Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

У сильного слов меньше. Рецептов безупречного эссе нет. Подсказку ищи в своем сердце и чувстве языка

Учительская газета, №22 от 27 мая 2003. Читать номер
Автор:

Эти строки Анны Ахматовой как нельзя лучше передают отношение человека к слову – самому простому и обычному для нас понятию, которое между тем хранит в себе немало тайн. Ведь до сих пор одной из величайших загадок является превращение мысли в слово. А как родилось первое слово? Как найти нужные слова? В Евангелии сказано, что Слово – это Бог…

Ржавеет золотои истлевает стать,Крошится мрамор.К смерти все готово.Всего сильнеена земле – печатьИ долговечней -царственное Слово.

Оставь частицу души на бумаге…

Разговариваем ли мы, ведем беседу или выступаем с сообщением, устная речь для нас – естественное и непринужденное занятие, не требующее больших усилий и тщательной подготовки. Но создание творческой работы на бумаге, высказывание мыслей в письменном виде – задача нелегкая. Ибо каждое слово тут должно соответствовать определенному понятию, четко выражать мысли, чувства, идеи; язык по возможности должен быть образным, ярким, богатым, стиль – легким, со свойственной конкретному автору манерой. С этой точки зрения эссе – жанр уникальный: это сплав утонченного использования языкового богатства и пристального, заинтересованного наблюдения за нашим миром, а также за тем, что происходит в душе человека.

Сегодня эссе как жанр публицистики набирает силу, становится распространенным явлением в общественной и литературной жизни. Эссе требуют при поступлении в зарубежные и некоторые отечественные университеты и бизнес-школы. Общественные организации проводят конкурсы эссе. Наконец, это жанр философской, литературной, историко-биографической, публицистической прозы, к которому рано или поздно обращается творческая натура. Образованный человек должен уметь написать эссе.

Что такое эссе?

Французское слово «essai» имеет следующие значения: проба, испытание, опыт, попытка. Английское «essay» имеет два значения: 1 – очерк, этюд, эссе; 2 – попытка, проба, испытание. В русском языке за эссе закрепилось такое его значение, как очерк.

Словарь иностранных слов дает термину «эссе» следующее определение: «Жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, где представлены общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному».

Словарь русского языка в четырех томах трактует эссе как очерк, раскрывающий литературные, философские, социальные и иные проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме.

Классическое эссе – это сочинение скромного объема на вольную тему, свободное от художественного вымысла. Цель эссе – раскрыть избранную (предложенную) тему путем приведения различных аргументов, тезисов. Они должны быть подкреплены доказательствами, иллюстрироваться примерами.

Для эссе характерны практически неограниченная тематика, подчеркнуто индивидуальная позиция автора, основанная, как правило, на собственном опыте, непринужденное, часто парадоксальное изложение. Немаловажную роль играют стиль, ориентация на разговорную речь. При проведении различных конкурсов эссе (как при испытаниях перед приемом на учебу, так и на самостоятельных творческих состязаниях) часто задают объем, например, 500 слов.

Главное – понять, для чего ты взялся за перо

– Когда я беру слово, оно означает, что я хочу, не больше и не меньше, – сказал Шалтай презрительно.

– Вопрос в том, подчиняется ли оно вам, – сказала Алиса.

– Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, – сказал Шалтай-Болтай. – Вот в чем вопрос!

Люис Кэрролл.

Алиса в Зазеркалье»,

перевод Д.М.Демуровой

Действительно, человек – хозяин своего слова и в прямом, и в переносном смысле. Нет и не может быть стандартов и готовых рецептов безупречного эссе, однако существуют правила и рекомендации, которые помогают совершенствовать навыки письменной речи.

Прежде всего нужно иметь ясное представление о предмете своего сообщения, рассуждения. Не менее важно понять, что заставляет взяться за перо, кто будет читать эссе. И нужно выбрать точные, выразительные и сильные слова, чтобы передать свои мысли, чувства, настроение, чтобы привлечь внимание читающего и удержать его, а затем – если удастся – вызвать ответную реакцию на прочитанное. Владение словом, умение писать четко, ясно, логично, образно и эффектно, так, чтобы затрагивать чувства другого, – весьма важные качества для эссеиста.

Как подготовиться к написанию эссе?

Прежде чем начать писать эссе, неплохо было бы задать себе вопросы: «Почему и зачем я пишу?», «Кто будет читать мою работу?», «Какие идеи я хочу сообщить?», «Где я могу найти нужную информацию?», «Каких мыслей и действий я ожидаю от читателей?».

Конкретная цель написания эссе полностью или частично совпадает с одной из общих целей:

высказать и доказать свое мнение;

изложить свое понимание вопроса;

информировать читателя;

обсудить проблему и попытаться найти истину;

доставить удовольствие себе и читателю, развлечь;

выразить и возбудить эмоции;

побудить к действию.

Цель определяет средства ее достижения. Автор должен написать ровно столько, сколько надо, чтобы получить результат. Тексты будут четкими и ясными, если человек будет знать, чего хочет достичь, и задумывать, составлять, оценивать, пересматривать свои письменные труды с этой точки зрения.

Можно попытаться определить общие особенности групп, к которым принадлежат будущие читатели, а также их ценности, взгляды и возможные точки зрения на тему эссе. Данный подход поможет определить, как следует изложить информацию, чтобы сделать ее интересной, ясной, убедительной, оригинальной и конкретной для тех или иных групп людей и воздействовать на них в соответствии с поставленной целью.

Ответив себе на вопрос о том, какую идею вы стремитесь выразить, какую информацию сообщить, вы тем самым помогаете себе сосредоточиться на сущности темы эссе.

Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и так далее. Причем одни идеи не нуждаются в особенной аргументации, другие же без подкрепления доводами и фактами голословны. И еще: пока человек исследует свою тему, у него могут появляться новые идеи, новые мысли, которые он захочет ввести в свое сообщение.

Хотя в основе авторской позиции, составляющей содержание эссе, лежат личные впечатления, вполне возможно, что автору эссе (тем более начинающему) понадобится дополнительная информация. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Это могут быть библиотеки, интернет-ресурсы, словари, справочники, прочитанные некогда книги, которые захочется перечитать. Может, понадобится информация от окружающих людей. Возможен опрос и даже эксперимент.

Следующий этап – подготовка: сбор информации, составление тезисов, разработка структуры работы, определение способа изложения и подхода.

Сбор информации занимает довольно много времени: нужно проверить факты, удостовериться, что вы работаете с продуктивными идеями, пересмотреть, проанализировать и выстроить по порядку имеющийся материал. Некоторые сведения придется отбросить, другие расширить, в любом случае – записать, систематизировать то, что удалось собрать.

Тезисы помогут выстроить информацию, которую нужно представить в работе, определить соотношение между идеями. Начинать лучше с выбора самой важной информации – той, что поможет добиться цели, ради которой, собственно, эссе пишется. Затем последует менее значимая информация.

Как превратить тезисы в связный рассказ?

Когда есть факты, подтверждающие идеи, систематизированная информация, когда автор знает, в каком порядке он будет представлять ее, а также какого результата хочет добиться своим сообщением – в этом случае просто нужно превратить тезисы в связное изложение мыслей.

Обычно сообщение, как письменное, так и устное, состоит из трех основных композиционных частей: вступление, основная часть и заключение.

Вступление должно быть живым, четким, сильным и оригинальным, чтобы заинтересовать читателя. Оно может включать в себя обращение к адресату, афоризм, общую мысль, ссылку на личный опыт, аналогию, ассоциацию, утверждение, вопрос, шутливое замечание и тому подобное. Между вступлением и основной частью должна соблюдаться пропорция. Если, скажем, общий объем эссе- 500 слов, то на вступление рекомендуется отвести 50.

Основная часть является последовательным изложением темы, в образной форме передает взгляды и представления пишущего, создает поток мыслей, указывающий на цель и направление письменного сообщения, содержит свидетельства и ссылки, подкрепляет идею аргументами и примерами. Здесь используются разнообразные средства выразительности.

Заключение, как обычно, подводит итоги, усиливает смысл и значение написанного, убеждает читателя, создает определенное впечатление и настроение, соответствующее намерениям автора. На заключительную часть эссе рекомендуется отвести такой же объем, как и на вступительную.

Что касается способов изложения и подхода (дедуктивный – от общего к частному или индуктивный – обратный), только автор может определить, какой способ изложения и какой подход лучше для раскрытия темы эссе. В этом заключается творческий, индивидуальный характер работы.

С чего автор начнет писать, не имеет значения. Может быть, с начала и постепенно будет двигаться к заключению. А может быть, с середины. Дело в том, что вступление и заключение писать особенно трудно – они имеют решающее значение. Недаром говорят: лиха беда – начало.

Многие начинают текст эссе с набросков, откладывают их и просматривают через некоторое время. Профессионалы советуют в черновик включать как можно больше информации, ведь легче вычеркнуть то, что окажется лишним, нежели искать недостающие мысли и фразы.

Пересмотр означает редактирование текста с установкой на качество и эффективность сообщения: ясность мыслей, внятность, то есть связность и последовательность, грамотность и стиль. Возникает потребность во втором варианте. Работа над ним начинается с более крупных компонентов и до самых мелких: от абзацев к предложениям, от предложений к словам. Следует обратить внимание на плавность изложения, логику, переходы и связки.

И, наконец, на этапе правки идет оформление текста, проверка грамотности, сочетаемости слов, пунктуации, стилистики.

Советы напоследок

Филигранная обработка текста, естественно, будет продолжаться до последнего. Уместно напомнить, что жаргон и модные словечки хороши к месту, порой они могут привести к возникновению коммуникативного барьера. Клише, хотя и донесет до читателя мысль быстрее, вряд ли затронет его. Нелишне контролировать появление в тексте положительно и отрицательно заряженных слов. Особенно внимательным нужно быть при использовании многозначных слов: смешение оттенков значений может затруднить понимание.

Вы хотите знать, какой эффект может произвести ваше эссе? Есть несколько способов проверить это: прочитать его вслух, попытаться увидеть свой текст глазами читателя, узнать, в конце концов, мнение других людей.

И всегда нужно помнить, что слово ценится по силе, с которой говорит человек. «У сильного, – писал Михаил Пришвин, – слов меньше».

P.S. В статье использованы материалы из книги «Простые слова. Конкурс эссе: Пособие для участников конкурса / МОО «Достижения молодых». – М.: ООО «Артель-сервис», 2002.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту