search
main
0

У партизанского костра. Внеклассное мероприятие для учеников начальных классов, посвящённое Дню Победы

Задачи: познакомить учащихся с подвигами народа в годы Великой Отечественной войны; расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; способствовать развитию интереса к историческому прошлому нашей страны; содействовать развитию креативных способностей, познавательных способностей; воспитывать у младших школьников патриотические чувства.

​Ход мероприятия

В центре зала горит «костёр» (изготовить его просто: поленья дров уложить, внизу установить огромную электрическую лампу, сверху укрыть простой ярко-красной тканью). Вокруг «костра» расположились дети, одетые в военную форму. На пне сидит боец, пишет письмо родным. Медсестра перевязывает рану бойцу. Солдат чистит оружие.

Ведущий: Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовется коротко «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовется Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней!

Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово \”подвиг\”?

Учащиеся рассуждают.

Ведущий: Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованой пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

Солдаты поют песню «Ой, туманы мои, растуманы» (В.Захаров, М. Исаковский).

Ой, туманы мои, растуманы! Ой, родные леса и луга! Уходили в поход партизаны, Уходили в поход на врага. На прощанье сказали герои: \”Ожидайте хороших вестей!\” И по старой Смоленской дороге   Повстречали незваных гостей. Повстречали, огнем угощали, Навсегда уложили в лесу За великие наши печали, За горючую нашу слезу. С той поры да по всей по округе Потеряли злодеи покой. День и ночь партизанские вьюги Над разбойной гудят головой. Не уйдет чужеземец незваный, Своего не увидит жилья! Он, туманы мои, растуманы! Ой, родная сторонка моя!

Солдат 1 (пишет письмо):

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали…

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Солдат 2 (разворачивает письмо и читает стихотворение):

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром – снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть –

Я с победою вернусь.

Обниму вас наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Солдат3 (со свечой):

Дорогие мои, родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что лесами сокрыта от глаз,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду.

За Отчизну свою, за Россию,

Что попали в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Буду немцев без жалости гнать,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить.

Медсестра (в косынке  с красным крестом, с сумкой):

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

«Давай поддержу,

Рану твою я перевяжу!».

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви, тепла!

Многих сестричка от смерти спасла.

Танец (вальс) под мелодию песни «Журавли» из кинофильма «Доживём до понедельника».

Ведущий: 29 июля 1941 года вышла Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой говорилось о необходимости создания партизанских отрядов: «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии…, создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».

На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.

С захваченных немцами территорий люди уходили в леса в партизаны. Среди них были и женщины, и молодежь, и дети.

Ученик:

Их гнали фашисты по пыльным дорогам

И в рабство везли их, как скот. Кому-то из плена бежать удавалось, И даже по несколько раз. Как зрелые воины, дети сражались, Кто шёл в партизаны подчас. И горели лица их отвагой, И глаза их светились огнём. Прибавлялись года на бумаге. Детям были пули нипочём. Трудные задачи выполняя, Шли они в разведку, рвались в бой, Бой вели, наград не ожидая. Был любой мальчишечка герой!

Все поют песню «Женька»  (музыка Е. Жарковского, слова К.Ваншенкина)

Стоит средь лесов деревенька.

Жила там когда-то давненько,

Девчонка по имени Женька.

Мальчишечье имя носила,

Высокие травы косила.

Была в ней веселая сила.

Завыли стальные бураны,

Тень крыльев легла на поляны.

И Женька ушла в партизаны.

В секрете была не в засаде,

Ее уважали в отряде,

Хотели представить к награде.

…Висит фотография в школе –

В улыбке ни грусти, ни боли.

В улыбке ни грусти, ни боли. –

Шестнадцать ей было, не боле.

Рассказы учащихся о сверстниках – юных героях-партизанах.

Валя Котик родился в семье колхозного плотника в украинском селе Хмелевка. В 6 лет пошел в школу. 7 ноября 1939 года на торжественном сборе принят в пионеры. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Юный партизан владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Он прожил 14 лет и еще неделю, награжден орденом Отечественной войны 1 степени, похоронен в садике перед школой, в которой учился. Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза. Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:

Мы вспоминаем о боях недавних,

В них совершен был подвиг не один.

Вошел в семью героев наших славных

Отважный мальчик – Котик Валентин.

Марат Казей  – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Ходил в разведку как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944 года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было – Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие – две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

Зина Портнова – подпольщик. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Сценки про юного героя-партизана Лёню Голикова.

Сценка 1.

Партизанский отряд. Кто-то читает, кто-то пишет, кто-то спит.

Командир: Споем, ребята. (Звучит аудиозапись песни «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатовой). Хорошая песня, задушевная.

Партизан: Товарищ Командир, парень вот к нам в отряд просится, бывший мой ученик.

Выходит Леня Голиков.

Командир: Этот? Сколько лет?

Леня Голиков: Пятнадцать.

Командир: А он не струсит?

Партизан: Не должен. В школе атаманом был.

Командир: В разведку, небось, хочешь?

Леня Голиков: Товарищ командир! Я не один, я с друзьями, с Митькой и Мишкой.

Митька: Возьмите нас в свой отряд!

Командир: Ну, что, товарищи, возьмем?

Партизаны: Возьмем!

Леня Голиков: Товарищ командир, у нас и оружие есть.

Митька: В лесу закопали  – гранаты, пулемет.

Командир: Вот за это спасибо, товарищи. Теперь вы вместе с нами должны дать клятву партизан.

Все встают. Командир произносит слова клятвы. Леня, Мишка и  Митька хором повторяют за ним:

Я вступаю в ряды партизан. Клянусь не выпускать из рук оружия, пока последний фашистский захватчик не будет уничтожен на нашей земле. За сожженные города и села, за женщин и детей наших, за пытки и издевательства над нашим народом я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно.

Заходит Партизан, что-то говорит Командиру.

Командир: Ну, орлы, работа есть. В разведку пойдете. Сейчас мы находимся вот здесь, а немецкий гарнизон – вот здесь. Дорогу вот эту видите? По ней и пойдете. Запоминайте все: сколько солдат, какое оружие, Возвращайтесь живыми, ребята.

Сценка 2

По дороге идут Леня и Митька.

Леня Голиков: Кончится война, пойду учиться. В такое училище, где настоящих мастеров готовят!

Митька: А мне охота токарем стать, на заводе работать.

Леня Голиков: Вот прогоним Гитлера… (Появляется немецкий офицер). Смотри – немцы!

Леня Голиков и Митька (вместе): Подайте милостыню на пропитание!

Немецкий офицер  проходит мимо.

Митька: Вот жадоба! И не смотрит.

Леня Голиков; Пусть думает, что мы на самом деле нищие.

Появляется немецкий офицер.

Митька: Гляди… Опять немцы.

Леня Голиков: Подайте бедным сиротам на пропитание!

Офицер (Лене): Мальчик, сколько тебе лет?

Леня Голиков: Тринадцать.

Офицер (Митьке): А тебе?

Митька: Тринадцать с половиной.

Офицер (Митьке): Нравятся тебе русские солдаты?

Леня Голиков: Нравятся. Только есть нечего. Подайте, дяденька, бедным сиротам на пропитание.

Офицер: Господин офицер разрешает вас накормить. (Солдаты выносят две тарелки. Офицер смотрит на Леню с Митей). Посмотрите на эту русскую свинья. Как  они едят! Вас надо учить немецкий культура. Мы все должны служить фюреру.

Входит Солдат.

Солдат: Хайль Гитлер! Герр обер-лейтенант, вас к телефону.

(Офицер уходит, оставляя папку на столе).

Леня Голиков: Смотри, документы! (Достает бумагу, быстро пишет листовку).

Митька (читает): «Смерть немецким оккупантам! Здесь обедал партизан Леня Голиков. Трепещите, гады!» Зря ты…

Леня Голиков: Ничего не зря. Мы должны служить фюреру… Как бы не так!

Мальчики убегают. Заходит офицер, видит листовку.

Офицер: Поймать партизан! Расстрелять!

Командир: Не приходили ребята?

Партизан: Нет, не было ребят.

Командир: Я начинаю волноваться.

Появляются Леня с Митькой.

Леня Голиков: Товарищ командир, смотрите – немецкие документы.

Командир: Откуда они у вас?

Леня Голиков и Митька: Стащили у немецкого офицера.

Командир (просматривая документы): Шифровальщика, радиста ко мне! Это секретные документы, нужно срочно сообщить в Москву! Ну, орлы, о таких документах мы и мечтать не могли. Будем просить о представлении вас к награде.

Ведущий: Леня Голиков погиб смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою с фашистами. Ему было только 16 лет. Лене Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как известно из исторических документов, действия партизан и работа подпольщиков сыграли огромную роль в успешном исходе Великой Отечественной войны. В тылу врага действовали, в общей сложности, более одного миллиона партизан — мужчины, женщины, подростки. Партизанами было уничтожено, ранено и захвачено в плен более миллиона фашистов и их пособников, было уничтожено более четырех тысяч танков и бронемашин, 65 тысяч автомашин, 1100 самолетов противника. В массовых операциях было разрушено и повреждено 1600 железнодорожных мостов, пущено под откос более 20 тысяч железнодорожных эшелонов гитлеровских войск.

За проявленные мужество и героизм, умелые и самоотверженные действия в годы войны более 311 тысяч партизан были награждены государственными наградами СССР,  248 человек получили звание Героя Советского Союза, а Сидор Ковпак и Алексей Федоров удостоены этого звания дважды.

Во время Великой Отечественной войны в тылу вермахта действовало 6200 партизанских отрядов и подпольных групп, которые наносили ощутимые потери гитлеровским войскам на оккупированной территории, способствуя продвижению частей и соединений Советской Армии на запад.

Ученики читают стихи:

1. Ты помни, что когда-то

В густом дыму, в крови

Шли на бой ребята,

Ровесники твои.

2. Пускай сейчас их нету,

Но только все равно

Их песни недопетые

Допеть нам суждено.

3. Пускай в сраженье правом

Скосила смерть ребят.

Но все ж на фланге правом

Всегда они стоят.

4. Всегда герои с нами

Стоят в строю одном,

Мы имена их знаем,

В лицо их узнаем.

Ведущий:  Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвёртый житель страны погиб.

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Вспомним!

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Минута молчания.

Ведущий:  Сегодня  мы говорили  о тех, кто ушел на войну еще детьми. Они были надеждой, будущим страны и народа. Закончилась Великая Отечественная война. 70  лет мы живем под мирным небом. И этим миром мы обязаны всем тем, кто воевал на полях сражений, работал на победу в тылу: взрослым и детям, девчонкам и мальчишкам. Память о них всегда будет жить в наших сердцах. Ежегодно  29 июля отмечается День партизанской славы, как дань всенародного уважения к тем, кто в суровое военное время боролся с фашистами в глубокому тылу врага, не жалея крови и самой жизни.

Вам, подрастающему поколению, нужно быть достойными этого великого подвига и стремиться стать патриотами своей страны – России.

И пусть итогом нашего мероприятия станет песня «Мальчишки».

«Мальчишки» (музыка А. Островского, слова И. Шаферана).

Рисует узоры

Мороз на оконном стекле,

Но нашим мальчишкам

Сидеть не по нраву в тепле,

Мальчишки, мальчишки

Несутся по снежным горам.

Мальчишки, мальчишки,

Ну, как не завидовать вам!

На вечере школьном

Задорные вальсы звучат.

Впервые, робея,

Мальчишки глядят на девчат.

Вдруг сердце забилось в груди,

Что будет у вас впереди?

Когда протрубили

Тревогу в любимом краю,

Застыли мальчишки

В суровом солдатском строю.

Вы первыми кинулись в бой,

Страну заслонили собой.

Плывут в океанах,

Летят высоко в небесах

Солидные люди

С мальчишеской искрой в глазах.

Пускай пролетают года,

Для нас вы мальчишки всегда!

Хамида Акилова,

Фатима Исмагулова,

учителя начальных классов Тузуклейской основной школы Астраханской области

Фото с сайта http://m.mirtesen.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте