search
main
0

Учителя поставили Починку двойку В регионах крепнет недовольство

Министерство труда может себя поздравить: своими действиями оно вызывает мощную волну протеста российских учителей. Всероссийская акция начнется 26 февраля в поселках, городах и районах, на следующий день полноводной рекой перетечет в областные центры, а 28 февраля грозит “накрыть” цунами саму столицу. Отчего же возмущаются на этот раз многотерпеливые российские педагоги? Ведь, казалось бы, Минтруда печется об их же благе – предлагает реформу оплаты труда. Однако получается как в той поговорке: “Благими намерениями вымощена дорога в ад”.

Почему обиделся министр?

Как известно, осенью правительство разослало по регионам проект Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы. ЦК Профсоюза работников народного образования и науки среагировал быстрее всех: областные комитеты получили эти материалы намного раньше, чем органы управления образованием. И вместо дружного “одобрямс” в регионах тщательно проработали этот документ, местами не оставив от него камня на камне. В Приангарье, к примеру, обсуждаемые материалы спустились по профсоюзной вертикали до самой глубинки.
Из Иркутской области на имя Александра Починка ушло письмо губернатора Бориса Говорина с четырьмя листами предложений и замечаний. Министр среагировал настолько болезненно, что “наехал” на иркутского губернатора и в “Российской газете”, и на телеканале НТВ. Однако господин Починок не учел одного-единственного момента: в письме Бориса Говорина звучало мнение не только главы исполнительной власти Приангарья, но и областных государственных органов, органов местного самоуправления, областного совета профсоюзов и, что самое важное, мнение рядового учительства. И, пожалуй, подобная реакция правительства самоубийственна: одно дело, когда требуют отставки кабинета в своих интересах те или иные политические партии, и совсем другое – когда огромное количество людей на практике убеждается в том, что действия правительственных чиновников идут вразрез с официальными заявлениями и даже со здравым смыслом.
– Наш регион грамотно и аргументированно подошел к этому вопросу. Отзыв Иркутской области за подписью губернатора Бориса Говорина очень тщательно прорабатывался совместными усилиями различных государственных и общественных структур, за что сегодня мы и получаем “окрики” товарища Починка, – сказал корреспонденту “Учительской газеты” председатель областной организации профсоюза работников образования Юрий Бакштановский. – Я считаю, что это некомпетентные окрики. Починок не может объективно воспринять недостатки той системы, которую он предложил.
По словам лидера учительского профсоюза Приангарья, 49 субъектов Федерации, то есть больше половины территорий всей России, в целом отрицательно отозвались о проекте концепции. “Ее нужно дорабатывать самым серьезнейшим образом и ни в коем случае не внедрять в том виде, в каком она предложена, иначе это вызовет полный хаос в системе оплаты труда муниципальных учителей, врачей, работников культуры”, – подчеркнул Юрий Бакштановский.
Не знаю, как Александр Починок учился в школе и вузе, но сейчас российское учительство “влепило” ему жирную двойку. На что министр и обиделся…

Глубинка “раскусила” благие намерения

Как говорилось в письме иркутского губернатора, ликвидация государственных гарантий по оплате труда бюджетников, установленных статьей 135 Трудового Кодекса РФ, и введение отраслевых схем окладов (тарифных ставок) работников, дифференцированных по пяти критериям, приведет к неоправданному дроблению базового оклада по каждой должности. Вот что думают по этому поводу учителя из поселка Старый Акульшет Тайшетского района: “Команда “реформаторов” не столько озадачена идеей сохранить и на должный уровень поднять систему народного образования, сколько пытается нанести ей и в первую очередь ее организаторам и проводникам тяжелейший урон, раздробив ее на тысячу мелких, неравных во всех отношениях осколков…”
Не отвергая того положительного, что несет в себе предлагаемая концепция, критики сходятся в том, что главная ее опасность – в перекладывании государством ответственности за финансирование школы на муниципальный уровень. Какова ситуация в муниципалитетах, педагогам Приангарья рассказывать не надо: то тут, то там школы приостанавливают работу из-за задержек заработной платы, не финансируются ремонт зданий, покупка мебели, приобретение литературы…
Так что намерения федерального центра оказались “прозрачными” для наших педагогов: “В 2002 году повысили заработную плату – и тут же решили ее “усовершенствовать”. Господин Починок, видимо, решил, что регионы будут “состязаться” друг с другом в повышении ставок бюджетникам. Где же взять для этого “состязания” деньги, если предприятия в большинстве случаев еле сводят концы с концами? Правительство и Министерство труда, очевидно, хотят снять с себя всю ответственность за происходящее и будут постоянно ссылаться на местное самоуправление и власти региона…”

“Пылесос работает в одну сторону…”

Борис Говорин в своем письме обратил внимание разработчиков концепции на необходимость четкого и стабильного разграничения налоговых полномочий и закрепления достаточных доходных источников за бюджетами разных уровней, в первую очередь – местными. По меткому выражению иркутского губернатора, “пылесос сегодня работает в одну сторону – в пользу федеральной власти…”
Сегодня из 37 территорий области-донора 33 являются в разной степени дотационными. По данным, которые на декабрьской встрече с руководителями муниципальных органов управления образованием привела заместитель губернатора Ирина Думова, муниципалитеты Приангарья по объему ВНП на душу населения различаются в 25 раз! В условиях, когда 62% доходов извлекаются федеральным центром и лишь 38% остаются в регионе, около пятнадцати муниципальных образований уже сегодня можно объявлять кризисными и вводить там внешнее управление…
Мэры же, образно говоря, попадают между молотом и наковальней. Уже сегодня материально-финансовые ресурсы органов местного самоуправления не сопоставимы с их обязанностями, установленными Конституцией РФ и законодательством.
Об огромном разрыве между муниципальными образованиями по показателям бюджетной обеспеченности тоже подробно написали Починку. По мнению иркутян, необходима выработка критериев и четких процедур выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов, а минимально гарантированные нормативы отчислений от федеральных налогов должны быть установлены в Бюджетном кодексе. “Специалисты одинакового уровня должны получать в Иркутской области одинаковую зарплату, независимо от того, где они живут и работают”, – так сформулировал общую позицию губернатор Борис Говорин на встрече с мэрами и лидерами учительских профсоюзных организаций. Иначе, заявил он, неизбежен отток молодежи из бюджетной сферы, а также отъезд квалифицированных специалистов в европейскую часть страны, где условия и сегодня лучше, чем в Сибири.

“Государевы люди” или “второй сорт”?

Вся реформа образования направлена на то, чтобы создать в России единое образовательное пространство, вводятся государственные стандарты и другие новшества. То есть само образование все больше пропагандируют как дело государственной важности. А вот животрепещущие вопросы оплаты труда учительства “спускаются” на уровень местной власти, сидящей на голодном финансовом пайке.
– В январе я встречался с некоторыми мэрами, и они прямо мне сказали, что сегодня нет бюджетного обеспечения выплаты заработной платы, поскольку в начале года, как правило, происходит снижение налоговых платежей, – говорит Юрий Бакштановский. – Один из мэров так и заявил: “Выверните меня хоть наизнанку – денег нет!”
– Категорически возражаем против предлагаемой министром труда господином Починком и его командой новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Предлагаемая система не улучшает, а заведомо снижает и так уже мизерный уровень оплаты труда учителя, – это мнение педагогов из Ангарска. Города, отметим, достаточно благополучного и не страдающего таким постыдным “грехом”, как долги перед учителями. – Новая система не предусматривает социальной защищенности учителя, способствует усилению оттока опытных и молодых кадров. Складывается впечатление, что институт учителей не нужен государству, в то время как цивилизованные страны выводят государственные программы на государственный уровень. Мы, учителя, не хотим зависеть от личностных особенностей, компетентности глав администраций, которые уже сейчас часто проявляют равнодушие, непонимание ситуации, в которой оказываются учителя, дети и их родители…
– Возможно, мы являемся дилетантами в вопросах экономики. Но мы полностью отдаем себе отчет в том, что переход на отраслевую систему оплаты труда на уровне муниципальных органов управления – это полный бред, – говорят учителя Тайшета, которые в начале февраля приостановили свою работу из-за хронической задолженности местных властей по заработной плате. – В самом тяжелом положении находятся сельские районы, которые составляют три четверти от общего количества муниципальных образований России. При переходе на новую систему оплаты труда сельские педагоги станут “учителями второго сорта”.

Полная свобода… “от сих до сих”

– Когда мы первоначально читали концепцию, Минтруда утверждало, что на региональном уровне появится свобода и можно будет самим определять, когда проводить индексацию заработной платы, самим устанавливать ее размер и так далее, – лидер областного учительского профсоюза раскрывает тоненькую книжечку. – Но в проекте закона “О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений” четко вводятся серьезные ограничения. Смысл в следующем: “На тебе три рубля и ни в чем себе не отказывай!” Прочтем статью 10: “Размеры и сроки индексации (повышения) оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год исходя из имеющихся финансовых возможностей”. Но мы-то прекрасно знаем, какие у наших муниципалитетов возможности! Сегодня в некоторых территориях не могут ликвидировать долги по заработной плате, о каком ее повышении может идти речь?!
Далее: “Принимаемые решения об индексации (повышении) оплаты труда работников бюджетных учреждений не должны приводить к увеличению дефицита соответствующего бюджета”. А как же они не приведут, если эти решения – затратные? Увеличение заработной платы, естественно, ляжет на бюджет.
“Уровень индексации не должен превышать темпы роста собственных доходов соответствующего бюджета” – то же самое. В условиях, когда нормально работает экономика, можно вводить подобные ограничения. А как это сделать в депрессивных территориях?
“По субъектам Российской Федерации, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, уровень оплаты труда работников бюджетных учреждений не может превышать уровень, установленный для федеральных бюджетных учреждений”. Вот и вся свобода, о которой говорило Минтруда в преамбуле своей концепции!
Починок говорит, что учителя не знают всего этого и голосуют против повышения заработной платы. Но, получив эту концепцию, мы взяли конкретную школу, ее тарификационный лист и произвели некоторые расчеты. В этой школе в 2003 году, то есть сегодня, месячный фонд оплаты труда составляет 162 тысячи рублей. Когда с 1 октября произойдет увеличение в 1,33 раза, им выделят 215,8 тысячи рублей. А если исходить из обсуждаемой концепции, то необходимо 263,9 тысячи! Между тем на последней трехсторонней комиссии вице-премьер Валентина Матвиенко заявила: да, мы пойдем на изменение, улучшение этой концепции, но больше, чем запланировано, денег не будет. Исходя из того, что с 1 октября минимальный размер оплаты труда составит 600 рублей, первые разряды, конечно же, увеличатся, а учителя и руководители получат то, что останется от этих 33 процентов… Здесь еще одна ложь господина Починка, который заверяет, что учителя получат многие блага от введения новой системы оплаты труда, – отмечает Юрий Бакштановский и подытоживает:
– Кроме того, как отметил председатель ЦК профсоюза Владимир Яковлев, правительство смешивает два момента: с одной стороны, индексацию заработной платы как возмещение тех затрат, которые работники несут при повышении цен; с другой стороны, систему оплаты труда. Если правительство пытается улучшить второе, то система должна стимулировать повышение качества труда, повышение квалификации работников. На сегодняшний день ничего этого в предлагаемых документах не просматривается.

Сухой остаток

“Цены растут, жизнь дорожает, а мы чувствуем себя униженными и нищими. Мы хотим творчески работать, но нас вынуждают снова заняться борьбой за свои права” – таковы ощущения учителей, которые каждый день приходят в классы к нашим детям.
“В обсуждении Концепции реформирования системы оплаты труда бюджетников правительство отвергло принципы социального партнерства и решило “силовым” путем изменить существующую систему” – таков вывод профсоюза работников образования.
Уже выдвинуты четыре требования февральской общероссийской акции протеста:
∙ не допустить реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы без сохранения государственных гарантий в оплате труда и без обеспечения полного ресурсного финансирования;
∙ провести индексацию тарифных ставок и окладов ЕТС с 1 апреля 2003 года не менее чем в 1,5 раза, а с 1 января 2004 года – не менее чем в 2 раза, предусмотрев для этого средства федерального бюджета;
∙ повысить минимальный размер стипендий студентам с 1 апреля 2003 года не менее чем до 500 рублей в месяц;
∙ обеспечить бюджетное финансирование содержания студенческих санаториев-профилакториев.
Кроме этого, на митингах в Иркутской области профсоюзы потребуют незамедлительно и полностью ликвидировать задолженность по зарплате и социальным выплатам работникам организаций бюджетной сферы.

Элеонора КЕЗ
Иркутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте