Я учусь в педагогическом колледже №9 «Арбат» и помню утверждение Надежды Крупской о том, что профессия учителя – самая почетная, увлекательная, интересная и непредсказуемая. У педагога Крупской было основание так говорить.
За свою 70-летнюю жизнь Надежда Константиновна внесла большой практический вклад в педагогику, опубликовала большое число научных работ. Наблюдения и рекомендации Крупской при творческом и критическом прочтении помогают и сегодня не только начинающему, но и опытному педагогу определить, например, те критерии, на основании которых необходимо анализировать педагогические ситуации, школьное, внешкольное и семейное воспитание, оценить качество своей работы как учителя и воспитателя.Надежда Константиновна опиралась на педагогическое творчество Л.Н.Толстого. Считая, что педагогические статьи Толстого – «неисчерпаемая сокровищница мыслей и духовного наслаждения», Крупская подчеркивала, что в первую очередь надо воспитывать и обучать учителей, а уже потом – обучающихся. Этому она отдала большую часть своей деятельности и жизни, утверждала, что каждый учитель должен знать концепцию К.Д.Ушинского, без нее воспитание и образование невозможно, только наличие четко сформулированных целей воспитания делает его успешным. Эти требования, на мой взгляд, актуальны и сегодня. Посещая образовательные учреждения в период производственной педагогической практики, я вижу, как много методик используют учителя в начальной школе, а некоторые применяют несколько методик сразу, и это не всегда приводит к желаемому результату. Российское общество, да и весь мир меняются, меняются требования к системе образования и учителю. Требования ФГОС ориентируют учителя на формирование готовности ребенка жить в современном обществе, уметь анализировать, высказывать свое суждение, проявлять самостоятельность в образовательной деятельности. Надежда Крупская говорила: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром …воспитания», подразумевая, что в школе должны не только обучать, но и воспитывать вежливость, пунктуальность, самоконтроль, организованность. Имея небольшой опыт преподавания в школе, могу сказать, что поколения меняются, и методы, которыми воспитывали раньше, теряют свою эффективность. Учителям приходится постоянно искать новые приемы, искать новые средства педагогической работы. Согласно новым стандартам обучающиеся сами должны ставить цель в начале урока и к концу урока достигать заданной цели при помощи поиска информации, проводить саморефлексию учебного труда. По моим наблюдениям, учителям, которые отработали в школах более 10 лет, достаточно сложно осваивать новые методологические и методические подходы, а поэтому они учат по той же методике, по которой учили раньше.Анализ уроков, которые мы посетили в период обучения в колледже, наблюдения за поведением обучающихся на уроках и переменах дают основание говорить, что дети, у которых имеются трудности в обучении, тяжело осваивают целевые ориентиры урока. Особенно заметным это становится при переходе в 5-й класс и приводит к значительному отставанию от учебной программы. Думаю, если педагог имеет возможность отбирать методику, которая согласуется с психолого-педагогическими особенностями обучающихся и самого учителя, высоким качеством образования школьников, дает хороший результат, то нет ничего лучше, чем обучение детей по методике, которую учитель знает лучше всего. В педагогическом наследии Крупской мы находим ценные мысли об отборе содержания обучения детей 6-7 лет. Показатель готовности детей к успешному обучению в школе, по мнению Надежды Крупской, сознательное усвоение детьми знаний об общественной жизни – ее сущности, значимости, причинно-следственных связях, отношениях, характерных особенностях общественных явлений. Надежда Константиновна подчеркивала необходимость формирования у детей знаний о предметном мире, труде взрослых, событиях и явлениях общественной жизни, представлении о том, как важен для человека здоровый образ жизни.Ознакомившись с некоторыми работами Надежды Константиновны Крупской, я считаю, что начинающим учителям при критическом и креативном подходе к прочтению трудов этого педагога они будут полезны как ориентир в профессиональной деятельности.Инна ШАПИРО, студентка 5-го курса педагогического колледжа №9 «Арбат»
Комментарии