Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

“Учимся играючи” – игровые моменты на различных этапах урока биологии.

Дата: 02 марта 2012, 23:33
Автор:

В педагогике играм уделено большое внимание. Но четкое место игры в системе урока не определено. Поэтому я стараюсь адаптировать игровые моменты на различных этапах занятия. Комплектация игр зависит от множества факторов: наполняемости класса, возраста детей, их индивидуальных особенностей, от времени суток и времени года, от взаимоотношений учеников в классе и с учителем. Дидактические игры на уроках биологии предназначены для обычных детей, они не требуют специального оборудования. Учитель на таких уроках: следит за временем; организует место игры (расставляет парты, формирует группы); подбирает средства обучения (демонстрационные материалы); распределяет роли; вносит элементы новизны; эмоционально поддерживает играющих («снимает страх», поощряет).

Игры для начала урока

«Рассказ – небылица»

Тема «Плоские черви».

Ребятам предлагается рассказ с биологическими ошибками. Чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.

«Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду. По дну ползали огромные, до 10 метров, плоские черви желтого цвета. Они особыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а это уже навсегда».

Игры на закрепление и тренировку

«Дурная голова ногам покоя не дает»

Для игры нужен помощник. Им может быть ученик, лучше других усвоивший тему. Имея по комплекту вопросов и ответов, учитель и помощник располагаются друг от друга на определенном расстоянии.

Класс слушает вопрос учителя, любой ученик дает ответ. В случае затруднений все дружно отправляются в дальний уголок школы к помощнику, который сообщает ответ на интересующий вопрос, но только в случае выполнения дополнительного задания. Ребята заинтересованы отвечать правильно сразу, чтобы не терять времени, потому что от количества правильных ответов зависит отметка. Обязательные условия: тишина при передвижении по школе, участие в перемещении всех участников игры. Можно организовать соревнование, тогда понадобится больше помощников и комплектов заданий.

Тема «Соцветия»

1. Как называются ярко окрашенные лепестки цветка?

2. Что является главной частью цветка?

3. Как называется растение, в котором есть мужские и женские цветы?

4. Какое соцветие у ромашки?

5. Какое соцветие у пшеницы?

6. Какое соцветие у клеверов?

7. Какое соцветие у ландыша?

8. Какое соцветие у моркови?

9. Какое соцветие у овса?

10. Какое соцветие у кукурузы?

11. Назовите растение с соцветием «колос».

12. Назовите растение с соцветием «сложный колос».

13. Назовите растение с соцветием «сложный зонтик».

14. Назовите растение с соцветием «кисть».

15. Какое соцветие у георгина?

Игра как средство контроля

«Заморочки»

Тема «Разнообразие млекопитающих».

Играющие достают из мешка или выбирают карточку с номером. Ведущий читает текст под выбранным номером. Играющие дают ответ.

1) В Японии в XVII-XVIII веках ни одно судно не отправлялось в плавание без рыжей кошки. Зачем?

(Когда начинался шторм, их выбрасывали за борт – приносили жертвы морским богам.)

2) Какая была погода в день, когда у ослика Иа-Иа был день рождения?

(Ослы чувствуют перемену погоды. Они печально свешивают голову и пребывают в плохом настроении.)

3) Лучшим ловцом мышей признана пестрая кошка по кличке Таузер. За всю жизнь она поймала 28899 мышей, т.е. по 3 шт. в день. Будут ли ловить мышей ваши питомцы, если вы их кормите мясом? (Да, сработает рефлекс, охотничий инстинкт.)

4) В 1950 году четырехмесячный котенок из Женевы вслед за группой альпинистов вскарабкался на вершину Альп на высоту 4478 м.

Кружилась ли у котенка голова?

(Нет, потому что у котов четыре точки опоры, а орган равновесия устроен так, что центр тяжести смещается в нужном направлении.)

Игра как домашнее задание «Сочинялка»

Темы: «Разговор деревьев о своем назначении»,

«Собрание простейших в луже»,

«Клеточный базар»,

«Спор овощей о витаминах».

Ольга Смирнова, учитель биологии СШ №2 Кудымкара, учитель года Коми-Пермяцкого автономного округа-2003


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt