search
main
0

У абитуриентов вырос интерес к педагогическим специальностям

Минпросвещения России сообщило о росте популярности педагогических специальностей среди абитуриентов по итогам первого месяца приемной кампании в подведомственных педвузах. По данным министерства, средний балл ЕГЭ поступающих на педагогические направления на бюджетные места вырос на 1,5 балла по сравнению с прошлым годом и составил 69,65 балла. При этом на программах специалитета очной формы обучения средний балл ЕГЭ стал выше на 2,43. По сравнению с предыдущим годом на 2,2% увеличилось количество мест приема, но повысился и конкурс: число поданных заявлений выросло на 15,4%.
С чем связывают повышение интереса к педагогическим специальностям наши эксперты и читатели?

Исмаил БАЙХАНОВ, ректор Чеченского государственного педагогического университета:

– По сравнению с прошлыми годами, даже со сложным из-за пандемии 2020‑м, поток абитуриентов в ЧГПУ увеличился. Причины этого в том числе маркетинг, тенденции рынка труда и другие факторы. В связи со строительством новых объектов сферы образования повышается спрос на педагогов. Да и сама специальность учителя очень востребована, и выпускник нашего вуза уверен, что свободно устроится на работу. Учитель вносит огромный вклад в становление личности, что является весомым аргументом при выборе профессии. В самой системе образования тоже происходят определенные новшества. Для ребят, сдавших ЕГЭ на высокие баллы, учреждена премия имени первого президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова. Поэтому многие выпускники подают документы в наш педагогический университет, несмотря на возможность поступить в любой вуз России. Поступающие в основном выбирают лингвистический, педагогико-психологический и информационно-коммуникативный профили. В свою очередь руководство и ученый совет вуза работают над развитием межфакультетской и международной деятельности, внедрением новых технологий в сфере образования и повышением его качества, чтобы привлечь абитуриентов не только сейчас, но и в будущем.

Оксана СТАРШОВА, директор Петрозаводского педагогического колледжа, Карелия:

– Приемная кампания в самом разгаре. В педколледже учатся ребята после 9‑го и 11‑го классов. На специальностях «преподавание в начальных классах», «дошкольное образование» и «физическая культура» заявлений подано в два раза больше по сравнению с прошлым годом. Средний балл всех, кто подает документы, достаточно высокий. Мы связываем это как с увеличением бюджетных мест на 50 человек, так и с возросшей популярностью профессий педагогической направленности. Справедливости ради отмечу, что это можно объяснить таким фактором, как престиж профессии. Но, думаю, решающее значение здесь имеет гарантированное устройство в районах республики. 75% наших выпускников работают по выбранной специальности.

Алексей ГОЛУБИЦКИЙ, директор «Школы будущего», Калининград:

– Мы не просто наблюдаем повышение интереса выпускников школы к поступлению на педагогические специальности, мы его активно стимулируем и поддерживаем! Во-первых, в школе реализуется региональный проект «Дети – детям», когда старшеклассники проводят как отдельные мастер-классы, так и небольшие курсы для других школьников. Это становится настоящей профессиональной пробой, каждый раз появляются те, кто хочет продолжения. Таким ребятам мы предлагаем пройти конкурсный отбор в распределенный педагогический класс (это совместный проект БФУ имени Канта и Министерства образования Калининградской области). Многие из них выбирают в качестве основной цели поступления педагогические специальности.

Перестает работать советская поговорка «Нету дороги – иди в педагоги». Среди учеников, показавших самые высокие результаты ЕГЭ, каждый раз находятся те, кто сознательно планирует стать учителем и вернуться в школу. Но на этом наше влияние не обрывается! С наиболее мотивированными студентами мы заключаем целевые договоры, платим дополнительную стипендию от школы, принимаем на практику и стажировку. Каждый год я с невероятной гордостью представляю коллегам на августовском педсовете новых учителей, хотя они хорошо знакомы педагогам нашей школы. К нам регулярно возвращаются наши выпускники.

Андрей БАРАШЕВ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, директор Информационно-методического центра образования, Ростов-на-Дону:

– Действительно, в последние годы мы отмечаем рост интереса к педагогическим специальностям у выпускников. Этому есть, как мне кажется, несколько причин. Во-первых, повышение статуса учителя в стране, значительный интерес к конкурсам профессионального мастерства (прежде всего к «Учителю года») как со стороны участников, так и со стороны власти. Во-вторых, сложное время пандемии показало, что при значительном развитии дистанционных технологий во всех сферах повышается роль конкретного человека, принимающего решения, собирающего в единую картину разрозненную информацию. Как это ни парадоксально, дистант показал, насколько мощны технологии и одновременно насколько необходим человек. Учитель не нужен только в самых смелых и маловероятных футуристических картинах. Кроме того, переход педвузов в компетенцию Минпросвещения позволил более тесно связать школу и вуз, сблизить теорию с практикой, учебу и работу.

Павел УРАЗОВ, учитель физики школы №2 г. Нововоронежа, Воронежская область:

– Работая в небольшом городе атомщиков, я вижу, что многие выпускники связывают свое будущее с атомной промышленностью. Но, к моей радости, профессия педагога в последнее время тоже пользуется популярностью. Выпускники говорят о том, что им нравится работать с детьми, они хотят быть такими же, как их учителя. Следует отметить, что в современном обществе стали востребованы профессии, на которые раньше обращали недостаточно внимания, например психолога и логопеда. По словам выпускников, они сегодня поступают в педагогический вуз не за дипломом, а именно за знаниями, которые будут применять в дальнейшем. Когда я учился, примерно 20 из 25 студентов не видели себя учителями, нужен был только диплом. И сегодня в школе из числа выпускников тех лет работают 5-6 человек. Сейчас, я думаю, намного больше студентов связывают свое будущее со школой.

Сегодня в педагогические вузы из Нововоронежа поступают способные выпускники с высокими баллами ЕГЭ. Профессию педагога хотят получить отличники и хорошисты, а раньше среди желающих было много троечников. Изменилась и позиция родителей выпускников. Они на себе ощутили востребованность репетиторов, и теперь некоторые из них советуют своим детям выбирать педагогический вуз, осознавая, что учитель – это профессия прибыльная.

Алексей БУТУСОВ, учитель русского языка и литературы Красноткацкой школы Ярославской области, участник Всероссийского конкурса «Учитель года»-2016:

– Не могу сказать, что именно в этом году какой-то резкий взлет интереса к педагогическим специальностям. У меня всегда были выпускники, которые шли в педагогический, хотя далеко не все потом возвращались в школу. Есть замечательные выпускницы, которые пошли работать аниматорами, организаторами квестов. Конечно, очень хочется видеть их своими коллегами!
В этом году у меня из класса в педагогический колледж поступают два человека, на специальность «физическое воспитание».

Настя К., студентка, Великий Новгород:

– Я не думаю, что поступление в педвуз означает желание работать учителем. Школьники же видят, как мучаются преподаватели из-за ужасной дисциплины, разборок с родителями и необходимости вести массу документации. Быть учителем – значит очень любить эту профессию, а таких странных людей мало. Так что в педвуз идут за дипломом о высшем образовании. Из нашего класса только я поступила на педагогическую специальность. Мама выбрала для меня филфак одного из известных питерских вузов и сказала, что с этим дипломом я смогу работать где угодно. Но после двух сессий я перешла на специальность «пиар и менеджмент». Сделала это из-за одной злючки-преподавательницы. 30 процентов студентов нашей группы не прошли сессию у данного педагога.
Это же ненормально! Если ты правильно ответил на билет, ей мало, она гоняет тебя по всему курсу. При этом мы заочники и учимся за деньги. В итоге факультет потерял и свою прибыль, и часть ребят, из которых кто-то, может, и правда стал бы педагогом. В педвузах нужно не гонять студентов по мертвой теории, а давать больше практики, учить, как наладить дисциплину в классе, как общаться с родителями.

Лилия В., учитель математики, Нижний Новгород:

– Не могу сказать, что педагогические специальности стали популярнее. У нас из выпуска традиционно двое-трое идут в педвуз. Но не с тем, чтобы стать учителями. Просто там менее напряженный конкурс. И идут, прямо скажем, не самые сильные. Открываются смежные специальности, которые предполагают, что выпускники могут работать не только в школе. Минимальные требования к поступлению и обещание широких перспектив по окончании вуза – вот волшебный рецепт увеличения конкурса. К тому же не секрет, что большинство абитуриентов педвузов и колледжей – это выпускники сельских школ, у которых и уровень образования ниже, соответственно, амбиций меньше. А педвуз предлагает и обучение на бюджете, и общежитие, и стипендию, и гарантию трудоустройства. Разве плохо?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте