search
main
0

Учительский дом. Хотите такой же? Стройте!

Осталось совсем немного времени – меньше месяца, и в Воронеже, в Коминтерновском районе, будет сдан в эксплуатацию «учительский» дом. 77 семей справят новоселье. Согласитесь, это событие из ряда вон выходящее. Особенно если учесть, что на строительство дома не было использовано ни копейки бюджетных денег и что за последние двадцать, а то и более лет жилья для учителей в Воронеже не строилось.

Началось все в 2001 году, когда в Воронежском обкоме Профсоюза работников народного образования и науки составили социальный паспорт на всех членов профсоюза. Учитывали все – и зарплаты, и возраст, и образование, ну и, конечно, жилищные условия. Выяснилось, что только в городе в очереди на получение жилья стоят 1800 семей педагогов и работников учреждений образования. Это официальные данные, а если еще прибавить тех, кто, не надеясь на поддержку властей и государства, давно ни в какие очереди не записывается, цифра получится значительно большая. Учителя снимают квартиры, ютятся по общежитиям, живут у родственников. «Так не должно быть!» – решили в обкоме профсоюза и попытались переломить ситуацию.

Достучаться до воронежских властей всегда было нелегко, а тут – дело совершенно новое, и непонятно, с какого боку к нему подходить. Обычная начальственная отговорка «денег нет!» в данном случае не срабатывала. Просто потому, что денег никто не просил. Профсоюзы предлагали найти компромиссное решение, которое и город устроит, и удешевит квадратные метры в учительском доме. В итоге бывший мэр Воронежа Александр Ковалев на августовском педсовете в сердцах высказался, что, мол, вот вы, профсоюзы, все возмущаетесь и требуете, а сами лучше бы взяли да и кооператив создали! Профсоюзу только того и надо было. В число учредителей жилищно-строительного кооператива «Учитель» вошли представители райкомов профсоюза всех районов города, а председателем выбрали Ивана Ермилова – заместителя председателя Коминтерновского райкома.

– Начинать было трудно, – рассказывает Иван Тимофеевич. – Твоя главная задача – сделать каждый квадратный метр хоть на тысячу, хоть на сто рублей, но дешевле. Это ж наши учителя платить будут, из своих мизерных зарплат!

В учительских квартирах квадратный метр стоил около шести тысяч рублей (в то время как его себестоимость была 9080 рублей), а цена однокомнатной квартиры равнялась 282 тысячам. Наименьшая площадь – 47,8 квадратных метра (это однокомнатные), двухкомнатные – 64, трехкомнатные – 86. О таких квартирах учителя со своими зарплатами даже мечтать не смели! Но как выбрать, кому давать, кому нет? Устав предусматривал два главных критерия: педработник должен быть членом профсоюза, а также нуждаться в улучшении жилищных условий. Последнее в обязательном порядке подтверждалось справкой из администрации по месту жительства. И опять же всего не предусмотришь. Когда в однокомнатной квартире восемь человек прописаны, а на очередь не становились, потому что ни в какое получение квартиры не верят, – с ними как быть? Решили правлением кооператива: принять, но чтобы принесли выписку из домовой книги, когда и кто прописан.

Тамара Бирюкова, председатель обкома профсоюза, с сожалением говорит, что, несмотря на льготные цены, условия оплаты все равно довольно жесткие и не все смогли с ними справиться. Сразу надо было выплатить 50 процентов от стоимости жилья, а до конца года – оставшуюся сумму с учетом инфляции. Нервов потратили немало. Иван Ермилов рассказывает, что к декабрю 2004 года оставались 18 человек, которые не смогли расплатиться полностью. Ничего не поделаешь: входили в положение, обещали подождать, уговаривали подрядчика.

Строительство вела фирма «Стройдом – ЭНВО», и надо отдать должное ее директору Борису Романенко: он и учительские проблемы понимал, и сочувствовал, и со своей стороны делал все возможное для успешного завершения строительства. Половина дома – коммерческие квартиры, выставлены на рынок по обычным ценам, и в этом тоже свой плюс. Если учителя вовремя не могли расплатиться, дом все равно потихоньку рос и в долгострой не превратился. А кооператив, в свою очередь, экономил на чем только мог. Иван Ермилов работал без зарплаты, на общественных началах:

– Я с подрядчиком заключил договор о том, что все бухгалтерские расчеты и всю финансово-хозяйственную деятельность доверяю ему. Учителя сдавали деньги на его счет. А я, со своей стороны, ездил по всем инстанциям, уговаривал чиновников.

Такая тактика принесла свои положительные результаты. Ермилов, как только в какой-нибудь кабинет заходил, сразу сообщал, что он – учитель, и все члены кооператива – учителя, в основном женщины, много одиноких и с детьми. «Квартиры попродали, а сколько сегодня среднестатистический учитель зарабатывает, сами знаете!» После таких разъяснений многие чиновники проникались и входили в положение, хотя и не все, и не сразу.

Главных льгот, которые ЖСК «Учитель» получил от городской власти, было три. Первая – бесплатный отвод земельного участка. Земля в областном центре недешевая, особенно в престижных районах, поэтому экономия получилась немалая. Вторая – отчисления на градостроительство. Любой застройщик обязан заботиться об инфраструктуре города и вместе с домом, как бы заодно, построить еще и прачечную, или, к примеру, школу музыкальную реконструировать. В общем, от этого учителей тоже освободили. И третья: по правилам 10 процентов жилья из каждого построенного дома нужно отдать городу. Эту сумму учителям тоже «простили». Они ведь по закону сами льготники, и какой смысл отбирать квартиры у них, чтобы потом отдать их, к примеру, ветеранам. В общей сложности экономия на инфраструктуре и десяти процентах жилья составила примерно 18 миллионов рублей, отсюда и цены за квадратный метр ниже себестоимости.

Спрашиваю Ивана Тимофеевича, что бы он посоветовал тому, кто захочет организовать подобное строительство в своем городе.

– Прежде всего надо заручиться поддержкой мэра или губернатора. Второе – надо обязательно разбираться в строительстве и в том, как взаимодействуют городские службы. Ну и третье – не бойтесь, ищите варианты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте