Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере образования, предъявляют новые требования к обучению и воспитанию. На первое место в образовании выходит развитие активной личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности.
Надежда ВОРОНИНА,учитель французского языкашколы №1267
Достижение этой цели невозможно, если у детей не сформирована познавательная мотивация к учебной деятельности. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической учебной работе.
Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важная задача – научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение школьниками уровнем ЗУНов. Поэтому уже начиная с младшего школьного возраста необходимо формировать такую познавательную мотивацию, которая придавала бы учебе значимый для учащегося смысл. Для того чтобы повысить уровень познавательного интереса, необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи. Школа и семья вместе способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка.
С момента прихода ребенка в школу семья продолжает оказывать влияние на его учебную деятельность. Значительную часть времени ребенок проводит в семье, поэтому она может взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов) – ядра личности, необходимого условия ее активности.
Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам и родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации.
Я уже много лет работаю в школе преподавателем французского языка. Передо мной прошло несколько поколений школьников. Мой преподавательский опыт показывает, что современные дети отличаются, скажем, от детей конца прошлого века. Они стали более интеллектуально развитыми, получили доступ к разным видам информации. Они гиперактивны.
На уроках иностранного языка сейчас требуется быстрая смена видов речевой деятельности. Для того чтобы поддерживать интерес учащихся, приходится использовать упражнения на речемыслительную деятельность: разыгрывать ситуации по ролям, использовать метод Квант, деформированные тексты, в пересказах текстов использовать возможность представить содержание от разных лиц. Важно вводить и такой компонент, как лингвострановедение: больше рассказывать на уроках о стране изучаемого языка, знакомить учащихся с культурой страны – ее музыкой, искусством, национальной кухней. Чем больше информации будут получать школьники, тем лучше. Важно только тщательно отбирать эту информацию, рекомендовать книги, фильмы, сайты.
На мой взгляд, то, что сегодня иностранный язык изучается в детском саду, а продолжается в начальной школе, явление положительное. Изучение языка и культуры поможет снизить агрессивность современных детей, так как их потребность в информации будет удовлетворяться.
Что же дает раннее обучение иностранному языку детям?
Введение иностранного языка в 1-м классе начальной школы как учебного предмета создает основу для развития интереса к французскому языку, формирует базовые навыки аудирования, говорения, чтения и письма. Отечественный и зарубежный опыт раннего обучения иностранному языку свидетельствует о восприимчивости младших школьников к усвоению предмета. Дети этого возраста обладают большими имитационными способностями и познавательными интересами, они имеют потребность в эмоциональных контактах как со взрослыми, так и со сверстниками.
Первые шаги, сделанные младшими школьниками в овладении французским языком, обеспечат в дальнейшем условия для успешной реализации основной цели – формирования у учащихся коммуникативной компетенции со всеми составляющими ее видами: лингвистической, речевой, социолингвистической, социокультурной и стратегической.
Постепенно, приобретая умения понимать элементарную устную и письменную речь, дети осознают многообразие мира, у них развивается интерес к отечественной культуре и культуре других народов.
Новые учебные пособия учитывают:
создание условий для коммуникативно-психологической адаптации учащихся к изучению французского (нового) языка;
развитие коммуникативно-игровых способностей в инсценировках, в проигрывании различных доступных для этого возраста ситуаций;
создание основы для развития механизма иноязычной речи;
формирование страноведческой мотивации с помощью доступной для этого возраста аутентичной информации о Франции и ее культуре;
расширение кругозора детей (знакомство с французскими праздниками, традициями, французскими словами, вошедшими в русский язык, русскими словами, вошедшими в лексикон других стран, что стало отражением исторического развития взаимоотношений между странами).
Авторы учитывали также интегративные связи французского языка как учебного предмета с другими предметами: родным языком, математикой, трудовым обучением, рисованием, музыкой.
На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.
У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как повышать мотивацию учащихся в обучении иностранному языку, как развивать их творческую активность. И нет сомнений, что необходимо использовать разнообразные приемы стимулирования учащихся.
Благодаря наблюдениям можно сказать, что повышение мотивации идет через:
– вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке,
– проблемность заданий и ситуаций,
– контроль знаний, умений и навыков,
– использование познавательных игр,
– страноведческий материал,
– доброжелательное отношение учащихся.
Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «Иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов. Мы видим, что в настоящее время имеется достаточное количество исследований в психологии и методике преподавания иностранных языков, позволяющих использовать и в дальнейших поисках решения проблемы и осуществить ценностный подход в ее рассмотрении.
Но есть вопросы, которые волнуют нас, учителей иностранного языка, и сейчас. Это вопросы более тесного взаимодействия и сотрудничества учителей начальной школы и учителей иностранного языка. Ведь для успешного изучения иностранного языка необходимо на протяжении всех лет обучения поддерживать интерес к изучаемому предмету, а это возможно только при таком взаимодействии и взаимообщении, полном взаимопонимании. Необходимо скоординировать программы изучения родного и иностранного языков. В настоящее время программа освоения грамматических явлений в иностранном языке опережает программу изучения родного языка (понятия «подлежащее», «сказуемое», «время глагола», «местоимение» и т. д.)
Язык – важнейшее средство человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Расширение и качественное изменение характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребованными в практической и реальной деятельности человека. Все это существенно повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины и мотивацию учения.
Комментарии