search
main
0

Учение взаимовыручкой

Так важно не только принимать, но и оказывать помощь

И вскоре свершился переворот! Образование и овладевшие исполнительским искусством слепые подростки провели концерт в пользу бедных, то есть слепые исполнители изначально не искали заработка, а жертвовали деньги в пользу зрячих!

Николай Малофеев, «Специальное образование в меняющемся мире. Россия»

 

Наверное, ничто не характеризует здоровье общества лучше, чем развитие уважительного, терпимого и милосердного отношения друг к другу. По тому, как люди общаются друг с другом, каково их отношение к слабым и нуждающимся в особом внимании, можно судить об обществе в целом.

Россия всегда была многонациональным государством, в котором уживались представители разных народностей и конфессий. Мы привыкли жить рядом с самыми разными соседями, и наши соседи привыкли жить с такими разными нами. Очевидно, именно поэтому в нашей стране так ценится способность к состраданию. Храм главной площади страны носит имя Василия Блаженного в память о святом юродивом, народная память о котором дошла до наших дней.

Россияне всегда любили тех, кто чист в своих помыслах, готов отказаться от мирских благ, и с пониманием относились к тому, что такие люди могли быть немощными и иными, отличными от обычного обывателя. Способность к самопожертвованию – благо, которое всегда ценилось россиянами и было намного выше предубеждений перед немощью. Умением сострадать, стремлением понять другого человека наше общество всегда отличалось и будет отличаться от других.

В то же время любой из нас хотел бы видеть наших детей сильными, независимыми, но справедливыми, человеколюбивыми и честными. Добродетелью большинства в России остается внутренняя личностная сила, способная помочь и защитить того, кто слабее. Никто и никогда не сможет отрицать, что Россия отличалась особым коллективным духом взаимовыручки, и это часть нашего национального самосознания наравне с обостренным чувством справедливости и стремлением помочь обездоленным. Понятно, что люди по-разному воспитаны и условия взросления очень отличаются, но национальная память сохраняется именно о тех, кто готов прийти на помощь и выручить в самый трудный момент нуждающихся в такой помощи.

Школа, бесспорно, является важнейшим общественным институтом, призванным воспитать личность ребенка готовой не только к новым вызовам времени, но и к сохранению традиционных национальных ценностей. Тем важнее, что на протяжении последнего десятилетия возрастает роль волонтерской деятельности в воспитательных программах школ. Многие школы берут под опеку приюты для бездомных животных, детские дома или дома престарелых. Дети приходят и помогают тем, кто нуждается в поддержке. И цель такой работы не только в благотворительных сборах благ (что в ряде случаев очень важно), но и в реальном внимании к нуждающимся в помощи. Во многих московских школах уже сформированы волонтерские отряды и группы, работающие на постоянной основе.

В системе воспитания нашей школы, где обучаются преимущественно дети с ОВЗ, волонтерская деятельность играет особую роль. Для здорового ребенка очень важно научиться помогать окружающим, проявлять сострадание. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья это тоже важнейший, если не решающий, интеграционный эффект. Жизнь таких детей в дошкольном периоде, как правило, построена на тех или иных ограничениях, обусловленных объективными ограничениями здоровья, и, как следствие, помощь окружающих таким детям становится неотъемлемой частью жизни. Тем важнее для такого ребенка позднее, в школьном возрасте, научиться не только принимать, но и оказывать помощь.

Это важно не только для развития сострадания и милосердия, но и для осознания собственных возможностей. Волонтерство может быть очень разным: и открытки ко Дню Победы для ветеранов, и шефство в детском саду, и добровольная помощь в приюте для бездомных животных.

Несколько лет назад был предложен проект создания постоянной группы волонтеров в школе. Казалось бы, нашим детям всегда стремятся помочь, а сложилась ровно обратная ситуация. Но интересно, что через реализацию волонтерских проектов мы получили совершенно неожиданный эффект создания школьного самоуправления.

В настоящее время ребята, организовавшие группу волонтеров, не только участвуют в проектах по патронированию приютов для домашних животных, акциях по поддержке пожилых людей и периодически приходят в детский садик, но и уже самостоятельно планируют и реализуют проекты улучшения школьного пространства, предлагают различные активности в дополнительном образовании, выступают инициаторами мероприятий в школе. То есть волонтерский отряд не только научил оказывать помощь, но и стал мощным воспитательным фактором для наших детей, побуждающим к активной социальной деятельности.

Очень важно, чтобы школа давала доступ к качественному образованию и вместе с тем воспитывала гармоничную личность ребенка. Именно в школе происходит формирование ценностей и жизненных ориентиров. Волонтерство лишь одна из действенных педагогических практик, которую можно использовать в общей системе воспитательной работы не только как оказание помощи, но и как мощный инструмент развития ребенка через осознание собственных возможностей, опираясь на традиционные национальные ценности.

Как показывает практика, никто и никогда не может точно сказать, что имеет решающее значение для развития личности – систематическая учебная деятельность или визит в детский сад, где возня с малышами дает возможность будущему учителю выбрать свой путь.

Павел СУВОРОВ, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте