Идея дуального обучения пришла к нам из Германии. Именно там дуальная система является наиболее распространенной и популярной. Однако перед нами не стоит задача повторить немецкий опыт, целесообразным является внедрение отдельных элементов, адаптация части программы к российским реалиям.
Необходимость разработки проекта дуального обучения была продиктована самой жизнью: в связи с ускоряющимися темпами развития региональной экономики работодатели испытывают дефицит квалифицированных кадров. Вместе с тем обучение специалиста, востребованного рынком труда, может занять от 3 до 5 лет, включая обучение в профессиональной образовательной организации и корпоративное обучение, при этом активно расходуются экономические ресурсы государства и бизнеса одновременно. Работодателям же сегодня нужны квалифицированные кадры, полностью удовлетворяющие их запросам.Согласно проекту студенты большую часть учебного времени проводят на предприятии, где для них организованы практические занятия под руководством опытных наставников из числа квалифицированных работников. Предприятие-партнер должно иметь необходимые ресурсы и современное оснащение.Наиболее удачным стало сотрудничество с Тюменским филиалом российско-германского концерна «КЦА ДОЙТАГ ДРИЛЛИНГ», где имеются собственный учебный центр с оборудованными учебными классами, современные логистические центры, оснащенные новейшим оборудованием и технологиями, наставники, обладающие значительным опытом работы по немецкой дуальной системе подготовки рабочих кадров.Обучение с использованием элементов дуальной системы имеет ряд преимуществ: студенты получают необходимые компетенции, учатся работать в команде, принимать решения, нести ответственность за порученные задачи. При добросовестном труде будущий специалист может обеспечить себе дополнительный доход и стаж, необходимый для трудоустройства.Внедрение элементов дуальной системы подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой.С одной стороны, система создает высокую мотивацию к получению знаний и приобретению навыков, с другой – является инструментом популяризации рабочих профессий.Для предприятий дуальное образование – это возможность подготовить специалистов, максимально соответствующих корпоративным стандартам, не требующих переучивания. На государственном уровне внедрение элементов дуального образования поможет существенно экономить бюджетные средства за счет инструментов софинансирования средствами работодателей. В конечном итоге данная система способна соединить образование и бизнес, внести совместную ответственность за подготовку кадров и явиться одной из наиболее востребованных форм государственно-частного партнерства.
Наталья БОЧАНОВА, Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса
Комментарии