search
main
0

«Учитель года России»: как пройдет профессиональный конкурс в 2023 году

Финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года» в текущем году откроется 20 сентября. Рассказываем, как он будет проходить.

Фото: пресс-служба Минпросвещения

Заключительный этап «Учителя года» проведут в сентябре–октябре 2023 года в подмосковной Гимназии имени Е. М. Примакова. Финал пройдет в три тура, каждый – продолжительностью не менее 12 календарных дней. Третий тур проведут в Москве.

О сроках финала конкурса

Финал конкурса «Учитель года» откроют 20 сентября 2023 года, 27 сентября планируется объявить имена 15 лауреатов. Затем начнется второй тур, а 1 октября будет объявлена пятерка призеров конкурса. Третий тур состоится 3 октября.

Конкурсные мероприятия всех туров будут проходить в очном формате, их трансляции можно будет увидеть на сайте Конкурса и в социальной сети ВКонтакте.

Первый тур «Учитель-профессионал»

В первом туре участникам предстоит пройти три конкурсных испытания: «Разговор со школьниками», «Педагогический диктант» и «Урок». Для их проведения сформируют группы из числа финалистов – это сделают на межпредметной основе по итогам жеребьевки на установочном семинаре.

Целью конкурсного испытания «Разговор со школьниками» станет демонстрация конкурсантом профессионально-личностных компетенций в области воспитания и социализации школьников.

Это будет открытое обсуждение участником со школьниками актуальной социально значимой темы. Темы для обсуждения разрабатывает Оператор конкурса, они определяются для каждого конкурсанта жеребьевкой – не позднее 31 августа 2023 года. Очередность выступления конкурсантов также определят жеребьевкой на установочном семинаре.

Регламентом конкурсного испытания предусмотрено до 20 минут на обсуждение темы со школьниками, до 10 минут – на ответы на вопросы членов жюри. Возрастную группу для проведения обсуждения учителю предстоит определить самостоятельно и сообщить об этом до 25 июля 2023 года через личный кабинет на сайте финала Конкурса.

Фото: Вадим Мелешко

Оценивать испытание будут в очном режиме по четырем критериям, каждый из которых раскроют через пять показателей. Показатель оценивают по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов – «показатель не проявлен», 1 балл – «показатель проявлен частично», 2 балла – «показатель проявлен в полной мере». За испытание можно набрать максимум 40 баллов.

Критериями оценки конкурсного испытания выступают:

  • глубина, уровень раскрытия темы и воспитательная ценность проведенного обсуждения;
  • методическая и психолого-педагогическая грамотность;
  • ценностные ориентиры и личная позиция;
  • коммуникативная культура.

Целью конкурсного испытания «Педагогический диктант» является демонстрация учителем самостоятельно осмысленных педагогических принципов и подходов к образованию; способности соотносить опыт отечественной педагогики с собственным профессиональным опытом; умения обрабатывать информацию и предъявлять ее в форме, соответствующей поставленным задачам.

Участникам предстоит написать авторский текст с решением педагогических задач, разработанных на основе отрывка из произведения основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского. Отрывок зачитает ведущий непосредственно во время проведения испытания.

Учителю предоставят дополнительные материалы, маркированные линованные листы для написания авторского текста. Итоговую работу каждого зашифруют, чтобы не допустить конфликта интересов при оценивании. Испытание будет длиться до 180 минут. Оценивание будет проходить по трем критериям, каждый из которых будет раскрыт через 5 показателей. Максимальная оценка составит 30 баллов.

Критерии оценки конкурсного испытания:

  • проявленная и аргументированная личная позиция;
  • практикоприменимость решений;
  • сформированность универсальных педагогических действий
  • грамотность текста.

Конкурсное испытание «Урок» призвано выявить профессиональные компетенции участников в области подготовки, проведения и анализа урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса и учебной деятельности. Испытание пройдет в форме урока по учебному предмету. Урок предстоит провести в том же классе, в котором проводилось конкурсное испытание «Разговор со школьниками».

Фото: сайт конкурса “Учитель года”

Тему определят в соответствии с календарно-тематическим планированием и рабочей программой по соответствующему предмету. Если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в данной общеобразовательной организации, урок проводится как вводный по данному предмету.

Регламентом конкурсного испытания предусмотрено до 5 минут на обоснование применения методических подходов, приемов и технологий в соответствии с заявленной темой и целевыми ориентирами урока, 35 минут – на проведение урока, а также 10 минут – на самоанализ урока и ответы на вопросы членов жюри. Оценивать конкурсанта будут очно по шести критериям, каждый из которых раскрывается через пять показателей. Максимально в этом испытании можно набрать 60 баллов.

Критериями оценки выступят:

  • методическая и психолого-педагогическая грамотность;
  • корректность и глубина понимания предметного содержания;
  • целеполагание и результативность;
  • творческий подход к решению профессиональных задач;
  • коммуникативная культура;
  • рефлексивная культура.

Второй тур «Учитель-мастер»

Во втором туре конкурсантам предстоит пройти два испытания: «Мастер-класс» и «Вопрос учителю года».

Конкурсное испытание «Мастер-класс» покажет профмастерство лауреата в области презентации и трансляции педагогического опыта в ситуации профессионального взаимодействия. Это будет учебно-методическое занятие с коллегами. Тему, форму проведения мастер-класса, наличие фокус-группы и ее количественный состав (при необходимости) лауреаты определяют самостоятельно.

Регламент конкурсного испытания предусматривает до 20 минут на проведение мастер-класса и до 10 минут для ответов на вопросы членов жюри. Оценивать конкурсантов будут очно по шести критериям, каждый станут раскрывать через пять показателей. Максимально можно набрать 60 баллов.

Критериями оценки выступят методическая обоснованность; практическая значимость и применимость; актуальность и глубина предметного содержания; эффективность форм педагогического взаимодействия; информационная, коммуникативная культура и культура самопрезентации; рефлексивная культура.

В конкурсном испытании «Вопрос учителю года» учителя покажут способность к конструктивному диалогу со всеми участниками образовательных отношений и представителями общественности по актуальным вопросам развития системы образования.

Испытание пройдет в форме ответов лауреатов, объединенных в три группы, на вопросы интервьюеров из числа ученической, студенческой, родительской, профессиональной, культурной общественности и представителей СМИ – в формате пресс-конференции. Составы групп лауреатов Конкурса и очередность их выступления определят по итогам жеребьевки. Последовательность вопросов и ответов будет регулировать модератор.

Фото: пресс-служба конкурса «Учитель года России-2022»

Общая продолжительность испытания составит до 180 минут, на каждую группу лауреатов выделят не более 60 минут. Эксперты оценят конкурсантов очно по четырем критериям, каждый раскроют через пять показателей. За испытание можно набрать максимум 40 баллов.

Критериями оценки в нем выступят ценностные основания и аргументированность профессионально-личностной позиции; масштабность видения проблем и нестандартность предлагаемых решений; конструктивность позиции; коммуникативная культура.

Третий тур «Учитель-наставник»

В третьем туре пяти призерам предстоит пройти одно испытание – «Слово учителю». В нем конкурсант покажет свое понимание педагогически целесообразных идей и подходов в решении актуальных задач отечественного образования, способности быть лидерами общественного мнения и популяризировать педагогическую профессию.

Учителям предстоит публично выступить в присутствии жюри и финалистов – на тему, которую призер выбирает самостоятельно. На публичное выступление отводится до 7 минут; ответы на вопросы членов жюри займут до 10 минут. Оценивать призера будут очно по трем критериям, каждый критерий раскроют через пять показателей. В этом испытании можно набрать максимум 30 баллов.

Критериями оценки выступят понимание тенденций развития отечественного образования и вопросов государственной образовательной политики; глубина и нестандартность суждений, обоснованность и реалистичность предложенных решений, а также проявленная личная позиция и коммуникативная культура.

Информацию о финале Конкурса можно найти на сайте финала Конкурса, на странице финала Конкурса в социальной сети, на сайтах Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также Издательского дома «Учительская газета».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте