search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Учитель, воспитывая нравственного ученика, будь нравственным сам

Оксана ДЕМЧЕНКО, студентка 6-го курса факультета социальной педагогики МГПИ: – Сегодня много и на всех уровнях говорят о нравственности нашего общества, мораль и нравственность выходят на первое место, и их можно рассматривать как важные составляющие национальной безопасности.

Ныне миром правят деньги, нам внушают, что непременно нужно быть стильным, идущим в ногу со временем человеком, который для достижения своей цели может пойти на любую сделку со своей совестью, так как не сильно-то уживаются вопросы морали и нравственности с высоко поставленными целями. Конечно, цель у человека непременно должна быть, но при этом не стоит забывать о чести, достоинстве, честности, патриотизме, ибо именно эти термины входят в общее понятие – нравственность.

Воспитывая детей, мы, как правило, ожидаем и требуем от них хороших и правильных поступков, но сами при этом не сильно задумываемся над манерой и содержанием своего поведения, над тем, какими словами мы разговариваем с детьми, не следим за чистотой и культурой нашего языка. Наше времяпрепровождение совершенно не связано с коллективными делами в семье, с детьми. Семья стала местом отдыха, но не созидания, родителям часто нечему и некогда научить наших детей, а ведь труд, тем более совместный, непременное условие воспитания нравственного поколения.

Многие не подозревают, что трудоспособность – это, может быть, самое главное условие благородства. Навык к труду закладывается в семье, и никакой другой социальный институт не заменит ребенку полноценного воспитания, его качественной социализации.

Каждый человек имеет право на достойную жизнь в своем государстве, а тем более дети этого государства, но гораздо опаснее расстройство духа и морали, потеря веры в себя, потеря самоуважения, без которых невозможно никакое гармоничное развитие человека.

Спустя многие годы мы вспомнили слово «духовность», стали задумываться о составляющей этого слова и насколько это слово близко с понятием «нравственность». По словам Алексея Осипова, профессора Московской духовной академии, духовность – внутреннее состояние души, которое меняется, зависит от нашей воли, от разума, от мировоззрения. Духовность скрыта от внешнего взора. Это то, что происходит или может происходить в нас, то, что в результате способно превратить нас в совершенно другое существо. Внешнее поведение, характер отношения к людям, к делу, закону мы называем нравственностью. Человек ведет себя безупречно, он прекрасный семьянин, никогда не ответит грубым словом, он глубоко нравственный человек. Однако этот прекрасный человек может в то же время гореть жаждой славы, богатства, завидовать и зеленеть от того, как хорошо другим людям.

Один из крупнейших русских ученых-гуманитариев ХХ века Дмитрий Лихачев писал по этому поводу так: «Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством – страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры распространяются в наше время с быстротой эпидемии. Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности – спокойно противопоставить ей духовность, культуру. Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен».

Воспитывая других, педагогу необходимо прежде всего быть самому глубоко духовной и нравственной личностью. Можно полностью согласиться со словами монаха Киприана, произнесенными на Рождественских чтениях еще в 2001 году, что педагогика или образование всегда имеют дело с сообщающимися сосудами: один сосуд – это педагог, другой – ребенок. И если в нас самих нет духовности, вдохновения, нравственности, нам нечего будет передать и детям. Поэтому прежде всего надо начинать с самих себя.

«Наука о нравственности не отличается от химии как науки. Человек не может понять химию, пока не начнет экспериментировать. И науку о нравственности человек не может понять без упражнения. Поэтому науку о нравственности лучше изучать понемногу и полученные знания сразу же проверять через применение, чем всю полностью выучить наизусть, но откладывать даже начало ее применения», – так говорил святитель Николай Сербский.

Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для свободного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает. У нас становится все больше социальных работников и психотерапевтов, но несмотря на это увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами. А ведь от того, что родители и воспитатели вложат в детей, какие культурно-нравственные основы преподнесут им, зависит дальнейшее развитие нашей Родины, ее место в мировой истории.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте