Начался новый учебный год, и впереди достаточно времени для того, чтобы подготовить учащихся к итоговой аттестации. Как лучше организовать работу, чтобы не забыть о необходимости изучить с учащимися весь материал, который предусмотрен стандартом и примерными программами в 9 или 11 классах? Уже с начала учебного года необходимо тренировать учащихся по КИМам, предлагаемым в большом количестве различными издательствами, или все-таки изучать учебный материал, предусмотренный стандартом и программой? Учить учащихся учиться или натаскивать учащихся на сдачу ГИА и ЕГЭ? Эти вопросы так или иначе ставит перед собой любой учитель. Очень часто качество его работы оценивают по среднему количеству баллов, которое набрали его ученики в результате итоговой аттестации. Времени так мало, а задания контрольно-измерительных материалов включают материалы, изучаемые в течение всего обучения, а не только по программам, предусмотренным по окончании основной или средней школы в 9 или 11 классах. Нам представляется возможным только единственно верное решение этой проблемы, а именно: нужно учить учащихся самостоятельно учиться в течение всего обучения в школе и самостоятельно готовиться по аттестационным заданиям, предусмотрев серию необходимых консультаций во внеурочное время.
Новые формы аттестации уже прочно входят в практику общеобразовательных учреждений. И государственная итоговая аттестация учащихся 9 классов (ГИА), и единый государственный экзамен (ЕГЭ) после окончания 11 класса родились не в недрах педагогических коллективов, а появились в практике работы учителей России в результате административного решения, которому предшествовал многолетний эксперимент в разных регионах РФ. При правильном подходе к обучению новые формы итоговой аттестации могут повысить эффективность обучения. Однако велика вероятность того, что подготовка к аттестации может негативно повлиять на сложившийся учебно-воспитательный процесс.
Форма тестового контроля использовалась в процессе обучения и до официального введения ГИА и ЕГЭ как одна из многих других форм контроля качества обучения. Тесты имеют свои преимущества и свои недостатки. Как преимущество позволяют достаточно быстро опросить большое число учащихся, а главное – без особых усилий по заранее подготовленному трафарету оценить полученный результат.
В качестве основного недостатка тестовой проверки следует назвать невозможность оценить глубину познания изучаемой темы. Уровень овладения учащимися основными научными понятиями и терминами, навыками логического мышления, способность выстраивать причинно-следственные связи, делать общие выводы и умозаключения на основе разрозненных фактических данных и, напротив, умение конкретизировать то или иное умозаключение, общий вывод, доказывать его правильность путем приведения фактических данных, доказательств на основе экспериментов и опытов – все это в основном остается за рамками тестовой проверки.
Особенно беспокоит то, что подобные формы тестового контроля еще больше обостряют существующую проблему развития грамотной русской речи учащихся. Хорошие учителя всегда уделяли развитию правильной логически связанной речи учащихся большое внимание. Умение учащихся участвовать в дискуссии, отстаивать свое мнение чрезвычайно важно для их будущего.
В настоящее время подготовлено огромное количество разных пособий в помощь учащимся для подготовки к ГИА и ЕГЭ. При этом основной акцент в рекламе этих пособий ставится на то, что они включают самые что ни есть последние контрольно-измерительные материалы. Стоит только купить эти самые свежие задания и выучить ответы, которые даются в конце пособия, как 100 баллов по ЕГЭ обеспечены. Нас очень беспокоит, что у учащихся, а возможно, и учителей, возникнет убежденность, что при изучении школьных предметов следует ориентироваться не на программы обучения по предмету, а на содержание тестовых заданий, которые приводятся в многочисленных пособиях.
Издательство «Дрофа» уже с 2003 года выпускает учебные пособия в помощь учителям и учащимся для подготовки к ЕГЭ. К настоящему времени сформированы и издаются такие серии, как «Выпускной/Вступительный экзамен», «Готовимся к ЕГЭ», «Сдаем ЕГЭ» (совместно с ФИПИ), «ЕГЭ: шаг за шагом» и «Готовимся к экзаменам. 9 класс».
Отличительной особенностью всех пособий наших серий по аттестации учащихся за курс основной и средней школы является ориентация на эффективное обучение учащихся в течение всего срока обучения, а не только непосредственно перед сдачей экзамена. Все пособия содержат тренировочные задания по ключевым темам программы и составляются с учетом КИМов по каждому предмету.
И учителя, и учащиеся ориентируются на систематическое и эффективное обучение с использованием различных форм контроля, в т. ч. и в тестовых формах. Важно под давлением ЕГЭ и в связи с открывшейся возможностью поступления в любой вуз при соответствующем количестве баллов не свести весь процесс обучения к натаскиванию обучающихся на решение тестовых заданий предыдущих КИМов. Если это произойдет, то наши выпускники не только разучатся говорить, рассуждать на заранее заданную тему, но и их память будет тренирована намного лучше, чем развито их мышление.
В наших пособиях мы не только приводим примеры наиболее типичных заданий, но и даем варианты их решений, разбираем наиболее типичные ошибки. В ряде серий дается материал по психолого-педагогической подготовке к сдаче ЕГЭ, приводим действующие нормативные документы. Задания дифференцируются по группам А, В, С, показываются общие подходы к решению каждого типа заданий.
Как правило, авторами наших пособий по аттестации являются творческие коллективы, состоящие из практикующих учителей и ученых, работающих в области аттестации учащихся. Рекомендуем вам наши пособия по подготовке к аттестации по окончании основной и средней школы как пособия, которые помогут научить учащихся самостоятельно находить правильные ответы на вопросы и задания, содержащиеся в контрольно-измерительных материалах. Способность к самостоятельной работе по поиску и обработке необходимой информации – чрезвычайно важная компетентность, крайне необходимая для жизни и деятельности в нашем обществе информационных технологий.
Владимир Сиротин, главный редактор издательства «Дрофа»
Комментарии