search
main
Топ 10
Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском Педагог из Иванова заняла первое место в конкурсе «История в школе: традиции и новации» Десять медицинских классов открылись в Новгородской области
0

У Караковского все по правде. Письма в номер

​Владимир Абрамович Караковский возглавляет Совет старейшин при Департаменте образования. Человек он удивительный, недаром входил в группу педагогов-новаторов. Долгие годы Владимир Караковский был директором школы №825, потом стал заместителем директора этой школы по науке, когда убедился, что возглавить образовательное учреждение может его ученик. Караковский человек скромный, наверное, поэтому мы редко читаем материалы о нем, о его творчестве. Но сегодня у нас есть повод обратиться к Владимиру Абрамовичу – редакция «УГ-М» получила письмо от его ученицы.

Времена не выбирают… Времена всегда сложные. Оттепель после сталинских репрессий, застой с последующей перестройкой, дикий капитализм рука об руку с демократизацией, форсированное формирование общества потребления. И все это выпало на одну жизнь. А уж сколько нововведений и реформ в системе образования… Но как же повезло ученикам и учителям челябинской школы №1, а позднее московской 825-й школы! Повезло с директором. Владимир Абрамович Караковский создал удивительную атмосферу творчества в этих школах и для тех, кто учится, и для тех, кто учит. Можно сколько угодно говорить красивые слова о воспитании, патриотизме, духовности и культуре, индивидуальном подходе к каждому учащемуся, забывая при этом, что слово очень часто расходится с тем, что видит и ощущает этот самый учащийся. Так вот у Владимира Абрамовича всё и всегда по правде. Если главная ценность – человек, то для него и ради него, пусть этот человек и маленький пока еще, все и делается. Если патриотизм, то это не абстракция какая-то, а формирование сопричастности тому, что происходит в твоей стране, пронизанные любовью дела ей во благо. Если духовность, то это следование самым высоким нравственным идеалам. И совершенно не случайно венчал у нас всегда учебный год Праздник чести школы. В актовом зале говорили замечательные слова о тех, кто внес ощутимый вклад в жизнь школы, вручали им грамоты и книги с дарственной надписью и печатью школы. Я говорю «нас», потому что выпускница челябинской школы №1 (выпуск 1972 года). В то застойное для страны время жизнь в нашей школе была отнюдь не застойной, а весьма кипучей и творческой. Мы азартно готовились к общешкольным делам (Праздник песни, Фестиваль народов), проводили коммунарские сборы, вахты труда со сбором макулатуры и металлолома, выступали на концертах в больницах и в доме престарелых, помогали чем могли в библиотеке, на стройках и заводах. Какой уж тут застой, успеть бы сделать все, что запланировано! Кстати, о планировании. Советы дела создавали как раз для того, чтобы собрать всю необходимую информацию, распределить по народу ответственность за то или иное, установить сроки выполнения поставленных перед каждым задач, а уж после этого мы шли к классному руководителю получать одобрение или какой-нибудь дельный совет. Скажете, быть того не может? Привыкли, что все сверху спускают по цепочке: город – район – директор школы – классный руководитель, а тот запрягает подведомственный класс? Так вот, у нас было настоящее, а не формальное самоуправление. Отношения между учителями и ребятами строились на прочном фундаменте ответственности и доверия и, конечно же, взаимного уважения. Тогда я просто жила и воспринимала эту школьную жизнь как счастье. А когда стала студенткой педагогического вуза и на истории педагогики ознакомилась с разными системами воспитания, впервые задумалась о системе Владимира Абрамовича. Гуманистическая система – несомненно. Но что-то есть еще особенное у него. Почему так интересно учиться в его школе? Принято считать, что хорошие знания, полученные в школе, помогут в дальнейшей жизни. Главное – хорошо подготовить подрастающее поколение к этой жизни. А ведь десять лет, проведенных в стенах школы, – это тоже жизнь, получение образования – это всего лишь часть школьной жизни. Уроки ради уроков: послушал новый материал, сделал домашнюю работу, вызубрил, ответил, написал, сдал? Правда, скучно выглядит? Конечно, есть еще кружки и спорт, экскурсии и всякие мероприятия воспитывающего характера, но тоже как-то скучновато звучит, казенно. В школах Владимира Абрамовича не пахло и не пахнет такой казенщиной. Ребята просто живут, а не готовятся к будущей успешной жизни, учителя не просто дают знания, а живут вместе с ребятами интересной и творческой жизнью, потому и отношения между ними строят на основе «человек не меньше человека, в этой теме важен верный тон». Это товарищество без панибратства, уважение и принятие, любовь и понимание, простор для роста личности и самовыражения, отсутствие принуждения и свобода выбора. Не хочу препарировать эту жизнь здесь и сейчас на методические составляющие. В своих книгах и статьях Владимир Абрамович сам прекрасно раскладывает по полочкам всю свою педагогическую кухню – не ленись, читай, думай, учись, применяй на практике. В свое время он и сам многое почерпнул из методики коллективных дел Иванова. Это отсюда пошли коммунарские сборы в нашей школе – три дня интенсивного, яркого, творческого бытия по самым справедливым законам, с самым настоящим самоуправлением и самоанализом, с рождением дружбы между ребятами разных возрастов, с таким ощущением крыльев за спиной, когда ты сам удивляешься: «О! А я и не знал, что это могу!» Сейчас в очередной раз занялись реформированием системы образования: укрупнением ЕГЭ, стандартами в образовании, что, конечно, вещь полезная, решили вплотную заняться воспитанием патриотизма, да и вообще воспитанием детей и молодежи. Но только у меня возникает вопрос: кто будет разрабатывать стандарты по воспитанию патриотизма и духовности? Каким образом все это будет внедряться, кого захотят получить на выходе после этого воспитания? А ведь есть школы, где этот процесс не прекращался и не прекращается ни на минуту. Он просто неотъемлемая часть школьной жизни. К таким школам относится 825-я московская школа, где, несмотря ни на что, удается образовывать и воспитывать достойных, думающих и культурных людей. Мне нравится формула успеха, сформулированная и принятая педагогическим коллективом школы Владимира Абрамовича, где очень мудро подмечено: «Без воспитания нет Человека, без Человека нет Народа».Ирина МОРЕВА, ученица Владимира Караковского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте