Сергей Кравцов считает учительство призванием. Он уверен, что преподаватель воспитывает подопечных и формирует будущее страны, а его фигуру нельзя заменить компьютерами и роботами. О роли педагога в истории и проектах в сфере современного образования министр просвещения РФ рассказал школьникам на лекции, прошедшей в рамках марафона «Новое знание» в мультимедийном Историческом парке «Россия – моя история». Здесь 5 октября откроется тематическая выставка.
Профессия учителя от зарождения до петровских времен
Кравцов поведал о рождении и развитии профессии педагога. Уже в эпоху первобытно-общинного строя старшие товарищи делились с младшими опытом. А с появлением первых школ в Египте и Междуречье возникло понятие учительства. В Средние века преподаватель направлял ученика на путь добродетели и имел, по словам монаха Винсента, «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие и опыт преподавания».
В период правления Рюриковичей не было педагогов-специалистов, грамоте обучали дьяки, певцы, чтецы и чиновники. Во времена Романовых профессия обретает профессиональный статус. Среди мастеров грамоты (так тогда называли учителей) министр и школьники отметили Жуковского, обучающего императора и Семиона Полоцкого, автора проекта Славяно-греко-латинской академии. Среди исторических событий – появление первого широкодоступного букваря и открытие Типографского училища.
Обучение преподавателей и выдающиеся личности в эпоху Петра I
Главным насущным вопросом педагогики в петровскую эпоху Кравцов назвал образование самих учителей. Эта потребность спровоцировала открытие первых гарнизонных школ для обучения детей солдат и матросов, цифирных школ, создание сети государственных начальных школ для всех желающих.
Из плеяды людей, внесших вклад в развитие русской педагогики, министр выделил Леонтия Магницкого (автор первой в стране учебной математической энциклопедии), Ивана Вицкого (советник Екатерины II, основатель Института благородных девиц), Екатерину Дашкову (директор Петербургской Академии наук и президент Российской академии) Николая Новикова (создателя педагогической и переводческой семинарии при Московском университете).
Учитель в постпетровскую эпоху и развитие сферы образования
Облик учителя второй половины XVIII века Кравцов обрисовал высказыванием Константина Ушинского – «воспитание должно основываться на личности воспитателя», и требованиями к педагогу Михаила Ломоносова – преподаватель обязан быть примером нравственности для подопечного, не должен вести себя гордо и фамильярно. Как результат глобальных реформ 1860-х годов министр отметил открытие народных училищ, где безвозмездно обучались дети из низших сословий.
Министр подытожил, что в XVII-XIX столетиях европейская и русская школа приобрели облик современной, а профессия преподавателя стала массовой.
Роль учителя в Советском союзе
В СССР сложилась система обучения, охватывающая все слои общества и обеспечивающая тотальную грамотность населения. Роль учителя в жизни советского ученика министр определил как главную. Педагог для ребенка стал вторым родителем, особенно в военные годы. Тогда в эвакуацию отправляли целые школы, и преподаватель разделял с учениками трудности быта. Кравцов рассказал аудитории, что в конце 1944 года 5000 педагогов и руководителей в сфере образования представили к наградам за самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей.
Бесценный вклад учителя внесли в развитие одаренных детей и подростков. Сложилась четырехуровневая система предметных олимпиад, которые завершались всесоюзным туром. Открываются физико-математические школы и интернаты для талантливых ребят из небольших городов и сел.
В 1980-1990-е годы развивается педагогика сотрудничества. В ее основе вновь лежит воспитательный подход к образованию. Оценивать ребенка, по словам министра, следует не только по знаниям, но и по его отношению к труду, людям и нравственным ценностям.
Дополнительные каналы коммуникации
Помимо школы, где складывается мировоззрение будущего гражданина, Кравцов отметил роль семьи. Именно в ней – полагает он – формируются все психологические принципы мышления. Родителям спикер рекомендовал уделять больше внимания детям дома – играть и читать с ними, оказывать поддержку.
В качестве других каналов коммуникации министр назвал социальные сети, мессенджеры и мультимедийную среду парка. А также призвал не забывать о живом общении, которое развивает личность школьника и подростка.
– Нам важно создать среду, в которой вы смогли бы максимально раскрыть свои таланты, реализоваться. Принципиально в ней отсутствие деструктивной информации, которая зачастую распространяется в социальных сетях, и не всегда вы можете определить, правда это или ложь. Важно, чтобы система образования сформировала у молодого человека нравственные принципы, которые позволят ему быть счастливым и успешным, – подчеркнул в беседе со зрителями лектор.
Профессионалитет
Кравцов сообщил, что в министерстве разрабатывают для колледжей специальную программу «Профессионалитет». Обучаясь по ней, студенты смогут за 2,5 года получить гарантированную профессию и трудоустройство. К разработке проекта Минпросвещения привлекло Росатом, РЖД, Сибур Холдинг и другие крупные компании, куда выпускники получат возможность устроиться работать.
Также министр рассказал о высоком уровне образования, практической подготовки, технологического оснащения в современных колледжах. По статистике, сегодня после 9 класса туда уходят около 60% школьников. Однако всего 10-15% людей после окончания среднего специального заведения идут в вузы.
Финансовая грамотность
Отдельное внимание министр уделил вопросу финансовой грамотности учителей и учеников. Он отметил зависимость развития экономики от образования, поэтому сведения о ней уже есть в новом школьном курсе обществознания. В 2022 году планируется ввести факультативный предмет с таким названием в школах, а также преподавать финансовую грамотность студентам педагогических вузов.
Комментарии