Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Актуально

Тяжело ли быть управленцем?

УГ - Москва, №47 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

​13 ноября прошла еще одна «Управленческая среда молодых педагогов». Такие среды – совместный проект МГО профсоюза и Московского центра качества образования. Это встречи с харизматичными спикерами, которые нескучно и понятно рассказывают педагогической молодежи о значимых темах в образовании. Знания, которые дают выступающие, идут на пользу любому специалисту, но особенно они ценны для тех, кто в будущем хочет стать управленцем – директором, заместителем.

На час, который длится «Управленческая среда», умами нескольких сотен воспитателей и учителей завладели Ирина Жданова, Олеся Лукашук и Виктор Донской. В недавнем прошлом они были директорами школ, а теперь являются заместителями директора Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Ведущие не отпускали внимание зала до самого конца и все время были с молодежью в контакте. Серьезные темы перемежались уместными шутками, а умение придерживаться регламента сочеталось с импровизацией.

Для чего нужен директор?

Обычно вопросы на «Управленческой среде» задаются в конце. Их для выступающих придумывает аудитория. Но в этот раз было совсем иначе: вопросы начались с самого начала, и ответ пришлось держать залу.
Спикеры задали педагогам такой простой и такой сложный вопрос: «Зачем нужен директор в школе? Может, и без него все будет в порядке?..»
«Чтобы задавал вектор развития», «чтобы координировал действия педагогов и завучей», «чтобы систематизировал и оптимизировал процесс», «чтобы брал на себя ответственность», «директор нужен, чтобы управлять школой», «директор должен не только управлять: он должен вдохновлять учителей и учащихся», «директор должен поддерживать свой коллектив, потому что у него есть реальная власть», «директор должен быть примером для всех, он лицо школы», «школа – это команда, и директор должен грамотно распределять роли, чтобы добиваться хорошего результата», «директор должен быть новатором, смотреть на старые вещи по-новому, потому что школа не стоит на месте, и директор тоже не может стоять на месте» – так отвечала молодежь.

Игра, которая учит ответственности

У каталонского драматурга Жорди Галсерана есть пьеса «Метод Гренхольма». Она о том, как несколько соискателей на должность пришли в офис и, оказавшись в одной комнате, поняли, что потенциальное начальство затеяло с ними жестокую игру. Место в компании мог получить только один человек, поэтому нужно было постепенно определять лишних. Во время пьесы герои действовали по принципу «каждый сам за себя» и обнажали свои самые неприглядные стороны характера.

На «Управленческой среде» тоже была игра на определение лишнего, только ее содержание и мотивы были диаметрально противоположными. Пятнадцать молодых педагогов разделили на три группы – управленческие команды школ. В каждой школе ведущие назначили своего директора.

Сначала новоиспеченным коллективам нужно было выдать несколько решений проблемного вопроса. Ситуацию смоделировали следующую: родители обращаются к директору и рассказывают, что их дети поголовно занимаются не с учителями на уроках, а с репетиторами, поэтому нужно разобраться, отчего так происходит и как с этим быть.

Затем каждый участник игры должен был выбрать в своей команде «слабое звено» – человека, который меньше всего помогал команде и потому подлежит дисквалификации, а также аргументировать свою позицию. Директор принимал окончательное решение. Такая игра не преследовала цель рассорить участников. Поначалу она формировала из них команду, потом требовала от молодых педагогов достойно и без стеснения озвучивать свое мнение, не обижая новых знакомых.

За небольшое время начинающие специалисты успевали прочувствовать, каково быть управленческой командой, насколько сложно принимать решения в условиях ограниченного времени и как при этом оставаться справедливым.

Были те, кто все же смущался и немного путался в словах. Были те, кто очень уверенно и без запинки выдавал текст, подготовленный несколькими минутами ранее. В любом случае эта стрессовая ситуация в миниатюре дала молодым людям понять, какие у них есть пробелы и над чем стоит работать, если хочешь взять на себя роль руководителя образовательной организации.

Держи удар

Но игра была только частью программы. Помимо нее ведущие успели организовать дебаты между двумя педагогами и привлекли к дискуссии зал. Обсуждался проект «Школа старшеклассников». По мнению одного участника спора, проект нужно претворить в жизнь в каждом образовательном учреждении. Другой же считал, что достаточно реализовать его в одной школе межрайона.

Не потому что надо, а потому что хочу

Надо сказать, никто за всю «Управленческую среду» не вышел на сцену по принуждению. Все, кто был главными действующими лицами, сами желали попробовать себя в приготовленных им испытаниях.

Случайность это или закономерность, но среди участников всех активностей было больше юношей, чем девушек. И это притом что педагогов-мужчин в принципе меньше.

Кстати, преодоление себя, страха перед публикой и желания остаться только зрителем тоже было испытанием. Возможно, самым неочевидным, но достаточно важным.

Ксения ЗОТКИНА,
главный специалист информационного отдела МГО Профсоюза образования


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt