search
main
0

Учить – значит вселять надежду!

​Мы не покривим душой, если скажем, что олимпиады и конкурсы нужны всем – учащимся и их родителям, учителям, школе, наконец.

Зачем это нужно ученикам. Участвуя с младшего возраста в олимпиадах и конкурсах разного уровня, ребенок получает определенный опыт, благодаря которому ему в старших классах будет гораздо проще выдержать экзамены для поступления в хороший, престижный вуз. Олимпиады, которые включены в перечень, утвержденный Министерством образования и науки РФ, дают льготы победителям, в том числе заранее обеспечивают поступление в вуз без экзаменов (и таких детей ежегодно в России не единицы, как это было при СССР, а десятки и даже сотни). Все вузы заинтересованы в талантливых абитуриентах, поэтому участие в олимпиадах активно поощряется. Большое значение имеет то, что ребята, попадая на региональный, всероссийский и международный уровни, имеют замечательную возможность познакомиться с единомышленниками, расширить свой круг общения с умными, талантливыми ровесниками и преподавателями, которые хорошо понимают друг друга, имеют общие интересы и приоритеты. Нельзя забывать о том, что любые конкурсы или школьные олимпиады – это прежде всего способ самовыражения и самореализации для школьников. Здесь не менее важно почувствовать дух соперничества, сравнить свои достижения с успехами сверстников. Конечно, каждый ребенок одарен,  основная задача учителя и педагога – помочь раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал своих воспитанников. Но всегда существует группа учащихся, наделенных повышенным потенциалом, повышенной мотивацией к учебе, к получению нового знания, к решению нестандартных, оригинальных задач и ситуаций. Поэтому выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей – одна из приоритетных  задач современного образования и государства. Олимпиады и конкурсы – это  одна из наиболее востребованных, общепризнанных форм работы с одаренными детьми. Участие в них играет большую роль в становлении личности ребенка, формируя и развивая в нем целеустремленность, трудолюбие, усидчивость, широкий кругозор, активность, самостоятельность и другие важные и необходимые жизненные качества. Предметные олимпиады поддерживают и развивают интерес к предмету, помогая учащимся формировать свой творческий мир. Зачем это нужно учителям. Во-первых, учителя, подготовившие призеров олимпиад, также имеют привлекательные преференции – облегченное получение премий, грантов, категорий. Во-вторых, а скорее во-первых, гордость и радость за своих учеников. Ведь любой настоящий педагог ориентируется не просто на выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий, а на развитие и воспитание разносторонней личности, обладающей неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющей ставить и решать практические задачи. Есть достаточно много сильных школ, завоевавших себе имя на поприще олимпиад и конкурсов, и школа №1329 именно такая. Школе всего 10 лет, но с 2012 года сохраняется устойчивая положительная динамика достигнутых результатов обучающихся на олимпиадах и конкурсах различного уровня – от окружного до международного. В 2014-2015 учебном году 21 обучающийся школы №1329 на региональном  этапе ВОШ стал победителем  (в прошлом году 2 человека) и призером  51 человек призером (в прошлом году 16), в том числе: 22 победителя и призера по математике, 37 – по физике и астрономии, 6 – по информатике и ИКТ, 3 – по обществознанию и праву, 2 – по английскому языку и 2 по физической культуре и ОБЖ. На заключительном этапе ВОШ 6 победителей (в прошлом году 3) и 13 призеров (в прошлом году 2): 10 победителей и призеров по физике, 7 – по математике, 1 – по английскому языку и 1 – по информатике и ИКТ. Помимо впечатляющих успехов на Всероссийской олимпиаде школьников обучающиеся школы №1329 показали отличные результаты на других значимых олимпиадах и конкурсах:- Московская олимпиада школьников, Московская математическая олимпиада: 5 победителей, 13 призеров, 9 похвальных грамот;- Московская олимпиада школьников по физике: 4 диплома I степени, 7 дипломов II степени, 3 диплома III степени и 3 похвальные грамоты;- Московская олимпиада школьников по информатике – 5 призеров;- Международная олимпиада по экспериментальной физике «IEPHO-2014»: 1 абсолютный победитель, 4 золотые медали, 2 серебряные медали, 3 бронзовые медали, команда школа №1329 завоевала Гран-при олимпиады;- Международная олимпиада в Румынии (Romanian master in Mathematics) – «золото»;- Международная олимпиада в Румынии (Romanian master of Physics) – «серебро» и «бронза»;- Республиканская олимпиада школьников по физике (Витебск, Республика Беларусь) – дипломы I, II и III степени;- 11-я Международная Жаутыковская олимпиада (IZHO): 1 абсолютный победитель, по 1 золотой, серебряной и бронзовой медали;  Ученики нашей школы – победители и призеры олимпиады «Физтех-2014», Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений им. Д.И.Менделеева, ежегодного Всероссийского многопредметного соревнования «Турнир имени М.В.Ломоносова» (37-й турнир), XLV Уральского турнира юных математиков, 36-го Международного математического турнира городов, Московской олимпиады по москвоведению. Как видно, основные успехи достигнуты в таких учебных дисциплинах, как математика, физика и информатика. Что позволяет добиться таких результатов? Помимо общего высокого уровня преподавания в школе созданы условия для дополнительной работы с высокомотивированными, особо одаренными детьми. Ребята едут со всей Москвы, ориентируясь на уникальных педагогов, прежде всего  преподавателей математики, основателей и руководителей ТЛ «Дважды Два» Елену Иванову и Анатолия Бронникова, преподавателей физики Илью Лукьянова, Дмитрия Коробицына, Светлану Салий, Валерию Черникову. Это педагоги, которые умеют работать нестандартно, занимаются разработкой авторских программ, уроков и занятий, находят индивидуальный подход к потенциалу каждого ученика. Одаренные ребята занимаются не просто в математических и физических кружках, в которых их натаскивают на решение олимпиадных задач. Преподаватели  прежде всего ставят своей целью дать ученикам хороший кругозор, ознакомить с приемами рассуждений, логикой алгоритмов и нестандартными идеями, которые пригодятся детям не только на олимпиадах, но и в ходе их дальнейшей научной и творческой судьбы. И это, безусловно, хорошо. Но что делать детям, которые любят школу и удовлетворены учителями и тем, как те преподают, но при этом тяготеют к другим дисциплинам, непрофилирующим? Это не значит, что по ним плохо готовят, здесь тоже есть чем гордиться, но все же?.. Давайте  представим, если дети будут иметь такую возможность, не покидая своей альма-матер, здесь на выручку приходит создание образовательных  комплексов. В 2015 году произошло слияние школы №1329 со школой №1308, в которой успешно развивается гуманитарное направление, что отчетливо видно из показателей общепризнанных значимых олимпиад – ВОШ и Московской олимпиады школьников.  В 2014-2015 учебном году на региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников ученики школы №1308 стали победителями и призерами: по литературе (3 человека), истории (6 человек), обществознанию (3 человека), праву (1 человек), биологии (2 человека), немецкому языку (3 человека), русскому языку (2 человека). На Московской олимпиаде школьников учащиеся школы №1308 также успешно выступили на предметах гуманитарной направленности: филологии и истории.Работу с одаренными детьми важно начинать уже в детском саду.  Тут нам тоже есть чем гордиться. В 2014-2015 учебном году воспитанники дошкольного отделения школы №1329 принимали активное участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня, показав замечательные результаты: – стали лауреатами в городском фестивале «Детский сад – наукоград» с проектом «Звуковой калейдоскоп»;-     победили в окружном этапе городского фестиваля научно-технического творчества молодежи «Образование. Наука. Производство», в направлении «Экология»,  номинация «Мы бережем природу Москвы»;-    приняли участие в фестивале «Эстафета искусств-2015» для обучающихся по программам дошкольного образования в номинациях «Вокально-хоровое пение», «Театральное искусство. Мюзикл», «Художественное чтение, сольное исполнение стихотворения», «Изобразительное искусство», «Танцевальное творчество», мюзикл «Волк и семеро козлят», исполненный воспитанниками подготовительной группы,  стал дипломантом окружного этапа конкурса;-  дошкольники стали дипломантами VI окружного фестиваля детского дошкольного творчества «Юные дарования»,  Х фестиваля детского творчества «Созвездие талантов», XXVI фестиваля детского творчества «Надежда».Специалисты считают, что все малыши уже с рождения обладают  определенными задатками и способностями в той или иной области – одаренность может проявляться в познавательной интеллектуальной деятельности, в спортивной, музыкальной или художественно-эстетической. Однако, к сожалению,  не все  способности развиваются, нераскрытые возможности постепенно нивелируются из-за простой невостребованности. По мнению психологов, количество одаренных детей по мере взросления уменьшается, составляя к 18 годам всего 15-20 процентов от общего числа выпускников. Поэтому так важны раннее выявление одаренных учащихся и создание для них развивающей, творческой учебной среды начиная с самых ранних ступеней. Возможности образовательного комплекса позволяют решать эти задачи в комплексе – с  раскрытия природных возможностей каждого ребенка на этапе детского сада и начальной школы, а учителям среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию интеллектуального и  творческого потенциала учащихся. Очевидно, что такое количество профессиональных, одаренных, например,  математиков, физиков или правоведов государству не нужно, однако потенциально отличного студента с возможностью широкого выбора будущей профессии и специальности такая работа формирует несомненно.Работа с одаренными детьми должна иметь систематический характер на протяжении всего процесса обучения и развития, проводиться как на уроке, так и во внеурочное время, в группе и индивидуально. Ребятам должна быть предоставлена возможность реализации интеллектуального, творческого, спортивного потенциала. Эта задача в нашей стране имеет государственное значение, и не случайно именно сегодня уделяется такое большое внимание различным программам, методам и формам, направленным на развитие способностей детей, на создание достойных условий для развития детской одаренности на всех этапах развития ребенка.Софья ЖУКОВА, заместитель директора  школы №1329

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте