Министерство просвещения планирует с 2020 года исключить из перечня профессий около 100 специальностей, подготовка по которым в колледжах и техникумах прекратится. Об этом заявила глава ведомства Ольга Васильева. Она отметила, что некоторые профессии устарели или содержательно изменились настолько, что их можно получить, пройдя короткие курсы. Исчезнут ли, на ваш взгляд, какие-либо профессии в системе образования? Если да, то какие?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, председатель Всероссийского общества «Знание», член Центрального штаба ОНФ:
– В системе образования речь идет не об исчезновении профессий, а, напротив, о появлении новых. Уже сейчас эксперты выделяют несколько позиций, которые не были массово востребованы десять лет назад. Это организатор проектного обучения, специалист электронного обучения, модератор, тьютор, игропрактик, дизайнер образовательных сред. Часто для того, чтобы стать профессионалом в этих областях, даже опытному педагогу нужно не просто пройти курсы повышения квалификации. Речь идет о полноценной переподготовке и даже получении новой профессии.
Педагогический труд меняется, становится более разнообразным. В массовой практике распространяются предметы, которые еще недавно были инновационными. Мы видим, что программы по программированию и робототехнике спускаются уже в детсад. Появляется и целый веер новых методических и диагностических направлений. Это связано с нарастающей дифференциацией образовательных потребностей и у родителей, и у детей. Нужны специалисты, которые помогут ребенку набрать обучающие онлайн- и офлайн-модули под конкретный запрос. Нужны методисты, которые проведут ребенка через виртуальные учебные среды. Растет интерес и к семейному обучению. Его сопровождение требует совершенно иного представления об образовательной практике, чем школа. Эти профессии могут не быть массово востребованными, но представить образование без таких профессионалов уже невозможно.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– Я думаю, будет появляться все больше профессий, так или иначе связанных с активным внедрением цифрового образования. Например, появятся цифровые методисты, которые будут помогать всем учителям и школьникам использовать ИКТ в образовательных целях. Будет значительно увеличена и расширена роль тьюторов, индивидуальных консультантов, коучей, специалистов по виртуальной безопасности. А вот чтобы что-то исчезло… Честно говоря, не думаю, что это возможно. Переименовать профессии и специальности, назвать их как-то по-другому, конечно, можно, но ведь вопрос-то не в этом. Скажем, профессия почтальона сегодня уже практически умирает. Потому что корреспонденцию предпочитают отправлять не в бумажном виде, а в электронном. Некоторые считают, будто то же самое произойдет и в системе образования, мол, потребность в учителях также будет сходить на нет, потому что детей станут обучать интеллектуально развитые сетевые машины. Но дело все в том, что, как только у ребенка появляется интерес копнуть глубже и шагнуть в сторону от темы, искусственный интеллект сразу же впадает в ступор, а значит, без общения, реального или виртуального, с живым педагогом не обойтись.
Алексей ДОРОНИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, учитель математики школы №1520 имени Капцовых, Москва:
– Электронные и дистанционные формы обучения вряд ли приведут к исчезновению профессии учителя. Однако в ближайшем будущем в связи с интенсивным развитием электронной школы значительно увеличится список компетенций, которые будут необходимы для эффективной деятельности. Невозможно заменить, например, на роботов и административную команду школы, во всяком случае даже в самой фантастической фантастике всегда есть капитаны и их помощники. Качественные образовательные тренажеры, онлайн-курсы, грамотно организованная тьюторская поддержка могут потеснить большое количество специалистов, которые работают в сфере образования взрослых. Хорошо созданный онлайн-курс может быть транслирован сразу в нескольких регионах. Например, курсы подготовки экспертов ЕГЭ, хорошо зарекомендовавшая себя единая и согласованная система обучения ФИПИ. Одним словом, чем меньше возраст ученика, тем больше необходимость в учителе…
Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования Череповца, Вологодская область:
– Профессия учителя существует со времен образования первых цивилизаций. Не роботы и интерактивные доски учат. Научить учиться может только человек! Без этого любой робот – бесполезная вещь. Думаю, нет таких профессий в системе образования, которые могут исчезнуть. Старые могут поменять название. Помните, были раньше пионервожатые, а потом появились организаторы внеклассной работы с детьми? И новые возникнуть могут, ведь уже существуют тьюторы, ассистенты. Исчезать точно нечему!
Евгений ДРЕВАЛЬ, учитель немецкого, русского языков и литературы школы №75, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2012 Воронежской области, Воронеж:
– Перечень профессий в системе образования, наоборот, расширяется. В последнее время в школах появились тьюторы. Правда, пока их функциональные обязанности определены довольно расплывчато, у нас они могут быть и помощниками классного руководителя, и доверительными лицами определенных групп учащихся, могут представлять детей-олимпиадников или отстающих учеников. Из школьного образования исчезают логопеды. Сейчас их почти повсеместно сократили, мотивируя экономией средств, но для занятий с учениками начальных классов логопеды необходимы!
Алина БАКУЛИНА, студентка педагогического колледжа, Санкт-Петербург:
– Ни одна профессия в системе образования не исчезнет. Может, несколько трансформируется, потому что меняются общество и задачи, которые стоят перед учителем. Педагог из транслятора стал навигатором. Кто знает, может, вскоре у нас будут такие профессии, как «учитель-сленговед», «учитель-геймовед».
Елена М., учитель начальных классов, Великий Новгород:
– 20 лет назад я окончила Новгородский государственный пединститут. На факультете начальных классов учились 100 студентов. Две трети из них были не из Великого Новгорода. Две трети отправились после окончания вуза работать в сельские школы. Сейчас НовГУ готовит ежегодно только 25 учителей начальных классов. А Новгородский педагогический колледж, который десятилетиями выпускал учителей начальных классов, музыки и физкультуры, просто закрыли. В результате возник массовый дефицит учителей, особенно в сельских школах. Педагогические специальности в колледжах закрывать недопустимо. Именно колледжи традиционно дают методические и практические навыки. Вузовское образование больше нацелено на теорию. Я сама это почувствовала, когда пришла работать в школу.
Комментарии