Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ученическое самоуправление. Проверка на стойкость

Учительская газета, №47 от 21 ноября 2006. Читать номер
Автор:

Никто не станет отрицать, что вы творческая личность! Однако можете ли вы утверждать, что способны в одиночку выдать больше хороших идей, чем группа ваших сверстников – активных, неравнодушных ребят? В команде может родиться много различных замечательных идей. Одна идея дает искру. От нее воспламеняется следующая. В процессе командной работы проявляются все новые идеи и возможности изменить жизнь вашей школы.

Если не я, то кто?На вашем пути возникнут препятствия. Будьте благодарны за них. Они проверят ваши способности и вашу стойкость.У.М.Паншон

Работайте в команде, и вместе вы сделаете много полезных, добрых дел, научитесь вести за собой, быть интересными, творческими, любознательными!

Цель данных материалов: помочь активистам ученического самоуправления стать настоящей командой; опытной команде – развивать свои управленческие навыки.

Мы приглашаем вас к размышлению, поиску новых идей и творческих решений.

Лидерство – это не комплекс навыков поведения и мышления.

Лидерство – это стиль жизни под девизом «Если не я, то кто?».

Ученическое самоуправление – форма организации жизни коллектива учащихся, развивающая их самодеятельность в принятии и реализации решений.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворять потребности учащихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы, училища, колледжа. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.

Самоуправление – это и планирование всех дел и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.

Алгоритм деятельности актива ученического самоуправления

Актив выступает от имени коллектива при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение каждого по вопросам жизни образовательного учреждения. Представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса. Изучает интересы и потребности ребят в учебе, участвует в создании условий для их реализации.

Советы лидеру: изучи основные законы, регулирующие вопросы школьного самоуправления: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании»; Закон «Об общественных объединениях»; Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Познакомься с основными полномочиями ученического совета.

Ученический совет: координирует деятельность всех органов и объединений учащихся образовательного учреждения; организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в образовательном учреждении; готовит и проводит собрания и конференции учащихся образовательного учреждения; организует выпуск стенгазеты и радиогазеты (при наличии радиоузла в образовательном учреждении); обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших ученических мероприятий; заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов (комиссий, штабов, редакций и др.) и принимает по ним необходимые решения; решает вопросы поощрения учащихся, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями и т.д.

Человек должен стремиться ввысь

Кто такой лидер?

Если я не за себя, то кто за меня?

Но если я только за себя, то зачем я?

Гораций

Лидер – ведущий, человек, который способен пробудить интерес к делу, увлечь, повести за собой.

Статус лидера – это не униформа с названием команды, в которой ты «ведущий игрок»!

Быть лидером – всепоглощающее и увлекательное занятие. Оно завладевает мышлением человека, более того, управляет его действиями. Твои ценности как лидера, личные качества и мысли должны работать на идею вашей команды.

Лидерские качества: умение общаться; активность, инициативность, умение организовать людей (организаторские способности); умение влиять на окружающих (настойчивость, внушение); способность управлять собой (организованность, самообладание); умение решать проблемы (сообразительность, ум).

Люди не будут следовать за лидером, которому не доверяют.

Ты еще сомневаешься в своих лидерских способностях? Проверь свои возможности быть лидером с помощью теста на лидерские качества.

1. Что для вас важнее в игре? а) победа, б) развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

а) проявлять инициативу, предлагать что-либо;

б) слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частный спор, не оправдываться? а) да; б) нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно? а) да ; б) нет.

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? а) да; б) нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-то такое, что интересно другим?

7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие? а) да; б) нет.

9. Удается ли вам в разговоре, в дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, давать советы) других?

Выводы

Если на все вопросы вы отмечаете пункт «а», то вы действующий лидер. Ответы «б» свидетельствуют о наличии качеств, препятствующих лидерской позиции; их необходимо корректировать.

Склонность к лидерству проявляется у большинства людей как потребность и как качество, являющееся средством самоутверждения личности.

Мысли мудрых людей

«Ты любишь жизнь? Тогда не транжирь понапрасну время, поскольку это тот самый материал, из которого сделана жизнь». (Бенжамин Франклин)

«Мы все обладаем достаточным временем, если только умеем его правильно использовать». (Гете)

Мир принадлежит оптимистам

Как лидеру сформировать команду?

Мир принадлежит оптимистам,

пессимисты – всего лишь зрители.

Франсуа Гизо

Как создать актив? Организуйте инициативную группу; разработайте алгоритм избирательного процесса; организуйте избирательную кампанию; проведите выборы; подведите итоги; сформируйте команду активистов.

Команда – группа людей, объединенных общей целью, работающих над единой задачей.

Принципы деятельности команды: она объединена общими намерениями, задачами и целью. Члены команды взаимозависимы (они нуждаются друг в друге для достижения своей цели). Они согласны с тем, что для достижения своей цели должны эффективно работать вместе.

«Хорошее воспитание заключается в том, чтобы скрывать, как много мы думаем о себе и как мало мы думаем о других». (Марк Твен)

Для более организованного проведения процедуры выборов используйте алгоритм избирательного процесса:

1. Выдвижение кандидата внутри объединений (классов) или самовыдвижение кандидата.

2. Оформление решения о выдвижении кандидата протоколом (или подписным листом).

3. Регистрация кандидата в избирательной комиссии.

4. Регистрация доверенных лиц кандидата.

5. Разработка стратегии избирательной кампании.

6. Активное проведение избирательной кампании с использованием разнообразных технологий.

7. Регистрация избирателей с использованием явочного порядка.

8. Проведение процедуры выборов.

В качестве основных избирательных технологий можно рекомендовать следующее: пресс-конференция, теледебаты кандидатов, митинг, программа кандидата, интервью для СМИ, плакаты и листовки, предвыборные акции.

Команда основана на чувстве «мы»

Ваша команда будет успешной при условии, если активисты сами будут ее создавать. На собрании они обсудят цель, задачи, роли каждого кандидата.

Вы должны задать себе следующие вопросы: Кто мы?

Каждый активист должен подумать, что он может принести в команду, рассказать о своих возможностях.

Чего мы хотим достигнуть?

Положительных результатов работы ученического самоуправления в школе. Создатать актив как отличную команду единомышленников.

Удовлетворение коллектива школы деятельностью команды ученического актива.

Как мы можем организовать себя? Создать рабочую структуру команды. Распределить роли в соответствии с задачами, индивидуальными способностями и желанием. Принять нормы, правила эффективной команды.

Советы лидеру: Организуйте обмен адресами и номерами телефонов для оперативной связи развития контактов. Поддерживайте общение между членами команды. Используйте юмор, не будьте слишком серьезными. Имейте в виду, что некоторым людям требуется больше времени для привыкания и проявления открытости.

Советы лидеру: Дать каждому активисту для оценки список задач, который сформулировала команда. Проанализировать и обсудить результаты, прийти к решению относительно первоочередных задач. Определить сначала быстродостижимые задачи, которые могут вселить уверенность в том, что команда способна добиваться успеха.

Советы лидеру: Записать цели и задачи, которые надо достигнуть. Определить сроки для завершения этапов работы. Назначать ответственных за выполнение конкретного участка работы. Оставить время для обсуждения и решения внеочередных проблем.

Советы лидеру: В команде каждый выполняет определенную роль, в соответствии с его интересами, возможностями, желаниями.

Прежде чем распределить роли, можете протестировать команду с помощью теста, определить роль каждого в команде и какой вклад он может внести в эффективную работу группы.

На каждое направление деятельности составьте памятку с перечнем функций и обязанностей активиста.

«Чем выше летает чайка, тем дальше она видит». (Р.Бах)

«Работай над собой сам – не жди, когда этим займутся посторонние люди!» (Г.Юдин)

Узнайте лучше друг друга

В каждом человеке скрыт бубенчик, и если его затронуть, человек зазвучит всем лучшим, что у него есть.

Горький

Команда добивается успеха благодаря творческим способностям и таланту каждого активиста. Присмотритесь друг к другу и расскажите о целях, которые каждый из вас преследует в своей жизни. Может, ваши личные цели совпадают с целями команды?

Понимание другого человека – основа уважительного отношения к нему.

Заполните анкету. Обсудите вопросы анкеты, так, чтобы каждый из вас мог больше узнать друг о друге.

Я

Мои лучшие качества проявляются сильнее всего, когда я

Больше всего я интересуюсь

Больше всего я боюсь

Я испытываю гнев из-за

У меня вызывает сильнейшее любопытство

Я хотел бы научиться

Мой герой

Моя жизненная цель

Моя цель может дать обществу

Моя цель может дать мне самому

«Человек вырастает по мере того, как растут его цели». (Ф.Шиллер)

Помни! Цель жизни – не закопать свой талант в землю. Цель жизни тесно связана с одаренностью человека, которую он должен использовать на собственное благо и на благо окружающих.

Работа в команде – дело непростое. Ее участники не сразу привыкают друг к другу. Каждый отстаивает свое мнение, свое понимание задачи и ее решение. Необходимо время для того, чтобы узнать возможности каждого активиста для работы в команде. Члены команды должны быть готовы к противостоянию друг с другом и при этом доверять товарищам по команде.

По К.Фопелю

Это упражнение поможет вам понять, насколько вы сейчас в состоянии активно работать в команде, насколько подходит вам такой вид деятельности.

Отметьте крестиком подходящую для вас цифру: 1 означает наименьшую степень выраженности того, о чем говорится в утверждении («У меня с этим большие проблемы»), 5 – наивысшую («Полностью согласен»).

1. У меня есть желание выполнять свою работу в команде как можно лучше

1 2 3 4 5

2. Я чувствую, что коллеги ценят меня

3. Я чувствую, что мне благодарны за то, что я беру на себя ответственность

4. Я думаю, что моя деятельность успешна

5. Я в состоянии решать проблемы

6. Я готов взять на себя дополнительную ответственность

7. У меня развит командный дух

8. Я работаю с товарищами, которым могу доверять

9. Я хочу помочь своей команде достичь поставленных целей

10. Я верю в то, что мы справимся с начатой работой

Через шесть месяцев вы снова ответите на эти вопросы. Повышение оценок будет свидетельствовать о вашем личностном росте.

Пусть это станет своеобразной оценкой вашей работы в команде.

Фопель К. Команда. Консультирование и тренинг. Генезис. М.2005.с.157

Наталья ШАПОВАЛОВА, старший преподаватель Белгородского института повышения квалификации

и профессиональной переподготовки


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту