Система 5-балльного оценивания затрудняет разграничение школьников с высокими способностями и их сверстников. Такой вывод можно сделать из результатов совместного исследования ученых Научно-технологического университета \”Сириус\”, Университета Квинс в Белфасте, Голдсмитс Университета Лондона, Казанского университета талантов и Ульяновского государственного университета. Оно было опубликовано в научном журнале British journal for educational psychology.
В исследовании приняли участие две группы школьников: 973 выпускника научных программ \”Сириуса\”, а также 1 261 ученик региональных школ в возрасте 14-18 лет, которые в Центре не были.
Ребята рассказали о своих оценках за год по русскому языку и математике, результатах ОГЭ, а также заполнили русские версии анкетных опросов для оценки сильных и слабых сторон, качеств \”Большой пятерки\” и \”Темной триады\”.
В ходе исследования выяснилось, что в обеих группах девушки в среднем получали оценки за год выше, чем их одноклассники. При этом в результатах ГИА различий между девочками и мальчиками не было. По мнению ученых, это косвенно поддерживает гипотезу, что личностные характеристики могут влиять на оценки.
Девочки в данном исследовании были в среднем более добросовестны и открыты опыту (коррелят интеллекта), чем мальчики. Такие качества педагоги могут рассматривать как положительную характеристику ученика и ставить ему положительные отметки. То есть при оценивании преподаватели могут неосознанно учитывать различия в чертах личности, которые не обязательно связаны с фактическим уровнем успеваемости.
\”У учителей могут быть неосознанные ожидания от детей с высокими способностями. Многие, возможно, слышали в школе фразу “Ты не стараешься и можешь лучше, поэтому у тебя четверка”. Если школьник одаренный, то его “5” или “4” не эквивалентны тем же оценкам его сверстника. Получается, что школьная оценка не разделяет высокие способности и обычный уровень\”, – цитирует старшего научного сотрудника лаборатории когнитивных и междисциплинарных исследований НТУ \”Сириус\” Максима Лиханова пресс-служба организации.
Также ученые получили некоторые данные о различии персональных характеристик школьников. Ученики школ-партнеров Центра более добросовестные и открытые, чем воспитанники \”Сириуса\”. При этом одаренные школьники оказались более тревожными.
\”В случае с общительностью одно из распространенных объяснений сегодня таково, что одаренным школьникам просто интереснее учиться, чем общаться или участвовать социальной жизни школы. А повышенный уровень тревожности может быть связан с повышенными ожиданиями окружения. В любом случае эти различия не большие и на их основе не стоит пока делать выводы\”, – объяснил Максим Лиханов.
Ученый подчеркнул, что отдельные черты личности, которые бы сильно различались между одаренными детьми и их сверстниками, еще не выявлены. Отличия становятся сильнее, если рассматривать несколько разных черт в совокупности. Это еще раз доказывает, что одаренность – это сложное взаимодействие разных черт.
По информации sochisirius.ru Фото Марии Голубевой
Комментарии