Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Учимся на фестивале

Учительская газета, №18 от 29 апреля 2008. Читать номер
Автор:

С 26 по 31 марта в Москве, на площадках школ №875 и №1732 проходил необычный фестиваль-семинар детского театрального творчества «Маленькая сказка», организованный кафедрой эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования и Автономной некоммерческой организацией «Пролог». В этом фестивале принимали участие 11 детских театральных коллективов из Москвы, Подмосковья и России, а кроме того, московские педагоги, которые учатся на краткосрочных курсах повышения квалификации и длительных курсах факультета переподготовки педагогических кадров. Более 100 человек детей и около 50 взрослых.

Фестиваль «Маленькая сказка» – один из целой системы совместных театральных проектов МИОО и «Пролога». Для наиболее успешного развития инновационных начинаний в области театральной педагогики в 2007 году при кафедре эстетического образования была создана лаборатория интерактивных театральных проектов. Одной из основных особенностей всех мероприятий, которые проводит собравшееся здесь содружество специалистов, является совместное обучение детей и взрослых в процессе совместного творчества. Среди программ лаборатории курсы повышения квалификации, которые проводятся на базе конкретных школ с привлечением учащихся; проектные работы, в которых сотрудничают учителя и учащиеся; система инновационных фестивалей детского театрального творчества: «Импровизация», «Маленькая сказка» и «Пролог-Весна».

«Маленькая сказка» – это фестиваль, на котором собираются группы первого и второго года обучения детских театральных коллективов. Они показывают друг другу работы по сказкам, протяженностью от 5 до 15 минут. Такая длительность спектаклей принципиальна для фестиваля по нескольким причинам. Главная заключается в том, чтобы нагрузить маленького артиста выполнимыми и полезными для него творческими задачами. Как и для маленького спортсмена, для него существует оптимальный предел психологических, физических, творческих нагрузок. Только если в спорте подобные нормативы известны каждому тренеру, то в театральной педагогике они, к сожалению, знакомы далеко не всем. Ведь специальных учебных заведений, где учили бы особенностям театральной работы с детьми, почти не существует. МИОО в этом смысле – редкое исключение. И во время фестиваля начинающие педагоги учатся грамотно работать с начинающими актерами над материалом маленькой сказки. Формат «Маленькой сказки» имеет большое значение и для воспитания начинающих зрителей. Смотреть продолжительные спектакли напряженно, включенно, внимательно неопытному зрителю трудно. А вот короткие работы можно посмотреть на одном дыхании, и еще хватит сил, чтобы о них поговорить, нарисовать свои впечатления и даже поиграть в разные игры на тему увиденного.

В основную программу фестиваля, таким образом, входят различные обучающие мероприятия, где показ спектаклей, созданных детьми, – центральное, но, может быть, не самое главное. Непосредственная работа над творческой программой фестиваля начинается примерно за две недели, когда слушатели факультета переподготовки педагогических кадров по специальности «социальный педагог – руководитель детского театрального коллектива» начинают работать над постановкой своих маленьких сказок в качестве инсценировщиков, режиссеров и актеров. Свои работы московские педагоги показывают участникам на третий день фестиваля. И этот показ становится предметом обсуждения у детей и основой творческого семинара у взрослых участников.

За два дня до начала фестиваля начинает работать группа слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации. За это время им предстоит освоить творческий тренинг, который они будут затем проводить с участниками фестиваля, а также выработать критерии оценки для работы общественного жюри. Зачем необходим тренинг? Для того, чтобы в игре перемешать и познакомить детей и педагогов из разных коллективов. Очень важно, чтобы до того, как превратиться в актеров и зрителей фестиваля, они успели стать друзьями, коллегами, партнерами в совместном творчестве. Тогда исчезнет нездоровый дух зависти и соперничества, родится дух взаимного уважения и поддержки. Важно в тренинге и другое – научиться чему-то новому, выработать общий язык, собраться, настроиться для серьезной и радостной работы на сцене.

Ну а что такое общественное жюри? Это тоже очень важный живой организм фестивальной работы. В обучающем фестивале нет утвержденного списка номинаций, как нет и первого, второго, третьего места. Здесь каждый коллектив получает награду за то, в чем силен и интересен именно он. Кто-то отличается высоким уровнем партнерской работы, кто-то замечательно владеет навыками сценической речи, кто-то вообще оказывается самым чутким и отзывчивым зрителем. Чтобы всех отметить по заслугам, нужно прежде договориться о том, что важно и ценно в работе детских театральных коллективов. И тут, оказывается, есть много вопросов, по которым непросто прийти к согласию. Например, очевидно, что важна педагогическая составляющая театральной работы. Но как вычленить ее из режиссерской? Или, например, стоит ли оценивать художественное оформление спектакля: грим, костюм, декорации? Ведь может получиться, что награды получат те коллективы, которые побогаче и у кого есть профессиональный художник. А при чем тут детское творчество? Но в то же время очевидно, что целостный образ спектакля связан с его художественным оформлением. Как тут быть? Но самое главное – как оценивать работу юных актеров? Как не спутать плоды личного заинтересованного творчества детей и голой муштры взрослых. Тут нужно о многом подумать. Но зато и результаты очевидны – больше взаимного понимания, больше интересных авторских номинаций, меньше обид и чувства непонятости. На фестивале 2008 года оценки общественного жюри, профессионалов и детского обсуждения почти не разошлись между собой.

В лидирующей группе фестиваля оказались детский музыкальный театр московской школы №1732, московская студия «Начало», студия «Балаган» из города Королев, а совершенными чемпионами по количеству зрительской любви стали студия «Палитра» из города Краснознаменска и студия «Маска» из поселка Пушкинские Горы Псковской области. И спектакли, и коллективы очень разные. Старшим ребятам из «Палитры» по 18 лет, а младшим из «Балагана» – 8! Спектакль студии «Начало» «Солнце» по мотивам сказок Т.Янсон был удивительно светлым, звонким и радостным, а «Календарик» «Палитры» по сказке Е.Клюева звучал почти трагически. Что объединяло все эти работы – пронзительно искреннее звучание, удивительное чувство партнерства в коллективе, лаконизм и выразительность музыкального и визуального оформления.

Ну а в последний день на закрытии все-все, и дети, и взрослые, состязались в остроумии, придумывая номера заключительного капустника, и радовались подаркам, которые к великому счастью организаторов безвозмездно предоставили детские издательства «РОСМЕН», «Махаон-Иностранка», «Эксмо», «Эгмонт», «Вагриус», «Артист-режиссер-театр», производители детских игрушек ООО «Астер Класс» и ООО «Зодиак-В» и холдинг «Объединенные кондитеры». Конечно, творчество и само по себе подарок, радость, но плюшевая игрушка и книжка – это память и знак признания, а шоколадка «Аленка», особенно для взрослых, это подтвержднное право на бесконечное детство.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту