В последнее время поступают предложения о том, что часть предметов стоит убрать из школьной программы, а какие-то предметы следует в нее вернуть. Рассказываем, что об этом думают педагоги.
Английский язык хотят убрать из школьной программы
В Государственной Думе России предложили исключить из школьной программы изучение английского языка. С такой идеей выступил член комитета по безопасности и противодействию коррупции Султан Хамзаев. По его мнению, иностранный язык нужно вывести из списка базовых предметов общего образования, чтобы изменить прозападную направленность развития России.
Парламентарий уверен, что английский язык получил международный статус лишь по причине его обязательного изучения школьниками. Он напомнил, что есть и другие иностранные языки, которые оказались обделены вниманием образовательной сферы – Индия, Саудовская Аравия, Китай.
Султан Хамзаев отметил также, что в школе должны готовить разносторонних граждан, а не полиглотов. Важно поддерживать здоровье и психологическое состояние молодежи и вернуть в школьную программу такие важные предметы, как черчение и астрономия – их незаслуженно забыли при изменениях в системе образования. Парламентарий напомнил, что в расписании едва нашлось время для НВП, школе необходимо больше заботиться о физическом воспитании детей и организовывать мероприятия для их дополнительной социализации.
В своих комментариях учителя напомнили, что «английский язык является общепринятым научным и международным языком. Хотите или нет, но учить надо». Кроме того, идею сочли не рациональной: «Они-то своих детей английскому обучат. А простому человеку зачем…».
Часть педагогов соглашается с засильем английского, напоминая, что есть другие европейские языки. Однако коллеги в ответ парируют, что в любой стране Европы на английском языке иностранца поймут почти все – с его помощью можно разрешить любую непредвиденную ситуацию. Один из пользователей подчеркивает, что знание языка никому не повредит, а, наоборот, сделает человека уверенным и более развитым. А другой сетует, что такой инициативой нас лишат возможности читать техническую документацию. И напоминает, что даже во время Великой Отечественной войны школьники продолжали изучать немецкий язык.
Как вариант, учителя предлагают вернуть изучение английского, начиная, как и раньше, только с 5 класса. Кроме того, отмечается, что отменять английский «очень недальновидно, хайпово и при том глупо… а вот ввести китайский, хинди, арабский по выбору семьи – отчего нет. Ну и черчение, астрономию, логику, психологию, физиологию и медицину (основы) – я только ЗА».
Черчение просят вернуть в школы
Президента России попросили вернуть в школы черчение. Губернатор Тульской области, председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Промышленность» Алексей Дюмин обратился к главе государства с просьбой вернуть школьникам уроки черчения. Он пояснил, что часто общается с теми, кто отвечает за развитие разных отраслей в регионе – химию, металлургию, ОПК. Специалисты сетуют на отсутствие черчения в качестве школьного предмета. Черчение дает начальные представления об азах инженерных знаний.
Губернатор также отметил, что в настоящее время существует многочисленное программное обеспечение, специалисты чертят в 3D и т.д. Для работы с современными программами нужны начальные знания, которые раньше давали на уроках черчения.
Что ответили в Минпросвещения России. Как сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, черчение из российских школ не исчезало. В определенный период этот урок исключали из перечня отдельных предметов. Однако модуль черчения в настоящее время есть в рамках учебного предмета «Технология». Министр также рассказал, что черчение сегодня преподают учащимся инженерных классов. Кроме того, в регионах школы имеют право вводить изучение черчения в рамках внеурочной деятельности.
Сергей Кравцов также отметил, что он не сторонник кардинальных и мгновенных решений в образовательной системе. Они должны быть выверенными, чтобы оказались действительно полезными. Поскольку такой вопрос – о введении черчения в школьную программу – прозвучал, его обсудят со специалистами. Они подумают, как улучшить ситуацию – например, можно будет усилить компонент, связанный с черчением, в рамках предмета «Технология».
Что думают учителя. Педагоги в своих комментариях к инициативе отмечают, что с каждым днем мы все больше возвращаемся к советской системе образования. Некоторые напоминают, что в ряде учебных заведений черчение не отменяли, его продолжают изучать.
Один из пользователей поделился таким мнением: «100% инженеров-строителей сейчас не чертят сами, а используют системы автоматизированного проектирования. Я за черчение, но оно должно быть глубоко компьютеризированным – изучили на бумаге базу, стандарты и далее – в КОМПАС или другую САПР». Другие пользователи напоминают, что обычным школьникам, а не учащимся профильных классов, важны азы: «В школе должны давать АЗЫ!!! с класса 8! А вот если это лицей или инженерного профиля классы, то уже можно переходить к компьютерному черчению! А то бы вы видели как проходят уроки стереометрии в 10-11 классах!!!».
Относительно преподавания черчения в рамках предмета «Технология» пользователи, в частности, отмечают: «Модуль есть, а черчения нет! Да и учителей, кто мог бы преподавать грамотно черчение нет! А технология? Это что за предмет? Туда напихали все! Вот школы и выкручиваются как могут!»
Впрочем с таким мнением не всегда согласны родители школьников: «Вам нужен, Вы и учите своих детей черчению, моим детям допотопное черчение не нужно, и так в школьные программы много чего ненужного понапихано».
Возвращать ли школьникам астрономию
Также в школьную программу предлагают вернуть курс астрономии. С такой инициативой выступил член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ, Народный учитель Сергей Рукшин. В настоящее время эти знания осваивают студенты физико-математических, математико-механических факультетов в отечественных вузах. Однако занятия астрономией важно восстановить и в общеобразовательных организациях, чтобы сформировать культуру знания о мире у подрастающего поколения.
Как подчеркнул Сергей Рукшин, в рамках астрономии можно изучить разные аспекты современной жизни – в частности, математику, небесную механику и другие. На уроках дети узнают о спутниках, благодаря которым работает телефонная связь и интернет, о запуске ракет, поддержании боеготовности войск, об использовании спутников для навигации.
Сергей Евгеньевич напомнил, что астрономия необходима для формирования представлений о мире у детей и подростков. «Человек, который не обладает культурой, повторяю, не деталями, не тонкостями, а не обладает культурой знания о мире, всегда будет открыт и доступен фальсификации, навязыванию чужих мнений и так далее».
Он уверен, что включение астрономии в общеобразовательную программу требует продуманного подхода. Ученики должны получить ядро знаний о науке, при этом их не стоит перегружать количеством учебных часов и домашних заданий. Учителям предстоит договориться о распределении нагрузки по разным предметам.
Некоторые педагоги в комментариях к новости задумались над тем, куда можно «впихнуть» в современную насыщенную школьную программу еще и часы астрономии. При этом педагоги также признают важность изучения школьниками астрономии.
Комментарии