В школе №1223 более 35 лет действует учебный театр с гостеприимным названием «У друзей». Несколько поколений учащихся приобрели здесь опыт сценических выступлений, актерского перевоплощения, драматургического анализа литературных произведений. Многие годы здесь работают студия «Школьный театр» и даже Школа юного актера на иностранных языках. Но настоящий школьный театр – это не закрытый клуб, а открытая творческая мастерская, которая служит драйвером множества образовательных процессов.
В качестве режиссера, преподавателя сценической речи и актерского мастерства я работаю в постоянном контакте с учителями-предметниками и учителями начальных классов. Длительный опыт сотрудничества привел меня к мысли, что многие технологии работы учебного театрального объединения можно и нужно использовать на обычных школьных уроках.
Например, никто не станет оспаривать тесную связь театрального творчества и художественной литературы. Очень близки актерско-режиссерский и филологический анализ художественного текста. Но есть и нюансы: для театра важна действенная линия произведения, его фабула (последовательность событий), которая и работает на решение главной задачи (сверхзадачи), а вот культурно-исторический анализ произведения, равно как и художественный почерк, мировоззрение автора, в театральной работе часто отступает на второй план. Точно так же на сцене образ, поведение каждого персонажа определяются его мотивацией – целями, которые герой преследует в пространстве литературного сюжета. Опыт показывает, что понимание конкретных жизненных устремлений литературных героев помогает школьникам воспринимать их объемно, проецировать в жизненный круг личного общения независимо от того, к какой эпохе данный персонаж относится.
Анализ сюжетной линии, конечно, должен служить основой для пересказа литературного произведения. Юным актерам мы обычно предлагаем рисовать комиксы, это помогает им находить ключевые события, приводящие сюжет в движение. Если между событиями формируются смысловые отношения, то и в понимании учащегося они складываются в единую драматургическую логику произведения.
Важны для уроков литературы и театральные приемы художественного чтения. Театральными педагогами доказано: чтобы выучить какой-либо текст, нужно выявить скрытую в нем последовательность событий (даже если это стихотворение с описанием природы). Хорошо, если эта событийность получит также выражение в конкретных физических действиях, движениях и пластике. Если же использовать приемы прямой театрализации, проигрывать живьем хотя бы некоторые эпизоды, уж точно задания по литературе перестанут быть зубрежкой текста.
Конечно, стоит упомянуть и о пользе театрализации при изучении иностранных языков. Здесь вновь хочу подчеркнуть значение театрализации. Например, одну и ту же квартиру совершенно по-разному будут описывать риелтор, дизайнер, жилец или представитель ремонтной бригады.
Театральный этюд «Клавиатура» вполне подходит для уроков русского языка, на которых можно «пропечатывать» всем классом (независимо от возраста!) словарные слова, примеры орфографических правил. Понимание знаков препинания (на которое потом ложится знание синтаксиса) приходит быстрее и легче, если, так же как и персонажу, определить каждому знаку свою действенную задачу.
Очень полезна используемая в учебных театрах игра с перекидыванием без задержек мягкого мяча, в процессе которой участники по очереди должны выстраивать грамматические связи, например, между существительным, прилагательным и глаголом («занавес» – «красный» – «поднялся») или подлежащим, сказуемым и определением. Можно использовать и другие члены предложения, выстраивая грамматические конструкции из многих (вплоть до восьми) заранее оговоренных элементов.
В математике при изучении таблицы умножения и кратности чисел в начальной школе помогает театральный этюд «Таблица умножения», при работе над которым числа в уравнениях-заданиях заменяются хлопками.
Даже обучение вычитанию в столбик можно превратить в увлекательную игру, в которой действуют «владельцы» единиц, десяток, сотен.
Вообще в начальной школе любые правила можно проецировать на воображаемых персонажей и разыгрывать от их лица истории и театральные сценки. Например, показать, как буквы «ж» и «ш» не дружат с обидчивой и вредной «ы», а постоять с улыбчивой и доброжелательной «и» для них одно удовольствие! Подобным образом можно оживить условие любой математической задачи.
Для понимания геометрии требуется пространственное воображение, и здесь уместны упражнения на индивидуальную и коллективную ориентацию в пространстве, на развитие чувства ритма и координации, обычно используемые при обучении сценическому движению.
Биология с точки зрения театральной педагогики – это просто кладезь всевозможных персонажей и сюжетов! Можно разыграть процесс развития растения (упражнение «Растущее дерево») и включить элементы партнерского взаимодействия, наглядно показав, в контакте с какими «партнерами» дерево будет расти здоровым и крепким, а с какими – погибнет. Что уж говорить о всевозможных этюдах на поведение животных! Достаточно вспомнить, что от структуры тела зависит способ передвижения (театралам хорошо знакомо упражнение «Космозоо» и другие схожие с ним).
Театральная педагогика может поделиться множеством этюдов на развитие внимания и памяти (тесно связанных с наработками в области психологии) или на развитие партнерских качеств, чувств коллективизма (упражнения на разные формы взаимодействия).
Так что школьный театр – это настоящий кладезь образовательных технологий и приемов, который любой школьный учитель непременно должен иметь в своем педагогическом арсенале.
Эмма ПАПКОВА, режиссер, педагог дополнительного образования школы №1223
Комментарии