Эксперты рабочей группы ОНФ \”Образование и культура как основы национальной идентичности\”, ссылаясь на информацию педагогов и руководителей образовательных учреждений, заявили о том, что за полтора года школьная бюрократия не только не ослабила давление на учителей, но и укрепила свои позиции.
Полтора года прошло со времени президентского поручения об оптимизации отчетности образовательных организаций. Однако, отчетов по запросам различных ведомств стало больше, а времени на работу с детьми – меньше, сообщают в ОНФ со ссылкой на слова педагогов.
Эксперты Народного фронта сопоставили приведенные в докладе правительства данные о выполнении поручения (разработка поправок в законодательство, рассылка рекомендательных писем по оптимизации отчетности, создание системы учета контингента обучающихся) с результатами мониторингов и опросов учителей в регионах.
Почти 94% работников образовательных организаций Краснодарского края заявили, что отчетов в 2015 г. стало в среднем больше чем на четверть. В Ивановской области на увеличение отчетности указали все опрошенные директора и учителя школ, в Удмуртской Республике – 82% респондентов.
По данным комитета Госдумы по образованию, в год общеобразовательные организации готовят до 300 отчетов, около 80% которых пишут сами учителя. Этот массив, по данным Минобрнауки, составляет 60% школьного документооборота.
\”К концу прошлого года проблема достигла такой остроты, что президенту пришлось еще раз обратить на нее внимание на заседании Госсовета по общему образованию. Он отметил, что отчетную работу должны взять на себя учредители образовательных организаций, и потребовал упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ\”, – отмечают в пресс-службе ОНФ.
Директора школ констатируют, что отчетность по образовательной, воспитательной, хозяйственной деятельности разрастается как за счет новых требований, так и по причине дублирования запросов. На эту проблему указал директор лицея №369 Красносельского района Санкт-Петербурга, член регионального штаба ОНФ Константин Тхостов.
\”К примеру, проверки деятельности образовательных организаций, осуществляемые в соответствии с 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок, проводятся представителями учредителя образовательной организации, прокуратуры, ОБЭП. Более того, наметилась тенденция к искусственному увеличению повторных проверок различными структурами по одной и той же теме\”, – отметил он.
Остается неурегулированной ситуация с электронным документооборотом, считают эксперты ОНФ. В каждой школе разрабатывается индивидуальная номенклатура дел на основании образца, который вместе с рекомендациями по его использованию представлен в письме Министерства образования от 20 декабря 2000 г. Образовательные организации при составлении своей номенклатуры обязаны руководствоваться данным письмом. Однако методические рекомендации не корректировались после введения в действие закона \”Об образовании в РФ\” и в них ничего не сказано об электронном документообороте. В результате по требованию контролирующих органов школы вынуждены дублировать электронные документы бумажными.
\”Эксперты утверждают, что сегодня бюрократическая нагрузка обходит в жалобах педагогов даже такой болезненный вопрос, как недостаточный рост зарплаты. Это значит, что проблема вышла за критическую черту\”, – считает руководитель рабочей группы ОНФ \”Образование и культура как основы национальной идентичности\” Любовь Духанина.
Для решения проблемы эксперты рабочей группы ОНФ предлагают ввести на определенный срок мораторий на проверки в школах, к которым у комиссий нет замечаний, разработать регламенты запросов и проверок школ органами, не имеющими отношения к системе образования (в отдельных регионах такая работа ведется, что позволяет сократить контрольно-надзорную нагрузку на школы на 50–60%). Также они считают нужным обеспечить запрет на запрос информации, находящейся в открытом доступе, и подготовить актуализированные правила архивации электронных документов.
По информации onf.ru
Фото Марии Голубевой из архива \”УГ\”
Комментарии