Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Учителя в Москве социально защищены, и это главное

УГ - Москва, №42 от 16 октября 2012. Читать номер
Автор:

​Накануне Дня учителя председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Сергей Кузин ответил на вопросы журналистов.

– Стало привычным для нашего общества говорить, что самые незащищенные люди – это бюджетники, главным образом учителя и врачи. А насколько сегодня реально защищены они в Москве?- Я думаю, сейчас уже вряд ли имеет смысл говорить в Москве о социальной незащищенности бюджетников. О врачах не скажу (не знаю!), но учителя – члены нашего профсоюза получают в среднем заработную плату порядка 50-55 тысяч рублей в месяц. Да, есть учителя, которые получают и тридцать тысяч рублей, но есть и те, кто получает под сто тысяч рублей в месяц. Кроме того, можно сразу сказать, что мы впервые в этом году отмечаем День учителя в условиях поголовного перехода на новые системы финансирования учреждений образования и перевода всех учреждений на новые системы оплаты труда. Это позволило в прошлом году в рамках пилотного проекта развития образования при переходе на нормативно-подушевое финансирование в общем поднять зарплаты педагогов на 30 процентов. Конечно, само собой ничто не увеличивается – Правительство Москвы на эту реформу выделило порядка 30 процентов плюс к той системе оплаты труда, которая была. Все учителя, которые перешли на новую систему оплаты труда (если они сохранили ту же нагрузку), в зарплате не потеряли, даже когда школа получила при нормативно-подушевом финансировании меньше средств.- Зарплата – это хорошо. А квартиры учителя сегодня получают?- К сожалению, нет. У нас в Москве много лет была льготная, так называемая учительская очередь, по которой выделяли квартиры (пусть мало, но выделяли!), сегодня нет даже тех квартир, которые выделяли по социальному найму – в аренду на определенный срок по договору. Более того, сейчас мы были вынуждены ввести в штат Московского городского комитета Общероссийского профсоюза образования специалиста, который занимается этой проблемой, так как у нас уже есть случаи, когда ранее заключенный договор аренды не продлевают на новый срок. Это очень большая проблема, особенно для молодых учителей. Мы много раз обращались в Правительство Москвы и будем продолжать это делать, потому что если Департамент образования, правительство города хотят обеспечить приток молодых кадров, то ребятам не надо ничего, кроме какого-нибудь, но жилья.- Есть ли льготы у молодых учителей?- Раньше были льготы по оплате труда (50-процентные надбавки), сегодня льготы как таковой нет, а деньги остались. Такая вот интересная ситуация. Но нет льготы как обязательной добавки к зарплате молодого учителя, поскольку эти деньги находятся в общем фонде стимулирующих выплат в каждой школе, коллектив школы вправе сам определять, платить ли эти надбавки молодому учителю или нет.- Все зависит от воли директора и завуча?- Нет, это не так. Конечно, есть руководители-самодуры, которые пытаются все держать в своих руках, стремясь, чтобы от них все зависело. У нас были даже два таких случая, когда двух таких директоров по настоянию профсоюза уволили, так как они позволяли себе игнорировать права профсоюза и обращались с людьми, как с домашними собачками. – А кто же тогда все решает?- Во всех московских школах созданы управляющие советы, куда в обязательном порядке входят председатели первичных профсоюзных организаций. Более того, мы договорились о том, что в перечне возможных стимулирующих выплат учитываются обязанности председателя профкома. То есть коллектив вправе решить: если ему нужен нормальный председатель профкома как противовес суматошному администратору (у нас в основном хорошие, нормальные директора, но, как говорится, в любой семье не без урода), которого нужно локализовать, чтобы не страдать от последствий его негативной деятельности, то он может ввести для председателя профкома денежную надбавку из этого самого фонда стимулирующих выплат. Из этого фонда сейчас идут все надбавки. То есть все деньги, которые были выделены на поименованные надбавки, перешли в фонд стимулирующих выплат и перестали быть обязательными, как это было раньше, по штатному расписанию. Теперь управляющий совет распределяет стимулирующие выплаты. Я не знаю случая, когда бы сейчас в наших школах обидели заслуженных или молодых учителей, которым раньше такие выплаты были положены по штату. Я не знаю ни одного случая, когда к нам обратились бы молодые учителя и сказали, что им платят меньше, чем они рассчитывали. Значит, в коллективах работают нормальные, все понимающие люди.- С какими нарушениями прав педагогов приходится сталкиваться профсоюзу?- Нарушения трудового законодательства есть, ведь сейчас параллельно с процессом введения нормативно-подушевого финансирования выявлены школы, которые «не выплывают» сами, у которых не хватает бюджета для поддержания, что называется, «штанов». Естественно, начался процесс слияния или объединения школ. Там возникают вопросы, связанные с сокращением штатов, но их сокращение касается в первую очередь административно-управленческого персонала. У нас были школы, где у директора работали по девять заместителей. Для справки: у ректора МГУ имени М.В.Ломоносова Виктора Садовничего шесть проректоров. А у директора школы девять замов и даже заместитель по научной работе, по международным связям. Почему мы позитивно относимся к процессу объединения школ, хотя и было много сомнений, тревог, много разговоров с министром образования Москвы Исааком Калиной? К сожалению, у нас в стране очень большое влияние имеет человеческий фактор («как не порадеть родному человечку», «даш на даш» и так далее), иногда это приводит к негативным последствиям. Например, директор может сказать учителю: «Сегодня пишешь заявление в профсоюз, завтра напишешь заявление об уходе!» У нас была даже такая школа, где осталось пять членов профсоюза и председатель профкома боролся с директором за сохранение профсоюзной организации. К счастью, этого директора школы уволили, и теперь там нормальная профсоюзная организация. – А какие все же бывают нарушения трудового законодательства?- Много нарушений чисто технических. Ну кто из директоров раньше особенно вникал в Трудовой кодекс РФ, знал все статьи дословно, пунктуально следовал им? Теперь мало того что он должен сам считать деньги своей школы, он еще должен читать статьи ТК РФ, знать, как правильно обращаться с людьми, как правильно принимать их на работу, какие документы требовать, как правильно сделать запись в трудовую книжку, как уволить человека и по какой статье. Таких вопросов много, и у нас юристы работают, что называется, на разрыв. Но, слава богу, не могу сказать, что нарушения трудового характера в Москве имеют массовый характер.- А что происходит с теми работниками образования, которые достигли пенсионного возраста? Какие будут пенсии у тех, кто выходит на пенсию?- Этот вопрос уже не ко мне. У нас пенсионеры остаются членами профсоюза, но влиять на повышение их пенсий в государственном масштабе мы, увы, не имеем возможности. Пенсионный фонд РФ – это даже не прерогатива Правительства Москвы. Московское правительство, как я понимаю, делает все возможное, чтобы каким-то образом помочь столичным пенсионерам. В лучшем случае пенсия учителей около 40 процентов от зарплаты.- Профсоюзный урок в школах Москвы, что это такое и для кого это?- Это очень интересная тема. Уже несколько лет в школах Москвы мы проводим приблизительно со Дня учителя – с 5 октября по 4 ноября – так называемые профсоюзные уроки. Это уроки в трех последних параллелях школ – в 9, 10 и 11-х классах. Мы сделали три разработки.    «История профсоюзного движения в России и в мире». Не важно, любим мы профсоюзы или нет, это не советское изобретение, как бы мы ни относились к слову «советское», это изобретение мировой демократии, и надо знать об этом в каких-то границах.    «Трудовые права несовершеннолетних». Многие старшеклассники летом так или иначе подрабатывают, при этом совершенно не знают своих трудовых прав, поэтому уже много лет мы слышим положительные родительские отзывы о профсоюзных уроках. Это не теория. На этом уроке даются практические знания, практика может быть в виде деловых игр. Уроки подготовлены таким образом, что дают практические навыки обращения с такими документами, как Трудовой кодекс РФ. Ребята начинают понимать, что это касается всех, что надо оформлять трудовую книжку, внимательно читать трудовой договор, что вообще обязательно должен быть трудовой договор. А ведь обычно ребята подписывают что попало, а потом работодатель через месяц говорит: «До свидания, мальчик, ты нам не понравился и зарплату не получишь!»- Охрана труда учителей. Есть с этим какие-то проблемы?- Все прекрасно никогда не бывает. Охрана труда – рутинное профсоюзное дело. Практически в каждой школе у нас есть профсоюзные уполномоченные по охране труда, общественники, которые смотрят за этим. Каждый год у нас бывают несчастные случаи, иногда смертельные. То учитель не так давно умер прямо на уроке, то ребенок пробежал кросс и умер. Мы уже много лет страхуем за свой счет всех работников образования от несчастного случая на производстве, в зависимости от степени тяжести выплачиваем либо ему, либо родным различные суммы. Самые травмоопасные участки – это, конечно, спортзалы и мастерские. Там и ворота иногда падают, и шведские стенки отваливаются. Через нас каждый год проходит до 10 человек, которые стали инвалидами в результате несчастного случая на производстве и получают от нас деньги. В прошлом году и позапрошлом смертельных случаев не было, а в этом, к сожалению, один уже есть. – А не нужно провести профсоюзный урок среди учителей? Они все о своих правах знают?- У нас для преподавателей постоянно проводятся профсоюзные семинары. Информация профсоюзная есть в каждой школе. Кто-то хочет прочитать, а кому-то не надо. Некоторые могут сказать, что даже и не слыхивали о профсоюзе – и слава богу, значит, у них все хорошо. Ведь когда люди вспоминают о профсоюзе? В критической ситуации, когда им что-то нужно, потому что, кроме профсоюза, за помощью обратиться не к кому. Более того, я всегда всем коллегам говорю: «Если вы слышите ругань в адрес профсоюза – ничего не делает и сросся с начальством, – значит, наша информационная работа до этого человека дошла и он знает, что есть профсоюз, у которого можно что-то требовать. – Общаетесь ли вы с профсоюзными организациями других регионов и зарубежными профсоюзами, как у них живут учителя, перенимаете ли опыт?- Конечно, мы же одна из 80 с лишним организаций Общероссийского профсоюза образования, самого, кстати, большого в России профсоюза – в нем состоят 5 с половиной миллионов человек.- А почему же тогда все учителя мечтают, чтобы у них хотя бы 10 тысяч зарплата была, а в Москве – 50? Или это тоже не к вам вопрос?- Дело в том, что сейчас школы и дошкольные образовательные учреждения переданы в ведение местных властей. Когда-то мы кричали против этого криком, я и сейчас считаю, что это неправильно. У нас нет единого образовательного пространства в России – все разодрано по субъектам Федерации, что там происходит, в этих субъектах Федерации, никто не может сказать. У нас нет единых критериев и подходов к назначению заработной платы, в каждом регионе – своя система оплаты труда. У нас, к сожалению, образование разорвано, а разрыв образования – первый шаг к разрыву государства.Информация к сведениюСергей СОБЯНИН, мэр Москвы:- В Москве проживают 3 млн пожилых людей – это большое количество. Москва тратит на их социальную поддержку около 240 млрд рублей ежегодно, из них около 100 млрд – на доплаты к пенсиям. Тем не менее очень важна именно адресная поддержка людей пожилого возраста, особенно ветеранов войны. Они становятся старше, ко многим нужно приходить домой, они физически не могут передвигаться. В прошлом году мы провели обследование всех ветеранов войны и труда, определили перечни работ, которые требуются каждому из этих ветеранов. Имею в виду конкретный перечень – покупку оборудования, телевизора, холодильника, текущий ремонт, медицинское обслуживание – по каждому человеку, – который мы реализовали в течение нескольких месяцев, закрыв практически полностью те проблемы, которые были. Такую акцию, наверное, нужно проводить ежегодно, потому что она показала свою эффективность. Кроме этого мы буквально с прошлого года ввели меры адресной поддержки – патронаж на дому тех людей, которые не могут уже подниматься, которые требуют специального медицинского и санитарного обслуживания. Это разовая социальная мобильная помощь, когда требуется какая-то разовая услуга: купить лекарства, принести еду или что-то приготовить, плюс к этому мероприятия, связанные с работой с общественными организациями, которые оказывают огромную помощь, – это и волонтерские движения, и фонды благотворительные. Мы, как правило, выделяем им помещения из муниципального фонда, поддерживаем их, для того чтобы они могли эффективно работать. Заработная плата работников социальной защиты на сегодняшний день составляет порядка 80% от средней заработной платы по городу.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту