search
main
0

Учим созидать Развитие творческих способностей детей во 2-м классе

В течение первых двух четвертей второго класса мы снова используем в организации работы с детьми отдельные элементы творчества, а в остальные четверти занимаемся выполнением творческого проекта.
Рассмотрим тематическое планирование кружка на втором году обучения.
I четверть (18 часов). Работа с бумагой, картоном. Выполнение объемной аппликации, масок.
II четверть (14 часов). Работа с картоном и нитками. Изготовление работ в технике “изо-нить”.
III четверть (20 часов). Работа с тканью. Изготовление мягкой игрушки. Разработка творческого проекта “Кошечка”.
IV четверть (14 часов). Работа с картоном и нитками. Выполнение творческого проекта “Панно” в технике “Плоская аппликация”.

В I четверти мы усложняем работу с бумагой и картоном, которая использовалась в первом классе, и теперь предусматриваем внесение элементов творчества в изготовление всех новых изделий.
Во II четверти ученики выполняют изделия в технике “изо-нить”. Данный вид работы для ребят новый и достаточно сложный. В чем его сложность?
Во-первых, нужно правильно перевести рисунок через копировальную бумагу, с чем самостоятельно справиться могут не все ребята.
Во-вторых, нужно прокалывать дырочки на картоне самим (в 1-м классе это делал только педагог) на определенном расстоянии по контуру узора (расстояние подтирается в зависимости от рисунка узора). Четкое представление о получении одинаковых промежутков между проколами у ребят тоже не сформировано, поэтому контур узора получается неровным.
В-третьих, некоторые ребята до сих пор не могут вдевать нитку в иголку и завязывать узелки, поэтому им нужна помощь тех, кто этому научился.
В-четвертых, работа с иглой требует четкого соблюдения правил техники безопасности.
А теперь рассмотрим, почему работа в технике “изо-нить” интересна и важна.
Во-первых, с данным видом работы знакомятся обычно впервые, а это всегда интересно.
Во-вторых, использование “изо-нити” позволяет познакомить детей со швами, используемыми при вышивании. Но по картону вышивать легче, чем по ткани (ткань ребята часто стягивают, даже если она в пяльцах; картон стянуть нельзя).
В-третьих, выполнив вышивку по картону, ребята не боятся перед шитьем мягкой игрушки, которая иногда возникает при резкой смене видов работы (“Я не умею”, “У меня не получится”).
В-четвертых, у детей формируется эстетический вкус при подборе цветовой гаммы изделия, развивается глазомер. Возможно проведение исследования по “Звездочке обдумывания”.
В-пятых, у ребят появляется возможность нарисовать то, что задумал, вышить и изготовить подарок, который ни на чей другой не похож. Ребятам очень нравится, что можно брать как готовые рисунки, так и рисовать самим.
Дети обычно выбирают рисунки, на которых изображены кошечки, собачки, мультипликационные герои. Но когда они получают домашнее задание нарисовать или подобрать дома рисунок, то приносят изображения пейзажей, орнаменты и с удовольствием их вышивают. В этом возрасте ребят, как правило, мало интересуют абстрактные рисунки. Некоторые ребята вышивали звездное небо.
В III четверти при изготовлении учениками мягкой игрушки интегрируются полученные знания и умения по разным видам работ, впервые вводится понятие “Творческий проект”, рассматриваются его этапы. Ребята разрабатывают первый в своей жизни творческий проект.
Вот как было организовано проектирование изделия “Мягкая игрушка”.
Обоснование проекта
На первом занятии мы проводим игру “Мой любимец”. Ребенок выбирает любимца и начинает его описывать. Например, любимец может быть коричневым, у него маленькие ушки и хвостик, толстые лапы. Он ходит неуклюже, переваливаясь, любит плавать в воде и есть рыбу. Ребята обобщают описание и отвечают, что это мишка. Дети отгадывают следующего любимца по описанию: он маленький, пушистый, с маленькими ушками и длинным хвостом, любит молоко, любит играть с бабушкиным клубком.
Ребята описывают зайку, лисичку, но чаще всего любимцами бывают щенок или котенок. При выборе изделия для дальнейшей работы нужно учитывать, чем он обоснован. Например, выбирается щенок, который будет защищать ребенка или играть с ним. Выбор котенка объясняют следующим: он ласковый, добрый, ему можно рассказывать секреты, завязать бантик и взять котенка с собой в постель.
Проанализировав, чем обоснован выбор игрушки, обсудив с детьми, какую игрушку они будут шить, преподаватель останавливает их выбор, например, на котенке.
Когда дети выбрали, кого будут шить, начинается непосредственно обсуждение котенка. Ребята перечисляют его качества: белый, рыжий, черный, серый, многоцветный, с белой грудкой; длинношерстный, гладкошерстный; с голубыми или карими глазами; с длинным или с коротким хвостом. Это может быть котенок или взрослая кошка. Поза котенка может быть лежачей, сидячей или иной.
Как мы видим, из всего перечисленного выбрать ребенку непросто. Он может сделать выбор, какую кошку будет шить, после того как рассмотрит, какие материалы он имеет, то есть проведя небольшое исследование по “Звездочке обдумывания”.

После того как ребята выбрали материал, из которого они будут шить игрушку, им выдаются три шаблона кошек: лежачий, стоячий, приготовившийся к прыжку, из которых каждый выбирает свой.

Изготовление изделия
После выбора детьми размера и позы их любимца проводится знакомство ребят с планом раскладки деталей изделия, последовательностью обводки (сначала обводятся лекала крупных деталей, затем меньших). При подготовке к раскрою игрушки особое внимание обращается на сочетание тканей по фактуре (например, сочетаются мех и драп; фланель и ситец), по цвету (контрастные, тональные), на сочетание цвета ткани и ниток. Обсуждаем, какими нитками лучше шить серый, коричневый и голубой мех. Детям резать мех очень сложно, и педагогу много приходится помогать, поправлять срезы. Мы повторяем, как выполняется петельный шов, на каком расстоянии от края его прокладывать.
Важно приучить ребят к тому, чтобы усилием индивидуальной или коллективной воли задуманный образ непременно был осуществлен, чтобы замысел был выполнен до конца.
Сшив игрушку, дети участвуют в самом интересном процессе – в оформлении мордочки и украшении игрушки. Ребята используют для этого бантики, бусы, детали своей одежды и т. д.

В IV четверти дети изготавливают панно. Ребята за год устали, поэтому много нового материала брать не следует, ребята могут его не усвоить. Панно изготавливается с использованием аппликации, т.к. ребята с ней знакомы. Вводится новая техника: на картон наклеиваются мелко нарезанные нитки.
Дети выбирают рисунки, на которых изображены мультипликационные герои, пейзажи. Выбрав рисунок, ребята переводят его на картон. Затем нарезают нитки тех цветов, которые будут использовать в панно. Ребенок раскрашивает рисунок, но не карандашами, а нитками (наносит клей ПВА на картон и посыпает нарезанными нитками участки рисунка).
При выполнении любой практической работы педагог поддерживает ребенка (“Молодец, ты сегодня быстро выполнил аппликацию, смотри, как аккуратно”, “Смотри, как точно вырезан у тебя круг”). Похвала педагога особенно важна тем детям, которым не хватает уверенности в себе, у которых развиты боязнь неудач, страх глупо выглядеть перед товарищами.
Далее ребенок учится производить контроль и оценку (выполнил правильно, красиво, аккуратно или нет, сопоставил с такой же работой другого ученика, оценил свою работу).
Педагог показывает лучшие работы ребят, сопровождая комментариями, отмечает нестандартные решения задач и привлекает ребят для отыскания в работе товарищей лучшего, особенного.
Когда ребенок приходит в кружок, то заводит дневник. Каждый оформляет дневник, как хочет, может что-нибудь рисовать в нем, наклеивать. В этот дневник проставляются оценки за работу, но только оценка “отлично”. У нас в кружке только отличники! Согласитесь, что показывать дневник, где только пятерки очень приятно. Также в каждой четверти организуются выставки работ учеников разных кружков.
Педагог рассматривает выполнение творческих проектов не только как вид деятельности, направленный на ознакомление ребят с разнообразным миром предметов, развития их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.
Часто возникают вопросы, можно ли и нужно ли руководить творчеством детей, можно ли вмешиваться в их творчество? Правильнее было бы поставить вопрос так: какие функции должен брать на себя и передавать ребенку взрослый в совместной деятельности? Творчество ребенка по самой своей природе – деятельность кооперативная, совместная с взрослым, она просто не может осуществляться без участия взрослого. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем большие они предъявляют требования к результатам своей деятельности.
При проектировании многие ученики впервые сталкиваются с задачами, у которых нет единственного правильного решения. При выполнении проектов они знакомятся с вероятными решениями задач, когда критерий правильности не связан с соответствием эталону. Для снятия психологического барьера у ребят можно рекомендовать использование метода свободной дискуссии.

Надежда КОЛЕСНИКОВА,
педагог дополнительного образования
Ижевск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте