помощи им из федерального бюджета и устанавливался жесткий контроль за расходованием средств.

Несмотря на погашение в 1999 году долгов учителям в сумме более 2,6 млрд. рублей, задолженность по заработной плате составляет более 5 млрд. рублей, а с различными начислениями и компенсациями – свыше 13 млрд. рублей. И когда эти долги будут уплачены, пока не ясно.

Мы видим решение проблемы достойной оплаты педагогического труда на пути объединения усилий всех ветвей и уровней власти и, конечно, самого учительства.

На законодательном уровне нами подготовлены поправки к бюджетной классификации, которые должны сделать “прозрачными” деньги, идущие из Москвы на заработную плату работникам образования.

Комитет готов поддержать инициативу профсоюза работников образования и науки о внесении таких изменений в законодательство, которые позволили бы контролировать использование финансовых средств местных бюджетов и не перекладывали бы полноту ответственности за школу исключительно на органы местного самоуправления. Мы считаем, что администрация регионов также несет финансовую ответственность за судьбу школ в республике, крае, области.

Мы рассчитываем на помощь депутатов региональных и местных органов власти, которым необходимо учиться лучше контролировать финансовые потоки, с тем чтобы скудные средства в первую очередь тратились на заработную плату тем, кто учит, лечит, просвещает, а не на поддержку коммерческих структур и обогащение “новых русских”.

Федеральному правительству необходимо довести до конца начатую работу по заключению специальных соглашений с субъектами Российской Федерации, предусматривающих финансовую поддержку и жесткий контроль.

Однако мы должны прямо сказать учителю, что при продолжении президентом и правительством экономического курса 1991-1998 годов, при нынешней Конституции с почти всемогущим президентом, бесправным парламентом и ограниченным в правах правительством проблемы образования, в том числе оплаты учительского труда, решены не будут. Невозможно найти деньги на образование, да и на социальные программы вообще, до тех пор, пока стоит отечественная промышленность, пока налоговая система стимулирует не товаропроизводителя, а посредника, пока процветает не связанное с результатами труда обогащение одних за счет нищеты других, пока под разговоры о борьбе с привилегиями растет чиновничий аппарат, пока созданная нашими отцами и дедами собственность почти даром раздается “своим” людям, пока из страны вывозятся десятки миллиардов долларов при одновременном росте внешнего долга.

Мы знаем, что главный корень бед образования находится вне системы образования, а потому отдельно взятую систему образования необходимо спасать, но невозможно спасти. Для этого нам нужны другая реформа, новая экономическая и социальная политика.

Мы убеждены, что только совместными усилиями всех уровней и ветвей власти можно выполнить элементарные и абсолютно законные требования учительства. Все зависящее от нас мы, безусловно, сделаем.

Председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Иван МЕЛЬНИКОВ;

заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Олег СМОЛИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте