Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Учитель, воспитывая нравственного ученика, будь нравственным сам

Учительская газета, №23 от 5 июня 2007. Читать номер
Автор:

Оксана ДЕМЧЕНКО, студентка 6-го курса факультета социальной педагогики МГПИ: – Сегодня много и на всех уровнях говорят о нравственности нашего общества, мораль и нравственность выходят на первое место, и их можно рассматривать как важные составляющие национальной безопасности.

Ныне миром правят деньги, нам внушают, что непременно нужно быть стильным, идущим в ногу со временем человеком, который для достижения своей цели может пойти на любую сделку со своей совестью, так как не сильно-то уживаются вопросы морали и нравственности с высоко поставленными целями. Конечно, цель у человека непременно должна быть, но при этом не стоит забывать о чести, достоинстве, честности, патриотизме, ибо именно эти термины входят в общее понятие – нравственность.

Воспитывая детей, мы, как правило, ожидаем и требуем от них хороших и правильных поступков, но сами при этом не сильно задумываемся над манерой и содержанием своего поведения, над тем, какими словами мы разговариваем с детьми, не следим за чистотой и культурой нашего языка. Наше времяпрепровождение совершенно не связано с коллективными делами в семье, с детьми. Семья стала местом отдыха, но не созидания, родителям часто нечему и некогда научить наших детей, а ведь труд, тем более совместный, непременное условие воспитания нравственного поколения.

Многие не подозревают, что трудоспособность – это, может быть, самое главное условие благородства. Навык к труду закладывается в семье, и никакой другой социальный институт не заменит ребенку полноценного воспитания, его качественной социализации.

Каждый человек имеет право на достойную жизнь в своем государстве, а тем более дети этого государства, но гораздо опаснее расстройство духа и морали, потеря веры в себя, потеря самоуважения, без которых невозможно никакое гармоничное развитие человека.

Спустя многие годы мы вспомнили слово «духовность», стали задумываться о составляющей этого слова и насколько это слово близко с понятием «нравственность». По словам Алексея Осипова, профессора Московской духовной академии, духовность – внутреннее состояние души, которое меняется, зависит от нашей воли, от разума, от мировоззрения. Духовность скрыта от внешнего взора. Это то, что происходит или может происходить в нас, то, что в результате способно превратить нас в совершенно другое существо. Внешнее поведение, характер отношения к людям, к делу, закону мы называем нравственностью. Человек ведет себя безупречно, он прекрасный семьянин, никогда не ответит грубым словом, он глубоко нравственный человек. Однако этот прекрасный человек может в то же время гореть жаждой славы, богатства, завидовать и зеленеть от того, как хорошо другим людям.

Один из крупнейших русских ученых-гуманитариев ХХ века Дмитрий Лихачев писал по этому поводу так: «Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством – страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры распространяются в наше время с быстротой эпидемии. Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности – спокойно противопоставить ей духовность, культуру. Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен».

Воспитывая других, педагогу необходимо прежде всего быть самому глубоко духовной и нравственной личностью. Можно полностью согласиться со словами монаха Киприана, произнесенными на Рождественских чтениях еще в 2001 году, что педагогика или образование всегда имеют дело с сообщающимися сосудами: один сосуд – это педагог, другой – ребенок. И если в нас самих нет духовности, вдохновения, нравственности, нам нечего будет передать и детям. Поэтому прежде всего надо начинать с самих себя.

«Наука о нравственности не отличается от химии как науки. Человек не может понять химию, пока не начнет экспериментировать. И науку о нравственности человек не может понять без упражнения. Поэтому науку о нравственности лучше изучать понемногу и полученные знания сразу же проверять через применение, чем всю полностью выучить наизусть, но откладывать даже начало ее применения», – так говорил святитель Николай Сербский.

Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для свободного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает. У нас становится все больше социальных работников и психотерапевтов, но несмотря на это увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами. А ведь от того, что родители и воспитатели вложат в детей, какие культурно-нравственные основы преподнесут им, зависит дальнейшее развитие нашей Родины, ее место в мировой истории.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту