search
main
0

«Учитель будущего» не единственный командный конкурс, но уникальный

Автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей» была создана в 2018 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Несмотря на сравнительно небольшой возраст, на сегодняшний день она реализует целый ряд всевозможных конкурсов, проектов и мероприятий. С руководителем одного из них – конкурса «Учитель будущего» – Андреем Богданцевым наш разговор.

– Андрей Сергеевич, какие конкурсы, проводимые вашей организацией, связаны непосредственно со сферой образования?

– На этой платформе их несколько: Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия», в нем есть педагогическая номинация, большая студенческая олимпиада «Я профессионал», в которой принимают участие студенты различных специальностей, в том числе и педагогических, профессиональный конкурс «Учитель будущего» и его логическое продолжение – студенческий трек «Учитель будущего», который касается также и тех, кто намерен связать свою судьбу с педагогикой.

– Насколько я помню, «Учитель будущего» – конкурс очень молодой?

– Да, в ноябре ему исполняется год, ведь заявочная кампания 2019 года продолжалась вплоть до 31 декабря, а финал мы собираемся провести в I квартале 2021 года. В первом конкурсе было подано 39680 заявок на участие.

– И сколько дошло до финала?

– В финал вышли 102 команды – 306 человек. По положению у нас должно оказаться 30 команд-победительниц, соответственно, 90 человек. Мы ориентировались на наш флагманский конкурс «Лидеры России», где ежегодно также определяется 100 победителей.

– Как известно, сейчас есть огромное количество профессиональных конкурсов, в том числе тех, которые известны всем («Учитель года», например). Что побудило вас создать для педагогов еще один?

– Мы ориентировались на запросы самих учителей. В прошлом году на встрече в рамках площадки «Территория смыслов» первому заместителю руководителя Администрации Президента РФ Сергею Кириенко одна из участниц сказала, что было бы очень хорошо предложить такой конкурс, который бы помог молодым педагогам найти себя в профессии. Мы пошли дальше и, понимая, что будущее образования за междисциплинарностью, взаимопроникновением наук и предметов, разработали концепцию конкурса именно в этом ключе. Плюс решили пригласить для участия в нем не только молодых, но и всех остальных педагогов безо всяких ограничений по возрасту, стажу и предмету. Получился конкурс команд учителей.

– Пользуясь случаем, осторожно напомню, что наша газета уже пятый год проводит конкурс «Успешная школа», который также является командным соревнованием…

– Не спорю и не претендую на то, что «Учитель будущего» – единственный командный конкурс. Просто у нас свое видение того, как это может проходить.

– Тенденции последних десятилетий в образовании связаны, как известно, с индивидуализацией и персонализацией. Но это что касается учащихся. Получается, что применительно к учителям, наоборот, все более и более актуальна тенденция коллективизации, группового взаимодействия?

– Здесь не столько коллективизация, сколько объединение учителей для того, чтобы они смогли совместными усилиями сформировать у школьников целостную картину мира. Я сам в прошлом учитель физики и знаю, что порой довольно сложно бывает синхронизировать материал по своему предмету с тем, что мои коллеги преподают на других уроках. А было бы хорошо договориться, чтобы у детей возникла более стройная и логичная структура знаний. К тому же многие темы из физики, химии или биологии очень гармонично сочетаются с темами из географии, литературы или физической культуры. А что касается тренда коллективизации, то он ничуть не противоречит персонализации, просто у нас упор делается на более продуктивное взаимодействие педагогов между собой для достижения общих целей.

– Но ведь каждый педагог-предметник на своем уроке все равно остается один на один с классом, без поддержки коллег. А взаимодействие с ними, получается, возможно только после уроков или между ними вне класса и без детей?

– В целом да, это так. И задания на конкурсе подбирались исходя именно из этого момента. Но все-таки мы планируем в финале предложить конкурсантам провести междисциплинарный урок или внеурочное мероприятие. По большому счету объединение усилий педагогов происходит вне классного и урочного пространства, это тоже надо учитывать.

– А вам не кажется, что полноценному общению учителей с детьми мешает классно-урочная система, настроенная на формат «один педагог – один класс»? Не ставит ли конкурс задачу произвести революцию в системе образования?

– Мы не отрицаем классно-урочную систему. Когда проектировался конкурс, все понимали, что существующий порядок вещей в ближайшие годы уж точно никаких изменений не претерпит. Но повысить эффективность преподавания можно и нужно, в том числе через взаимопроникновение предметов и общение педагогов.

– Расскажите, пожалуйста, о самой процедуре конкурсного отбора. С чего все начинается?

– Первый шаг – формирование команды из трех представителей одной образовательной организации и регистрация на платформе https://teacheroffuture.ru/. К слову, в этом мероприятии могут принять участие не только учителя-предметники, но также психологи, логопеды, воспитатели, библиотекари и так далее. Никто не запрещает участвовать директорам и их заместителям, если у них есть педагогическая нагрузка. Такие примеры есть, и немало.

Следующий шаг – заочное тестирование. Оно также проходит на платформе, где надо пройти три теста. Первый – на знание преподаваемого предмета, второй – возрастной психологии и педагогики, третий – русского языка и культуры речи.

– Кто проверяет результаты тестов?

– Учитывая огромное количество участников, мы доверили обработку данных компьютеру. Специальная программа проверяет качество выполнения тестов и отмечает количество набранных баллов. На данном этапе в условиях ограниченности по времени мы посчитали это достаточным, а задания, где требуется предложить какой-нибудь оригинальный и нестандартный ответ, конкурсантам были предложены потом. Затем все результаты участников были просуммированы внутри команд, выстроен рейтинг, в каждом федеральном округе было определено 50 лучших коллективов.

Далее было 8 полуфиналов, в каждом из которых было также по 3 конкурсных испытания. Первое – дебаты, когда участникам предложили высказаться по темам, не имеющим какого-либо однозначного ответа. Например, надо ли задавать детям домашнее задание. Жюри, состоявшее из профессиональных специалистов в области HR, проверяло наличие гибких навыков и универсальных компетенций, умение коммуницировать внутри команды, аргументировать, выступать и так далее. Интересно, что командам надо было сначала отстоять свою точку зрения, а затем – прямо противоположную, чтобы лучше понимать аргументацию другой стороны.

Второе задание представляло собой методический конструктор. В условиях жесткого ограничения по времени (всего за половину конкурсного дня) надо было создать прототип решения той или иной проблемы. Причем проблемы эти определяли сами участники с учетом текущей обстановки. В условиях коронавирусной самоизоляции в некоторых регионах это задание было выполнено в цифровом формате, в других, наоборот, ставку сделали на создание настольных игр, также были решения в виде сайтов-визиток. Мы не ограничивали полет фантазии, важно было предложить технологию, которая реально работает. Жюри оценивало тиражируемость этой технологии, то есть насколько она может быть использована в образовательном процессе без привязки к конкретной команде и школе. Что интересно, здесь мы пошли на нестандартный шаг и для выполнения задания предложили коман­дам объединиться в пары, чтобы работать вместе.

– С соперниками, по сути?

– В том-то и дело, что мы решили посмотреть, насколько могут сотрудничать между собой люди из «разных лагерей». Не секрет, что педагогические коллективы внутри школы порой бывают достаточно неоднородны, но надо уметь находить общий язык со всеми, чтобы добиваться нужного результата. На конкурсе был случай, когда объединились две команды – в одной только молодые люди, до 28 лет, в другой – возрастные учителя, которым за 50, с большим стажем. И поначалу им было крайне сложно понять друг друга, договориться относительно взглядов на одну и ту же задачу. Но в какой-то момент понимание все же произошло, в итоге обе команды попали в финал. Им пришлось пойти на компромисс и победить самих себя.

Наконец, третье конкурсное испытание на этом этапе представляло собой кейсы. Например, видеосюжет, в котором смоделированы ситуации взаимоотношений «педагог – педагог», «педагог – ученик», «педагог – родитель» и «педагог – общество». Надо было определить проблему и предложить варианты решения. Понятно, что однозначных решений тут быть не могло, и вот как раз в этом случае нам было важно оценить нестандартность подходов. Любопытно, что разные команды в предложенных роликах находили самые разные проблемы, в том числе о которых даже их создатели не подозревали, и рецепты у каждого были порой весьма необычными.

Один из кейсов заключался в том, что надо было написать ответ ребенку на его вопрос, присланный в редакцию «Классного журнала» – партнера конкурса. Это, кстати, вполне настоящие письма, а ответить надо было так, чтобы ребенку стало все понятно. Можно сказать, что таким образом участники конкурса свои теоретические познания трансформировали в практическое русло.
Все эти этапы оценивали опытные педагоги, представители высшей школы, сотрудники образовательного центра «Сириус», представители Российского движения школьников и так далее. В итоге опять же по результатам рейтинга мы получили сто финалистов плюс еще две команды, которые решили все-таки пропустить дальше.

– Я думаю, у вас за этот год накопилось достаточно интересной фактуры относительно участников и составов команд.

– Да, действительно. Изначально, когда мы только проектировали конкурс, ставка была сделана на аудиторию 25‑30 лет. Но мы ошиблись: оказалось, что таковых лишь треть, а основную массу составляют участники в возрасте от 35 до 50 лет. Что касается гендерного разнообразия, то в самом начале мужчин от общего количества было примерно 15%, из них до финала дошли лишь 8%. Приятно удивило то, что примерно треть от всех команд были присланы из сельских образовательных организаций. Если же говорить про предметную составляющую, то предсказуемо самыми многочисленными стали учителя математики, русского языка и литературы, но при этом были представлены преподаватели всех остальных предметов. А что особо порадовало, так это то, что в конкурсе приняли участие все 85 регионов России.

Еще один интересный момент. Поскольку мы сделали ставку на экспромт и предлагали задания командам в самый последний момент, то есть подготовиться к ним заранее было невозможно, это дало весьма неожиданные эффекты. Например, многие конкурсанты, которые на начальном этапе выглядели явными лидерами, в дальнейшем уходили на второй план, а их место занимали совсем другие люди, они-то как раз в этих условиях и раскрывались, показывали умение оперативно реагировать на ситуацию и быстро находить решение проблем.

– Что ждет финалистов?

– Есть два сценария развития событий. В случае если карантинные ограничения будут сняты и команды допустят к детям, в школы, конкурсанты должны будут дать междисциплинарный урок и воспитательное мероприятие. Если же этого не произойдет, команды учителей будут проводить свои мастер-классы для студентов педагогического вуза, а мероприятие пройдет вне школы, на базе учреждений культуры, спорта и дополнительного образования.

– Андрей Сергеевич, довольно деликатный вопрос… Многие педагогические конкурсы ругают за то, что в них якобы преобладает элемент шоу, делается ставка на эффектность. Станет ли исключением «Учитель будущего»?

– Думаю, что работа на публику и ставка конкурсанта на свою харизму и артистизм имеют право на существование, главное, чтобы это работало на конечный результат и дети от этого не страдали. А у нас на конкурсе достаточно много самых разных заданий, чтобы задолго до финала увидеть, что представляют собой люди, способны ли они выступать как единая команда или предпочитают тянуть одеяло на себя.

Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте