search
main
Топ 10
Президент подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах России В школах Дагестана открывают мобилизационные пункты Анзор Музаев: частичная мобилизация не скажется на учебном процессе Российские педагоги начали преподавать в школах Монголии Началась торжественная церемония открытия конкурса «Учитель года» – 2022 – трансляция Открыто Всенародное голосование конкурса «Учитель года России – 2022» В Минпросвещения разработали перечень учебников, которые можно использовать в школах Урок физкультуры: должен ли ребенок присутствовать на занятии, если есть освобождение Стартовало первое конкурсное испытание заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2022 «Учитель года» – 2022: как пройдет финал профессионального конкурса педагогов По 7 уроков каждый день: члены жюри рассказали, как проходят испытания на конкурсе «Учитель года» – 2022 Совфед одобрил «золотой стандарт» для школьной программы В рамках празднования Дня СПО в России пройдут квесты, профессиональные конкурсы и арт-флешмоб В школах и колледжах проходят ВПР: какие работы пишут учащиеся, когда объявят результаты Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга Петр Положевец выступил на церемонии открытия конкурса «Учитель года» – 2022 В Подмосковье начали набор на бесплатные двухлетние курсы по программированию для школьников Увеличить количество позитивной информации: состоялось первое заседание совета учителей-блогеров Запрет на мобильные телефоны: как он исполняется в школах Названы имена победителей первого тура конкурса «Сердце отдаю детям»
0

Учитель в истории страны, «Профессионалитет», финансовая грамотность – о чем рассказал школьникам Сергей Кравцов

Сергей Кравцов считает учительство призванием. Он уверен, что преподаватель воспитывает подопечных и формирует будущее страны, а его фигуру нельзя заменить компьютерами и роботами. О роли педагога в истории и проектах в сфере современного образования министр просвещения РФ рассказал школьникам на лекции, прошедшей в рамках марафона «Новое знание» в мультимедийном Историческом парке «Россия – моя история». Здесь 5 октября откроется тематическая выставка.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Профессия учителя от зарождения до петровских времен

Кравцов поведал о рождении и развитии профессии педагога. Уже в эпоху первобытно-общинного строя старшие товарищи делились с младшими опытом. А с появлением первых школ в Египте и Междуречье возникло понятие учительства. В  Средние века преподаватель направлял ученика на путь добродетели и имел, по словам монаха Винсента, «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие и опыт преподавания».

В период правления Рюриковичей не было педагогов-специалистов, грамоте обучали  дьяки, певцы, чтецы и чиновники. Во времена Романовых профессия обретает профессиональный статус. Среди мастеров грамоты (так тогда называли учителей) министр и школьники отметили Жуковского, обучающего императора и Семиона Полоцкого, автора проекта Славяно-греко-латинской академии. Среди исторических событий – появление первого широкодоступного букваря и открытие Типографского училища.

Обучение преподавателей и выдающиеся личности в эпоху Петра I

Главным насущным вопросом педагогики в петровскую эпоху Кравцов назвал образование самих учителей. Эта потребность спровоцировала открытие первых гарнизонных школ для обучения детей солдат и матросов, цифирных школ, создание сети государственных начальных школ для всех желающих.

Из плеяды людей, внесших вклад в развитие русской педагогики, министр выделил Леонтия Магницкого (автор первой в стране учебной математической энциклопедии), Ивана Вицкого (советник Екатерины II, основатель Института благородных девиц),  Екатерину Дашкову (директор Петербургской Академии наук и президент Российской академии) Николая Новикова (создателя педагогической и переводческой семинарии при Московском университете).

Учитель в постпетровскую эпоху и развитие сферы образования

Облик учителя второй половины XVIII века Кравцов обрисовал высказыванием Константина Ушинского – «воспитание  должно основываться на личности воспитателя», и требованиями к педагогу Михаила Ломоносова – преподаватель обязан быть примером нравственности для подопечного, не должен вести себя гордо и фамильярно. Как результат глобальных реформ 1860-х годов министр отметил открытие народных училищ, где безвозмездно обучались дети из низших сословий.

Министр подытожил, что  в XVII-XIX столетиях европейская и русская школа приобрели облик современной, а профессия преподавателя стала массовой.

Роль учителя в Советском союзе

В СССР сложилась система обучения, охватывающая все слои общества и обеспечивающая тотальную грамотность населения. Роль учителя в жизни советского ученика министр определил как главную. Педагог для ребенка стал вторым родителем, особенно в военные годы. Тогда в эвакуацию отправляли целые школы, и преподаватель разделял с учениками трудности быта. Кравцов рассказал аудитории, что в конце 1944  года 5000 педагогов и руководителей в сфере образования представили к наградам за самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей.

Бесценный вклад учителя внесли в развитие одаренных детей и подростков.  Сложилась четырехуровневая система предметных олимпиад, которые завершались всесоюзным туром. Открываются физико-математические школы и интернаты для талантливых ребят из небольших городов и сел.

В 1980-1990-е годы  развивается педагогика сотрудничества. В ее основе вновь лежит воспитательный подход к образованию. Оценивать ребенка, по словам министра, следует не только по знаниям, но и по его отношению к труду, людям и нравственным ценностям.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Дополнительные каналы коммуникации

Помимо школы, где складывается мировоззрение будущего гражданина, Кравцов отметил роль семьи. Именно в ней – полагает он –  формируются  все психологические принципы мышления. Родителям спикер рекомендовал уделять больше внимания детям дома – играть и читать с ними, оказывать поддержку.

В качестве других каналов коммуникации министр назвал социальные сети, мессенджеры и мультимедийную среду парка. А также призвал не забывать о живом общении, которое развивает личность школьника и подростка.

– Нам важно создать среду, в которой вы смогли бы максимально раскрыть свои таланты, реализоваться. Принципиально в ней  отсутствие деструктивной информации, которая зачастую распространяется в социальных сетях, и не всегда вы можете определить, правда это или ложь. Важно, чтобы система образования сформировала у молодого человека нравственные принципы, которые позволят ему быть счастливым и успешным, – подчеркнул в беседе со зрителями лектор.

Профессионалитет

Кравцов сообщил, что в министерстве разрабатывают для колледжей специальную программу  «Профессионалитет». Обучаясь по ней, студенты смогут за 2,5 года получить гарантированную профессию и трудоустройство. К разработке проекта Минпросвещения привлекло Росатом, РЖД, Сибур Холдинг и другие крупные компании, куда выпускники получат возможность устроиться работать.

Также министр рассказал о высоком уровне образования, практической подготовки, технологического оснащения в современных колледжах. По статистике, сегодня после 9 класса туда уходят около 60% школьников. Однако всего 10-15% людей после окончания среднего специального заведения идут в вузы.

Финансовая грамотность

Отдельное внимание министр уделил вопросу финансовой грамотности учителей и учеников. Он отметил зависимость развития экономики от образования, поэтому сведения о ней уже есть в новом школьном курсе обществознания. В 2022 году планируется ввести факультативный предмет  с таким названием в школах, а также преподавать финансовую грамотность студентам педагогических вузов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте