Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Учитель – это консультант. Элективный курс для 11-го класса «Разработка приложений для базы данных с использованием возможностей среды объектно-ориентированного программирования Lazarus»

Учительская газета, №14 от 2 апреля 2013. Читать номер
Автор:

Место курса в образовательном процессеВ рамках реализации проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» школы получили стандартный базовый пакет свободного программного обеспечения. В состав комплекта вошла и ОС Linux.

Элективный курс «Разработка приложений для базы данных с использованием возможностей среды объектно-ориентированного программирования Lazarus» предполагает работу с дистрибутивом Альт Линукс 5.0.1 Школьный Мастер, в состав которого и входят свободно распространяемые программы Open Office Base, MySQL, Lazarus. Поэтому проблем с поиском необходимых программ для проведения курса не возникнет. Кроме этого данный курс позволяет углубить знания учащихся в программировании, увидеть практическую пользу создаваемых программ.Данный элективный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся, творческого мышления, повышению интереса к предмету, а самое главное – имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных систем и практических навыков создания баз данных и приложений для баз данных служит основой для дальнейшего профессионального роста. Элективный курс позволяет учащимся почувствовать значимость создаваемых  ими проектов, поскольку они могут быть применены в реальной жизни. Цель курса – научить учащихся: – основным приемам создания баз данных  в Open Office Base и MySQL;- для полученных баз данных разрабатывать приложения в среде объектно-ориентированного программирования Lazarus. Задачи курсаОбучающие:- формирование высокого уровня мастерства разработки программных продуктов через создание собственных проектов;- развитие навыков работы в среде объектно-ориентированного программирования Lazarus, с различными СУБД, на примере MySQL и Open Office Base.Воспитательные:- социальная адаптация учащихся, подготовка к самореализации в дальнейшей жизни и выбору будущей профессии;- воспитать самостоятельность и творческую активность.Развивающие:- развитие познавательных интересов учащихся, творческого мышления;- развитие творческой самостоятельности ребенка;- развитие умения ставить цель и находить пути ее достижения.Мотивационные:- практико-ориентированная направленность занятий;- создать комфортную обстановку в процессе обучения;- включать обучающихся в активную деятельность, создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества.В состав учебно-методического комплекта входит электронное учебное пособие для ученика (для операционных систем Linux и Windows). В учебном пособии содержится необходимый теоретический материал для проектирования баз данных и приложений. Пошагово описана технология создания приложения в среде Lazarus. В пособии для ученика есть необходимые рекомендации по проведению курса, подробно расписан процесс разработки базы данных Gurnal, от анализа предметной области до создания приложения в среде Lazarus. Также в пособии для ученика включен примерный список тем итоговых проектов.Основной метод обучения в данном элективном курсе – метод проектов. В процессе проведения элективного курса учащиеся должны создать один большой проект. Проектная деятельность позволяет развить творческие способности учащихся, проводить самостоятельные исследования в выбранной области. Роль учителя заключается в кратком объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практических заданий. Основной проект реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Учитель показывает алгоритм выполнения одного практического задания, а остальные задания учащиеся делают самостоятельно по аналогии при непосредственном контроле со стороны учителя.Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. После первой главы предусмотрена проверка усвоения знаний через игровую ситуацию, в которой учащиеся выступают в роли разработчиков базы данных по одной из предложенных предметных областей.Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, примерный (но необязательный) перечень которых содержится в учебном пособии. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий базу данных выбранной предметной области. В процессе защиты учащийся должен будет представить проект на языке объектно-ориентированного программирования Lazarus и рассказать о значимости и необходимости данной базы данных для заданной предметной области. Лучшие работы учеников можно будет выставить на различные конкурсы.Данный элективный курс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: – урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и помогает учащимся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере; – внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков выполняют на компьютере свой проект или задания, которые не успели сделать на уроке.Изучение данного курса может проходить самостоятельно, поскольку учебное пособие для ученика содержит пошаговые инструкции к выполнению практических заданий. Требования к знаниям и умениям учащихся В результате усвоения данного курса учащиеся должны уметь:- анализировать заданную предметную область; –  проектировать базу данных по заданной предметной области; –  создавать базу данных в СУБД Open Office Base и приложения для нее в системе объектно-ориентированного программирования Lazarus;- писать запросы на языке SQL;- полученные из базы данные выводить в отчет.Тематическое планирование курсаПримерное тематическое планирование рассчитано: – на 17 учебных часов в урочной форме и 17 часов во внеурочной (самостоятельной работе) форме, т. е. в сумме на 34 учебных часа; – на преподавание в 11-м классе из расчета 1 учебный час в урочной форме и 1 час во внеурочной форме в неделю. В планировании две большие темы разбиты на подтемы, на каждом уроке отводится немного времени на объяснение теоретического материала, основная часть времени отводится на выполнение практических заданий за компьютером. В элективном курсе предусмотрено выполнение одного большого проектного задания: – необходимо создать базу данных Gurnal в Open Office Base; – затем создать аналогичную базу данных в СУБД MySQL и импортировать данные из базы данных, созданной в Open Office Base;- создать приложение для БД Gurnal в среде объектно-ориентированного программирования Lazarus.  ​Ольга КОНДРАШОВА, учитель информатики и ИКТ Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья, победитель XV Всероссийского конкурса «Сто друзей» Литература1. Delphi 7. Учебный курс / С.И.Бобровский. – СПб. : Питер, 2003. – 736 с.2. Дейт, К., Дж. Введение в системы баз данных, 6-е издание: Пер. с англ. – К.; М.; СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 848 с.3. Зубрилин А.А., Юртаева Е.М. Виды и средства контроля знаний, умений и навыков обучаемых, применяемые на элективных курсах по информатике / Информатика и образование. 2006. №10. С. 79-83.4. Зубрилин А.А. Особенности организации деятельности обучаемых на элективных курсах по информатике // Информатика и образование. 2010. № 5. С. 37-43.5. Кандзюба С.П., Громов В.Н. Delphi 6/7. Базы данных и приложения. Лекции и упражнения. – СПб: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. – 576 с.6. Корнеева Т.Б. Методологические основы создания элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» на профильном уровне // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-4.htm7. Мансуров К.Т. Основы программирования в среде Lazarus, 2010. – 772 с.: ил. [электронный учебник].8. Методические рекомендации по внедрению и использованию свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях Российской Федерации. – М: Минобрнауки России, 2010. – 70 с.9. Морковина Э.Ф. Разработка баз данных средствами MySQL: учебное пособие / Э.Ф. Морковина. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – 124 с.10. Основы SQL: Курс лекций. Учебное пособие / Л.Н.Полякова. – М. : ИНТУИТ.РУ, Интернет Университет Информационных Технологий, 2004. – 368 с.11. Технология разработки элективных курсов // А.А.Зубрилин, И.С.Паркина: Информатика и образование, №1, 2006.12. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. проф. А.Д.Хомоненко. – Издание третье, дополненное и переработанное. – СПб.: КОРОНА принт, 2003. – 672 с.13. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М. : Вита-Пресс, 2004. – 112 с.Учебное пособие, поурочное планирование и приложение к нему опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/654.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту