search
main
0

Учитель-2030. Нужно учиться мечтать

Учитель будущего должен обладать теми же навыками, которые мы хотели бы видеть у школьников-2030. Сейчас на планете есть несколько классификаторов и языков для их описания, и нет согласия даже в том, где проходят границы между навыками, умениями, компетенциями и личными качествами. Как бы то ни было, все сходятся в том, что скорость изменений возрастает и навык под названием «умение учиться» будет необходим всем без исключения. Так же как любознательность, упорство – другими словами, навыки самоорганизации и саморегуляции, а также когнитивные навыки – анализ, синтез, выявление закономерностей, обобщение. Другой блок необходимых навыков – социальный: эмоциональный интеллект, лидерство, понимание разных культурных контекстов. Если всего этого не будет у учителей, у их учеников тоже не будет.

Также важны умения, необходимые для развития вышеперечисленных общечеловеческих навыков. Все то, на что сейчас еще не хватает русских слов, – коучинг, фасилитация, тьюторство и многое другое. Как найти подход к каждому ребенку, как работать с группой – все это было востребовано и раньше, но сегодня акценты расставляются особенно ясно.В-третьих, учителю-2030 нужны навыки освоения и использования новых образовательных технологий, которых с каждым годом будет все больше.Такой круг необходимых компетенций определяет и то, как нужно готовить учителей будущего, каким должно быть их образование. На мой взгляд, помимо обязательного для всех учителей набора – подростковая психология и знание своего предмета – у учителей будущего появится педагогическая специализация – кто-то лучше организует групповую работу, кто-то может быть хорошим наставником, кто-то – аналитиком. К 25 годам невозможно «прокачаться» во всем, да и миллион работающих сейчас учителей тоже быстро всему не научишь. Педагогические вузы вряд ли смогут поспеть за переменами, и школам потребуются эксперты из конкретных, стремительно развивающихся областей: IT, биология, социальные науки. Я думаю, что задача педагогического вуза – отобрать и готовить тех, кто хочет и может разбираться в себе и людях, посвятить себя общению с людьми и получать от этого удовлетворение. Начинать с осознанности – способности взглянуть на себя со стороны, разобраться в собственной мотивации, ограничениях, зонах развития. Это гигантская область знаний, но все эти знания без практического применения не имеют никакого смысла. Поэтому педагогам важна практика с первого курса вуза, а на старших курсах в школе необходимо проводить половину времени.Сегодня на рынке труда педагогов уже отмечается ряд тенденций, которые будут продолжаться и в будущем. Не все из них положительные. Выросли зарплаты, а вместе с ними страх перед начальством. С одной стороны, больше организованности, с другой – меньше самостоятельности. Больше эффективности, но меньше человечности. Увеличивается разрыв между столичными и периферийными школами. Собственная повестка учителей подменяется обязанностями штатного расписания. Может быть, это необходимый этап, для того чтобы выбраться из образовательного «бардака», но уж очень хочется поскорее добраться до следующего, на котором каждый – и учитель, и ребенок – сможет быть самим собой. Без мечты не будет будущего. Нужно опять учиться мечтать – и детям, и учителям. Федор ШЕБЕРСТОВ,руководитель программы «Учитель для России», эксперт в подборе топ-менеджеров и членов советов директоров для компаний финансового сектора, нефтяной и других системообразующих отраслей экономики;  обладает многолетним опытом руководства проектами в области оценки и развития лидерского потенциала; основатель компании Pynes & Moerner (Odgers Berndtson), которая вошла в Топ-5 лидеров на российском рынке Executive Search

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте