Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ученическая научно-практическая конференция. Вчера и сегодня

УГ - Москва, №08 от 21 февраля 2017. Читать номер
Автор:

​В этом учебном году состоится уже XIV научно-практическая конференция гимназистов Государственной столичной гимназии. У этого события, безусловно, есть историческое значение: второй год проекты будут защищать все девятиклассники нашей большой образовательной организации – 245 человек!

В школах в день проведения конференции обычно царит особый дух, волнительно, тревожно, радостно… Из аудиторий доносятся взволнованные голоса выступающих, громкие и отчетливые слова ведущего, приглушенно звучат вопросы учителей и членов ученого совета, а иногда раздается смех, слышатся аплодисменты. Уже 13 лет словосочетание «защита проекта» для наших старшеклассников не просто знакомо и понятно – оно вошло в активный словарный запас, оно вызывает у всех нас яркие ассоциации, оно потянуло за собой целый ряд событий, дел: выбор темы, предзащита, разработка методологического паспорта, «продукта», формулировка гипотезы, презентация… Для меня эти слова звучат как музыка. Все муки творчества и преодоления себя, все учительские стенания о нерадивости нынешних проектантов, мучительные и долгие консультации, все слезы радости и огорчения при объявлении оценок проекта – это и есть, наверное, то состояние школьной жизни, которое следует считать развивающей образовательной средой. Первая научно-практическая конференция, которая стала традиционной и ежегодной, прошла в 2004 году. Этому событию предшествовал период ученичества – учителя осваивали теорию и практику организации новой для себя проектной деятельности учащихся. Много труда, терпения вложила в нас Тамара Кондратьевна Чекмарева, профессор Московского института открытого образования, с которой нас, к счастью, свела судьба. Ее профессионализм, дальновидность, оптимизм во многом предопределили успешность, как сейчас принято говорить, этого проекта. Лучшие традиции в организации проектной деятельности учащихся были заложены нашими учителями-энтузиастами, нашим золотым учительским фондом, в последние годы асами в проектной деятельности стали более молодые коллеги, особо хочется сказать о тех молодых учителях, кто сейчас стал душой всей этой огромной работы. Дело не только в том, что их ученикам удается выполнить проекты разной направленности и содержательной глубины, но, что является самым главным, они несут на уроки, в дополнительное образование самую суть проектной деятельности, ее важнейшую педагогическую задачу по формированию новых компетенций у учащихся, оказывают поддержку всем, кто участвует в этой работе, и заинтересовывают скептиков. Хочется отметить поистине титанический труд учителей, которые начали работу по созданию индивидуальных проектов в школах, которые не так давно вошли в состав ГСГ. Особую атмосферу научно-практической конференции создает важнейшее ее правило: организуют работу и ведут секции члены ученого совета – гимназисты, добившиеся высоких результатов в проектной деятельности, во всероссийской и московской олимпиадах школьников. Это высокое доверие и высокая ответственность, это авторитет и ученическое сотрудничество. Так формируется общность гимназистов в их самом главном деле – в учебном.В большом кабинете информатики, где стоял единственный мультимедийный проектор, весной 2002 года красавица и умница Таня Назарова, ученица 9-го класса, представила классу свою работу об особенностях пушкинского языка в повести «Капитанская дочка». Выслушали молча. Но на будущий год почти весь 10-й класс представил свои проекты по разным предметам. Этот эффект можно назвать почти медицинским термином – синдром гимназиста. Здесь и самолюбие, и желание успеха, и проснувшийся профессиональный интерес… Спасибо Тане. А потом все пошло в определенном, годами отработанном ритме: апрель – научно-практическая конференция 9-х классов, июнь – экзамен по проектной деятельности в 10-м классе. Совместный труд учеников и учителей и его плоды. Для многих выпускников гимназии проектная деятельность стала условием, которое предопределило их профессию, интересы. Проносятся в памяти лица, имена гимназистов. Ксения Дремова и ее проект по организации туристических маршрутов по Русскому Северу; Аня Данилова и ее проект по математике, который всех поразил цельностью мысли и яркой презентацией; Настя Пахомова и ее химический проект про серебро, которое можно выделить в школьных лабораторных условиях; Иван Беликов и его проект по здоровому образу жизни, в котором он использовал данные эксперимента о влиянии кофеина на здоровье своих родителей; Миша Горбун доказывал, какой вред здоровью наносит употребление бульонных кубиков… Спасибо вам, учителя и ученики! Яркие, по-настоящему талантливые работы Кати Тарасовой, Василисы Лебедевой, Тани Швалевой, Сирануш Дашян, Андрея Лобанова, Кати Янковской по литературе; Тани Тараненко по математике; Светланы Кравченко, Вани Петрова, Юли Пугачевой, Кости Коваленко по истории и социологии; Алисы Тонкопий по русскому языку; Димы Зюзина по физике; Миши Горбуна по химии; Элины Идрисовой по английскому языку; Полины Пендиной по немецкому языку становились предметом обсуждения на переменах, на уроках, в социальных сетях. Это уже история нашей гимназии.Юля Чернова, Таня Кутаренкова, Аня Тигай, Дима Калинин, Аня Пугачева, Таня Швалева, Даша Бобровская, Маша Васильева, Даша Мордашова, Сережа Смирнов, Диля Закирова, Кира Фридрих, Лера Печенина, Аня Ларионова… Работа со всеми – это прекрасная пора моей жизни. Ловлю себя на мысли: выпуская очередной класс, с тоской подчас думаешь: таких замечательных учеников больше не будет. Но проходит лето, новый класс – а там, глядишь, тоже гениев полно. И потекла река жизни с уроками, проектами, защитами. Гимназия всем дает возможность сказать свое слово, оставить след в истории. Какой истории? Семьи, гимназии, страны. И может быть, через несколько лет, читая в Википедии (или в каком-либо более солидном издании) биографию известного предпринимателя, государственного деятеля, писателя, артиста(!), матери-героини, академика, мы не удивимся, что он (она) окончил(а) ГСГ, где он (она) ярко проявил(а) свои выдающиеся способности, в частности, в проектной деятельности. Впереди XIV научно-практическая конференция девятиклассников, экзамен по проектной деятельности в 10-м классе. Нам кажется, что накопленный ГСГ опыт может быть интересен и для других образовательных организаций. Именно поэтому третий год нашу конференцию можно назвать открытой: педагоги школ нашего межрайонного совета активно участвуют в работе секций. Вот и в этом году запланированы презентация секций и семинар по организации проектной деятельности в 9-10-х классах для педагогов разных образовательных организаций. Только делясь друг с другом современными технологиями и приемами организации учебной деятельности, можно обогатить друг друга. Это позволяет каждой школе развиваться и сохранять интерес к себе.Ирина НИКИТИНА, заслуженный учитель РФ, руководитель методической службы Государственной столичной гимназии


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту