search
main
0

У доски без тоски. Сделайте ученика соавтором своего урока

Использование ИКТ дает возможность формировать информационную грамотность учащихся – они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею, а также управлять информацией для достижения различных практических целей.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедий и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. С помощью Интернета можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии. Ученики на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают информацию. Работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп. Кроме того, довольно перспективное направление – самостоятельная работа учащихся по составлению мультимедийных презентаций. Это хорошая альтернатива традиционным докладам и рефератам, которые в последнее время ученики зачастую просто скачивают из Интернета, без всякой проработки материала. Созданию качественной презентации предшествует большая подготовительная работа творческого характера: – осмысление темы презентации, выделение основных моментов темы, ее ведущих вопросов;- отбор материалов из различных источников;- творческий подход к отображению темы.Ученики осознают практическую значимость своих знаний, они видят конкретное применение результатов своего труда. Кроме того, учителю предоставляется возможность проявить себя талантливым организатором, методистом, тонким психологом, авторитетным педагогом. В учебном процессе эффективно также использовать такие элементы ИКТ, как электронные учебники, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с иллюстрациями, геоинформационные   программы, пособия, презентации, демонстрируемые   с   помощью мультимедийного проектора. Особо хотелось бы остановиться на использовании интерактивной доски. Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Работа на ней способствует формированию у учащихся организационных, информационных, интеллектуальных и коммуникативных умений.Обучение с помощью интерактивной доски сравнимо с привычными методами преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же независимо от технологий и оборудования, которое использует учитель. Прежде всего любой урок должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Эффективность работы с доской зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта. Для того чтобы сделать урок ярким, формирующим познавательный интерес, можно использовать демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести интерактивные атласы, компьютерные   лекции   и   уроки-презентации, разработанные  при помощи   Power Point. Использовать их можно на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point, – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включенные в презентацию целиком или частично. Чаще всего используют видеофрагменты уже готовые, из электронных учебников. Там же можно взять и звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Использовать презентации на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний можно по-разному: вывести на экран проблемные вопросы и постепенно решать их всем классом, создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала или же организовать  дискуссию. После таких уроков изученный материал остается у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект.  Можно выделить следующие типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point:1) лекционные, главная цель которых – зрительно дать сложный материал, чтобы ученики записали его в удобной форме. Эту запись учащиеся ведут самостоятельно, составляя опорный конспект. На следующем уроке надо дать возможность учащимся озвучить слайды по своему конспекту. На слайдах остаются либо различные изображения по теме, либо план (ключевые слова);2) уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость использовать яркие зрительные образы, особенно это эффективно при изучении стран;3) уроки – наглядные пособия, своего рода образцы, помогающие учащимся создавать подобные презентации самостоятельно.На уроках, где доска используется всеми учащимися большую часть занятия, учащимся необходимо создавать флипчарты по теме, ими рассматриваемой. При изучении темы «Природные зоны Южной Америки» в 7-м классе учащимся можно дать задание выделить характерные признаки природных зон и создать флипчарт на интерактивной доске. Однако если использовать компьютер как наглядное пособие, то через некоторое время школьникам просто станет скучно. Из такой ситуации есть выход: нужно, чтобы ученики действовали сами, а не потребляли готовый продукт. И лучше всего создавали проект. Использовать доску можно в течение всего урока, а можно только на одном из этапов урока или нескольких этапах. Например, при актуализации знаний можно использовать метод свободного письма – дать задание составить рассказ по изображению, по ключевым словам, а затем сравнить его с готовым текстом, который был закрыт шторкой или прожектором. Либо при проверке домашнего задания дать на доске текст с ошибками и предложить учащимся исправить или подчеркнуть ошибку прямо на доске. Или же решить тест на соотнесение, причем ответы могут быть в виде иллюстраций. Реальна работа с контурной картой для проверки номенклатуры на интерактивной доске, создание карты по изучаемой теме (например, при изучении темы «Климат Южной Америки» несколько групп создают на доске климатическую карту Южной Америки, на которой показаны все основные данные: температура января, июля, осадки, климатические пояса, минимум и максимум температуры и осадков и пр.), создание карты природных зон или одной зоны. На этапе закрепления знаний можно использовать текст с пропущенными словами (по теме), учащимся необходимо вставить эти слова, причем у доски может работать и один ученик, и весь класс. Затем сразу же провести проверку, открыв закрытый шторкой правильный текст. С помощью интерактивной доски можно изучать и новую для учащихся тему. Например, в 8-м классе учащиеся создают флипчарты по теме «Крупные природные районы Казахстана». Каждый район – это отдельная страница флипчарта. Учащимся необходимо отразить все основные характеристики природного района. Такая работа занимает большую часть урока: ученики создают свои мини-проекты, результат – флипчарт. Компьютерные технологии помогают учителю сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение.       Во внеурочной деятельности по предмету можно проводить мультимедийные экскурсии по странам и регионам, даже по морскому дну и горным вершинам.Что можно посоветовать учителям, начинающим работать с интерактивной доской?      Всегда четко планируйте время, отводимое на работу ученика с доской.    Если вы с детьми только начинаете с ней работать,  не беритесь сразу за проекты, даже мини-проекты – на их создание нужно много времени, а если у учеников нет навыков, вы не успеете за урок сделать все, что задумали. Начинайте с малого. Сначала используйте доску только на одном из этапов. Примените только один элемент.    Не старайтесь, чтобы каждый ученик поработал за урок у доски, только если это не тест или задание, которое надо выполнить очень быстро.    Дифференцируйте задания в зависимости от уровня класса, выработанных навыков и знаний конкретных учеников.    Сохраняйте и накапливайте весь созданный материал.    Используйте те материалы, флипчарты, страницы, которые создали на предыдущих уроках: ученики будут видеть, что они не зря работали, что это было не одномоментно и от их работы есть польза.Информационные технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Применяя новейшие информационные технологии, учитель решает свои профессиональные задачи на более высоком уровне.Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. В заключение следует сказать, что современные информационные технологии требуют обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая находится в открытом доступе. Выпускник должен уметь получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.Мне кажется, правильно и мудро сказал Адольф Дистервег: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.  Извне он может получить только возбуждение». ​Елена ДЕМЧЕНКО, учитель географии средней школы №4 города Аксу Павлодарской области, Республика Казахстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте