Эксперты Международного центра исследований развития человека Томского госуниверситета совместно с учащимися образовательного центра \”Сириус\” будут изучать, как когнитивные и некогнитивные черты влияют на успешность в жизни.
В \”Сириусе\” ученые центра ведут модуль, посвященный когнитивным наукам, сообщает пресс-служба ТГУ. Преподаватели рассказывают школьникам о современной науке, когнитивных способностях, таких как внимание, память, пространственное мышление, и о том, как работают ученые. После этого сотрудники ТГУ вместе со школьниками планируют начать лонгитюдное (длительное) исследование, которое даст ответ на вопрос, каким образом когнитивные и некогнитивные способности влияют на успешность во взрослой жизни. Одной из ближайших целей исследования является изучение связи результатов сдачи ЕГЭ в 17 лет со способностями в возрасте 13 лет.
\”Мы хотим, чтобы дети приняли активное участие в выборе инструментов и цели исследования, формулировании отдельных гипотез. Школьники будут теми, кто правит бал. Они примут участие в сборе данных, их обработке и публикациях\”, – цитирует пресс-служба вуза сотрудника Международного центра исследований развития человека Максима Лиханова.
В рамках проектной смены команда ученых и детей планирует собрать первую выборку для проекта \”Сириусе\”. В дальнейшем исследователи продолжат следить за тем, как развиваются способности этих детей и как они сдают выпускные экзамены.
Исследователи ТГУ планируют, что подростки, которые будут проводить работу вместе с ними, продолжат изучение темы и за рамками \”Сириуса\”, в своих школах и городах. Таким образом увеличится количество участников исследования, расширится его география и результаты будут более объективными.
– Мы хотим вырастить из них настоящих ученых. Мы вовлекаем школьников в научную работу в 14 лет и хотим, чтобы они продолжали с нами сотрудничать. Они могут стать \”апостолами\” этого исследования, вовлекать в него свои школы, – отмечает сотрудник центра ТГУ Михаил Залешин.
По словам ученых, практика исследований стандартизованных государственных выпускных экзаменов существует по всему миру, однако в России такие работы практически не ведутся. Согласно результатам исследования международной группы ученых, 9 когнитивных и некогнитивных факторов (в том числе интеллект и здоровье) объясняют результаты экзаменов у британских старшеклассников только на 45%.
\”Это очень мало, и результат показывает: понимания того, что именно обуславливает успешность на экзаменах, пока нет\”, – поясняет Максим Лиханов.
По информации пресс-службы ТГУ
Фото Вадима Мелешко
Комментарии