Труднее им остаться
– возможность заниматься любимым предметом – 12,6%
– сравнительно большой отпуск – 7,8%
– необходимость постоянного самосовершенствования – 5,4%
– относительная свобода в распределении времени – 3%.
В блок вопросов, характеризующих понимание старшеклассником сущности будущей профессии, было включено мнение респондентов о перечне специальных педагогических способностей у человека, избравшего профессию учителя. Обращает внимание преобладание ответов с указанием общечеловеческих черт и качеств: сдержанность, воспитанность, доброта, справедливость, честность и т.п. К сожалению, практически не были указаны специфические качества, присущие лишь профессии учителя.
В целом результаты ответов на вопросы рассматриваемого блока иллюстрируют одну из важнейших причин потерь контингента будущих абитуриентов высших педагогических заведений – низкий уровень педагогически направленной профориентационной работы в школе. Собственно, эта проблема не нова, она убедительно показана многими исследованиями. Так, из результатов социологического обследования учащихся общеобразовательных школ, проведенного ко Всесоюзному сьезду работников образования в 1989 г., следует, что сама школа мало повлияла на выбор ими профессии. Учителя помогли в этом только 12% респондентов, занятия по профориентации – 6%, профконсультации – 1%. Основное влияние здесь оказало личное знакомство с людьми интересующей профессии – 41%, рассказы родителей – 34%, рассказы сверстников – 20%. Немаловажное значение в выборе будущей профессии играют и средства массовой информации – 35%. 51,1% респондентов в Смоленской области, желающих стать учителем, ответили, что сделали этот выбор самостоятельно, без активного влияния кого бы то ни было. На аналогичное решение 10,7% повлияло социально-экономическое положение в стране. Далее следуют: советы родителей – 9,9%; советы знакомых и друзей – 7,6%; другие факторы – 7,6%. Конечно, приведенные результаты требуют дополнительной интерпретации, ибо за впечатлением о самостоятельности выбора профессии скрывается множество обстоятельств, приведших к конкретному решению. Тем не менее профориентационная роль учителей признается только 3% учащихся, что, естественно, не может быть признано нормальным, так как именно сфера школьного образования как никакая другая отрасль хозяйства (не имеющая постоянного контакта со школьниками) может активно влиять на профессиональные намерения учащихся с целью подготовки собственной кадровой смены.
Часть старшеклассников (67,8%), выбравших учительскую профессию, проходила различные виды довузовской подготовки: подготовительные курсы (43,8%); занимались с репетитором (13,5%); подготовительные отделения (4,5%). Однако качество этой подготовки в части формирования устойчивых профессиональных ориентаций школьников, осознания сущности учительского труда и его специфических ценностей, как свидетельствуют материалы обследования, весьма невысоко.
Следующий этап воспроизводства учительских кадров связан непосредственно с их подготовкой в педагогическом учебном заведении. Из приведенных выше результатов обследования старшеклассников по поводу их отношения к учительской профессии и понимания ее сущности можно сделать обоснованный вывод о структуре профессиональных намерений поступающих в пединституты и университеты. Часть абитуриентов поступает с тем, чтобы впоследствии стать учителем; однако можно предположить, что реализация этих планов во многом зависит от того, как организован учебный процесс в вузе, насколько он ориентирован на подготовку именно будущих педагогов, а не, скажем, математиков, физиков, историков и т.п. Таким образом, в качестве одного из очевидных критериев эффективности работы педвуза в рассматриваемом аспекте может служить показатель “потерь” контингента из числа поступивших на 1-й курс с выраженным желанием заниматься педагогической деятельностью: та его часть, которая после окончания вуза пришла в учебные заведения сферы образования.
Другие потоки абитуриентов мотивируют свое поступление в педагогическое высшее учебное заведение такими целями, как получение высшего образования по избранному предмету; получение высшего образования вообще; случайностью и т.п.
Эмпирически ситуация здесь может быть проиллюстрирована некоторыми результатами обследования первокурсников МПГУ им. В.И.Ленина и Смоленского госпедуниверситета. Наиболее значимые ответы распределились следующим образом:
От 0,4% до 2,2% ответов приходится и на такие факторы, как семейные традиции, советы родителей, учителей, опыт работы в школе, желание быть похожим на любимого учителя.
Совпадение рейтинга мотивов свидетельствует о наличии устойчивой тенденции, особенно если учесть, что обследования проводились в разные годы и в столь разных городах.
Есть как минимум две группы абитуриентов, которые априори более мотивированно выбирают профессию учителя. Первая – это выпускники педучилищ, а также ранее работавшие в сфере образования.
Другая группа – это поступавшие в пединститут несколько раз. Решающее значение в возмещении потребности в учительских кадрах имеют профессиональные намерения студентов после окончания вуза. Структура ответов первокурсников на соответствующий вопрос такова:
– работать в сфере образования – 69,5%,
в том числе заниматься преподавательской деятельностью – 65,8%
– заниматься научной деятельностью – 34,2%
– работать вне сферы образования – 30,5%.
Относительно новой тенденцией стало сравнительно большое число тех студентов, кто заявляет о своем нежелании заниматься непосредственно преподавательской деятельностью уже на начальном этапе обучения. По крайней мере ранее при системе распределения молодых специалистов этот показатель был меньше. В данной связи особую актуальность приобретает решение проблемы отбора педагогически ориентированного абитуриента, с одной стороны, и обеспечение конкурсного уровня приема в педагогические учебные заведения – с другой.
Формирование профессиональных качеств и начал педагогического мастерства у молодого учителя продолжается, когда он приступает к самостоятельной работе в школе, и происходит в течение всей его жизни, ибо непрерывное совершенствование в избранной профессии – залог успеха.
От того, как выпускник адаптируется к своей новой деятельности, как будет он принят в новую общественную сферу, какие помощь и внимание будут оказаны ему в первые годы, во многом зависит дальнейшая судьба молодого учителя.
В прежних условиях обязательного распределения выпускников пединститутов усредненный профессионально-педагогический портрет молодого специалиста характеризуется примерно теми же чертами, что и образ выпускника пединститута. Различие заключалось, быть может, только в том, что, окунувшись непосредственно в атмосферу школьного бытия, интуитивные ощущения и ожидания наполняются конкретным содержанием и несколько трансформируются, приобретают более четкие очертания. В качестве иллюстрации этого тезиса далее приводятся результаты обследования молодых учителей, проработавших в школах г.Москвы 1-3 года после окончания вуза в 80-х годах.
Как мотивируют молодые специалисты свое поступление в педагогические учебные заведения, уже приобретя некоторый опыт практической деятельности? Основным мотивом у 30,5% окончивших вузы была любовь к детям. Второе место (23,4%) занимает любовь к избранной профессии. 16,0% опрошенных назвали стремление передавать свои знания другим. По совету учителей, родителей, товарищей поступили учиться 8,2%, с целью получить высшее образование – 6,7%, по семейной традиции – 6%.
Однако даже “педагогически ориентированный” мотив поступления в педагогическое учебное заведение еще не служит гарантом положительного отношения к выбранной профессии. Так, из всех молодых специалистов, мотивировавших свой приход в пединститут стремлением передавать свои знания другим, более 20% указали, что им профессия безразлична. Среди назвавших мотив “любовь к детям” – 15,7% разочаровавшихся.
Далеко не всегда и семейные традиции оказывают устойчивое влияние на отношение к учительскому труду. Более чем у 30% молодых специалистов, назвавших этот мотив, безразличное отношение к профессии или она им не нравится.
А вот предыдущий, довузовский опыт работы является весьма существенным стабилизирующим фактором. 85% таких бывших абитуриентов отметили, что им работа нравится (или скорее нравится).
В целом же структура отношений молодых специалистов к своей профессии была такова: очень нравится – 49,2%, скорее нравится – 39,7%.
Возможность детализации этих результатов предполагает ответы на вопрос о том, что же именно нравится молодым специалистам в их профессии. Итоги ранжируются следующим образом:
– творческий характер деятельности – 48,9%
– возможность учить и воспитывать детей – 46,2%
– возможность передавать свои знания – 31,2%
– возможность заниматься любимым предметом – 27%
– большой отпуск – 21,4%
– возможность совершенствовать свои знания – 18,6%
– свобода в распределении времени – 12,0%
– другое – 2,9%.
В зависимости от стажа работы увеличивается доля тех, кто наивысшую ценность видит в передаче своих знаний, меняются (в сторону сокращения предпочтений) представления о творческом характере труда.
Также различна структура предпочтений у учителей разных специальностей.
Для понимания процесса формирования отношения к профессии чрезвычайно важен анализ оценок молодыми специалистами тех трудностей, с которыми они встречаются в своей повседневной практике.
Трудности не являются равноценными по содержанию, по напряжению, которое они вызывают. Одни трудности могут быть связаны с организацией работы (значительные затраты времени, не предусмотренные расписанием, ведением двух и более предметов), другие возникают из-за неумения устанавливать контакт с детьми, убеждать, доходчиво обьяснять и т.д.
На вопросы о трудностях в работе молодых специалистов были получены следующие ответы:
значительные затраты времени вне расписания – 41,5%
необходимость высокого самообладания и выдержки – 31,7%
необходимость быстро ориентироваться в ситуации – 19,5%
умение вести беседу – 15,4%
необходимость иметь специальные педагогические способности – 8,9%
работа с детьми (!) – 8,4%
однообразие – 1,5%.
Структура ответов позволяет сделать вывод о том, что дополнительным (впрочем, немаловажным) фактором разочарования в профессии (или укреплении изначального негативного отношения) служит недостаточно высокий уровень специальной психолого-педагогической работы в вузе, имеющий целью формирование у студентов, в частности, профессиональных навыков работы с детьми, развитие коммуникативных способностей. Фактически это обстоятельство подтвердили и сами респонденты ответами на вопрос о том, в знаниях каких предметов молодые специалисты ощущают недостаток.
Психология выделена 35,7% опрошенных, педагогика – 26,9%, методика преподавания – 40,1%, а по отдельным показателям школьной программы этот показатель еще выше.
Что нового в ситуации и ее динамике появилось сейчас, после отмены обязательного распределения выпускников и социально-экономических изменений в стране в целом?
Необходимо отметить существенное отличие состава нынешних респондентов. Здесь отсутствуют те, кто изначально не хотел работать учителем и после завершения обучения в вузе поступил на работу в другую сферу. Поэтому столь обнадеживающе звучат ответы респондентов на результирующие вопросы. Так, 89,7% респондентов в городах Смоленской области и 100% селян ответили положительно на вопрос о том, собираются ли они продолжать работать в школе.
На вопрос “Какую профессию, кроме учительской, вы могли бы выбрать, если бы пришлось снова учиться?” 50% молодых специалистов-горожан и 85,7% селян подтвердили свой выбор. 23,7% горожан и 7,1% селян гипотетически выбрали бы другую профессию.
В этой связи несомненный интерес представляет мнение опытных учителей относительно их профессиональных намерений, об эффективных путях подготовки педагогических кадров.
Результаты обследования показали, что более половины (около 60%) учителей находятся в молодом трудоспособном возрасте от 22 до 40 лет. В то же время не так уж мала и доля пенсионеров (Смоленская область – 13,2%, Мурманск – 7,9%). Основная масса учителей имеет стаж работы в общеобразовательных учреждениях свыше 6 лет – 85,0%, наибольшую группу составляют учителя со стажем от 11 до 20 лет – 30,0%. Таким образом, мы имеем в общеобразовательных учреждениях опытных педагогов.
Особый интерес представляют планы респондентов на будущее. Более 90% учителей в Смоленской области (80,9% в Мурманской) собираются и далее работать в школе. И только 3,4% дали отрицательный ответ (7,9% в Мурманской области). Среди причин такого ответа: пенсионный возраст, низкая заработная плата, отсутствие жилья, моральная усталость, проблемы в коллективе, замужество.
Отдельно была выделена группа обследованных, которые намереваются перейти в другую школу. Их количество невелико – 5,8% по Смоленской обл. и 9% по Мурманской области.
Таким образом, если оценивать потенциальные намерения учителей по уходу из сферы образования, то масштабы этого процесса заключены в интервалах: 3,4% – 10% (если сюда включить всех не ответивших на поставленный вопрос) по Смоленской обл. и 7,9% – 19,1% – по Мурманской.
Профессия учителя, как никакая другая, требует постоянного повышения своей квалификации. В силу этого обстоятельства интерес представили сведения об эффективных видах повышения квалификации. Предпочтение отдается по-прежнему институтам повышения квалификации – 32,6%, далее следуют – самообразование – 27,6%, методические обьединения – 17,1%, курсы повышения квалификации при педвузах.
Опыт практической деятельности учителей предполагает целесообразным выяснить их оценки наиболее эффективных путей подготовки учительских кадров. Высказанные мнения подразделяются на две группы. Первая – это предложения по совершенствованию подготовки в педагогическом учебном заведении. Среди них: установление более тесной связи учебного процесса и школьной практики; увеличение доли практического материала в содержании образования с одновременным уменьшением “чистой” теории; изучение передовых методов обучения; увеличение числа учебных часов на методики преподавания предметов, психологию, педагогику; расширение перечня факультативов; повышение внимания к внеклассной работе.
Вторая группа предложений относится к работе с молодыми специалистами в период их адаптации в школе. Среди этих предложений: введение практики наставничества опытных учителей над стажерами; повышение заработной платы молодым специалистам; исключение практики преподавания молодыми специалистами учебных предметов не по полученной ими специальности; стажировка молодых специалистов в классах с различной успеваемостью.
Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что подходы к решению рассматриваемых проблем должны быть комплексными и адекватными сущности процесса кадрового воспроизводства, развивающегося по замкнутому циклу: школа – педагогическое учебное заведение – школа. По этому принципу будет строиться Федеральная программа “Учитель”, необходимость которой определена в решении специальной коллегии МО РФ.
Михаил ЛЕВИЦКИЙ,
Татьяна ГОР8НОВА
В “Учительской газете” от 18 июня n25 были опубликованы сведения о педагогических вузах страны. По вине составителей справочника Карачаево-Черкесский государственный педагогический университет оказался в списке пединститутов. Приносим свои извинения коллективу университета и сообщаем, что Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт был преобразован в университет в 1994 году.
Комментарии