Как показывают современные научные исследования, среди населения растет уровень стресса – даже у детей. Причинами могут быть как события его жизни в семье, так и социальные, экономические процессы.

Стресс не проходит бесследно для роста мозговых структур ребенка, его когнитивного, эмоционального и социального развития. Как отметила младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Наталья Руднова, стрессовые события могут снижать психологическое благополучие ребенка. Поэтому необходимо выявить факторы и механизмы, позволяющие снизить негативные последствия стресса.
Таким механизмом можно считать, например, социальную буферизацию – снижение уровня стресса при переживании стрессового события вместе с кем-то. Для ребенка такой поддержкой выступает родитель. Так что родителям важно самим быть благополучным с психической точки зрения и уметь выстраивать близкие взаимоотношения с ребенком.
Доцент РАНХиГС Дмитрий Корниенко рассказал, что исследователи попросили мам дошколят оценить свой уровень стресса, особенности отношения к ребенку и выраженность некоторых признаков стресса детей.
«Результаты показали, что мамы с высоким уровнем стресса чаще используют различные приемы наказания детей, они менее последовательны и позитивны, а уровень стресса их детей – выше», — отметил ученый.
В стрессовом состоянии внутренние ресурсы мам расходуются на их собственную адаптацию и саморегуляцию, силы уходят на преодоление трудностей. Возможно, по этой причине в состоянии стресса родитель уходит в «сберегающий режим», он становится более резким и менее предсказуемым для ребенка. К тому же, не всякий взрослый может эффективно справляться со своим эмоциональным состоянием – так что подобные изменения в отношении и поведении мамы могут привести к стрессу у детей.
Российские ученые полагают, что позитивные и близкие отношения между матерью и ребенком могут выравнивать переживаемый стресс. Если мама успешно справляется со своим стрессом, то уровень стресса малыша может снизиться. К похожим выводам пришли также бразильские психологи Университета штата Сан-Паулу.
«Наши результата показывают, что стресс негативно влияет на эмоциональную доступность и отзывчивость матерей, что снижает качество время взаимодействия с ребенком. Это еще раз подчеркивает важность эмоционального благополучия матери», — отмечает профессор Вероника Апаресида Перейра. Об этом сообщает сайт МГУ имени М.В. Ломоносова.
Комментарии