search
main
0

Учителя физкультуры обсудили новый «комплекс нормативов «ГТО» на всероссийском совещании

Всероссийское совещание учителей физкультуры собрало в Петрозаводске в пятницу, 13 сентября, около 170 специалистов из 51 региона страны. Были представлены субъекты всех федеральных округов, в том числе двух – Дальнего Востока. Физруки, тренеры, руководители организаций, чиновники, все они приехали в столицу Карелии для того, чтобы обсудить проблемы развития спорта в школах. Главным вопросом повестки дня стал проект концепции Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, который сегодня уже окрестили новым «комплексом ГТО».

​Взялись за старое

Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Александра Страдзе обобщил ряд масштабных проблем, существующих в России в области физического воспитания: 60% школьников имеют проблемы со здоровьем; у детей стало нормой не ходить на физкультуру, они достают справки; сегодня уровень здорового образа жизни в стране крайне низок, о себе дает знать брошенное поколение детей 90-х; зачастую отсутствие полноценной материально-технической базы там, где она необходима. Наконец, существует и кадровая проблема – многие учителя не соответствуют квалификации.Исправить ситуацию призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Так, в начале апреля этого года президент Владимир Путин дал ряд поручений, касающихся развития спорта в стране. Ключевым из них стало формирование и внедрение Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса, аналогичного существующему в СССР комплексу нормативов «Готов к труду и обороне» (правда, с новым названием пока не определились: вопросы обороны уже не актуальны, но для пропаганды программы, назвать ее требуется емко и вдохновляющее).- Мы все помним нашу советскую систему ГТО, она служила основой физвоспитания, мы занимались этим с удовольствием, – провел параллели Александр Страдзе. – Мы сдавали эти нормативы, не желая быть отстающими. Сегодня другая страна, другая экономика, другое сознание детей, но принцип должен остаться тем же.Необходимо и неизбежно Сам комплекс состоит из двух частей. Первая, нормативно-тестирующая, предусматривает общую оценку уровня физической подготовленности, развития физических качеств и навыков, знаний, умений. Вторая часть – спортивная. Она призвана привлекать граждан к регулярным занятиям спортом. Состоит из разрядных требований для различных видов многоборий и видов испытаний (тестов). Структура комплекса включает несколько возрастных ступеней, начиная с 1-2 классов.Выполнение нормативов будет являться условием положительной аттестации по физкультуре в школе, сообщил Александр Страдзе. Он также добавил, что, согласно новому закону об образовании, абитуриенты смогут предоставлять данные о своих спортивных достижениях в приемную комиссию вузов: – После официального утверждения комплекса будут внесены изменения в соответствующие документы министерства, что позволит учитывать хорошие результаты сдачи нормативов абитуриентом, – пояснил чиновник. – Это не значит, что если вы сдали нормы, то поступили в университет, но дополнительные баллы к ЕГЭ формироваться будут. Таким образом, в необходимости внедрения физкультурно-спортивного комплекса (или его неизбежности) нас почти убедили. Другое дело, что концепция его существует пока ещё в довольно сыром виде. И, как выяснилось в ходе обсуждения, проблем в связи с этим предстоит решить очень много.Вопросов по-прежнему больше Министр по делам молодежи, физкультуры и спорта Александр Воронов, также председатель Объединения учителей физкультуры России, считает главной целью масштабного проекта – охват всего населения страны общим спортивным движением. Предполагается, что вслед за школьниками нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые. Однако начнут внедрение именно в общеобразовательной системе. И здесь уже возник ряд не решенных пока вопросов, которые от имени учителей и озвучил Александр Воронов.Как будет реализовываться комплекс – в рамках основной программы или внеурочной формы, учитывая, что уже есть «Президентские состязания»? Что делать с подготовительной и специальной медицинской группой детей, которые в общей массе учеников сегодня составляют до 70%? Насколько адекватны нормативы комплекса современному здоровью и физической подготовленности детей? Как повышать квалификацию учителей и восстанавливать разрушенную спортивную инфраструктуру? Наконец, как мотивировать школьников, учителей, руководителей? Эти и другие проблемы предложили обсудить на совещании специалистам в рамках работы нескольких секций. По их итогам предполагалось утвердить резолюцию, заранее, кстати, предложенную участникам.«Горячая» секция Самой популярной оказалась секция, обсуждение которой вел Владимир Уваров, руководитель экспертного совета по разработке ВСФК Минспорта России – на неё заявилось более 50 человек. Это неудивительно, ведь тема касалась непосредственно вопросов внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в школы.Так, Татьяна Душенина из Кузбасса, заведующая кафедрой педагогических и здоровьесберегающих наук КРИПК и ПРО, рассказала, что в Кемеровской области комплекс норм ГТЗО («Готов к труду и защите Отечества») был разработан и внедрен ещё три года назад по инициативе губернатора. По-настоящему массовым его помогла сделать система стимулирования, причем всех уровней, начиная от школьника, педагога, которого поощряют за достижения учеников, и заканчивая главой местной администрации, получающим областные гранты. Но именно в связи с этим возникла проблема приписок, фальсифицированных результатов: – Пока её точечно решают специалисты департамента образования. Но есть другие механизмы. Существует электронная система: педагог забивает данные в электронный паспорт, и информация, минуя муниципалитет, попадает в департамент образования области. Ответственность только на совести учителя. Но он представляет свои команды ещё на многих соревнованиях, и если педагог, который показывает высокие результаты ГТЗО, на других соревнованиях побед не случается – к нему возникает большой вопрос… Ещё одна проблема, которую сегодня подняли педагоги – несоответствие существующих, старых, нормативов реальным возможностям учеников. Учитель физкультуры Тимошевска Краснодарского края Елена Головко даже обвинила разработчиков комплекса в том, что, несмотря на существующие итоги уже минувшей апробации комплекса в некоторых регионах, есть конкретные, новые данные по нормативам, но они до сих пор не «спущены» остальным. По её мнению, если бы это было сделано, многие вопросы сегодня бы отпали: – Главный-то вопрос в механизме, в организации. Будет достаточно того, что мы на школьном этапе просто заполним и отправим протоколы? Как будут соотносится нормативы, которые мы сдаем сейчас, «Президентские состязания» и ВСФК? «Мы не знаем истинного состояния здоровья детей» Наконец, проблемная тема, которую, пожалуй, затронула в своей работе каждая секция – это взаимодействие Минобрнауки РФ и Минздрава РФ. Кто и как из медиков будет допускать детей к сдаче ГТО? Когда начнется систематическая диспансеризация детей? Кто будет работать с ребятами подготовительной и спецмедгруппы? – Вопрос диспансеризации возникает у нас каждый день на уроке физкультуры. К сожалению, мы не знаем истинного состояния здоровья сегодняшних учеников. Врач проверила детей, когда они пришли в первый класс, в пятом – выборочно, наконец, состояние допризывной молодежи контролирует военкомат – вот основная наша диспансеризация, – рассказала о проблеме уже в заключительной части мероприятия Елена Головко. Как верно было замечено, на совещании собралось много представителей учреждений, подведомственных министерствам образования и спорта, но ни одного – минздраву.Резолюцию – на доработку Учительское совещание в Петрозаводске завершилось видеомостом с Москвой: из столицы участников поприветствовали и выслушали Вениамин Каганов, замминистра образования РФ, и Сергей Шелпаков, замминистра спорта РФ. На самом деле, предложений и замечаний, касающихся внедрения и работы нового комплекса нормативов набралось так много, что даже подготовленную заранее резолюцию не стали принимать – отправили на доработку. Пожелания педагогов собрали в письменном виде – теперь их будут анализировать эксперты. Ещё до конца года конкретный результат необходимо будет представить президенту, поэтому, затягивать с доработкой никто намерен. Учителя, хоть и устали за целый день работы, но были рады, что их мнения все же спросили и надеются, что оно будет учтено.О Карелии. Как сообщил министр Александр Воронов, сейчас решается вопрос о том, чтобы сделать её также экспериментальной площадкой для апробации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса: – Мы боремся за это, уже направили соответствующие документы – претендовать на это у нас на это основания. Думаю, в этом месяце все станет известно. Обрадуются ли карельские учителя очередному эксперименту? Найдут ли компромиссы педагоги и разработчики в институтах? Покажет время. Наконец, что же думают по поводу предлагаемого комплекса сами педагоги? Мы обратились с вопросом к Елене Головко – из её уст прозвучало, пожалуй, больше всего критики. Но педагог с 20-летним стажем отнюдь не против нового «комплекса ГТО»: – Он нужен. Понимаете, надо найти какой-то подход, чтобы привлечь детей к массовым занятиям физкультурой. Да, у нас есть фитнесс-клубы, но они работают на платной основе. То есть должна появиться идея, – пояснила нам педагог после окончания работы секции. – И второе. У нас есть государственный заказ перед школой. Мы должны ребенка, фактически «не видящего» и «не слышащего» в первом классе, в одиннадцатом выпустить полноценным гражданином. И предлагаемый комплекс – один из инструментов для этого.На самом деле, такая идея, бесплатного и массового физвоспитания, в стране уже начала зарождаться, и отнюдь не с подачи государства. «Русская пробежка», к которой не без оснований с подозрением относятся известные органы, вовлекает в свои ряды все больше молодежи. Очевидно, что назрела необходимость предложить этим ребятам здоровую альтернативу уже сегодня, иначе завтра может быть поздно.Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте