Творческая мастерская «Татьяна Ильченко & Мария Ахапкина» продолжает радовать нас своими рецептами. С первой публикацией, посвященной Дню учителя, можно ознакомиться в «МП» № 34 от 20 августа 2015 года. Сегодняшний выпуск рубрики не приурочен к определенному празднику. Но кто сказал, что будни в школе должны проходить скучно? Подобные зарисовки могут пригодиться авторам и организаторам капустников или подтолкнуть их к созданию своих скетчей, отражающих будни образовательной организации. Ждем и ваши творческие рецепты, дорогие читатели! Направляйте материалы по электронной почте uginfo@ug.ru c пометкой «Мой профсоюз».
Ведущий 1. Всем известно, что специалисты разных профессий регулярно проходят переаттестацию.Ведущий 2. И даже артисты театров не избежали этой участи. Аттестуемые волнуются, переживают и с нетерпением ждут приезда комиссии.Ведущий 1. А теперь представьте такую ситуацию: из пункта А и пункта В навстречу друг другу выехали 2 аттестационные комиссии, одна в среднюю школу №5, а другая в областной театр оперетты. Так уж вышло, что школа и театр находятся рядом, и обе комиссии по ошибке зашли не в те двери!Ведущий 2. И вот на урок учителя русского языка и литературы Марии Петровны Ивановой явилась комиссия в неожиданном составе.Под веселую музыку выходят дети со стульями, устанавливают их в ряд в правой части сцены. Выбегает волнующийся учитель.Мария Петровна. Дети… дети… деточки! Здравствуйте, дети!Дети. Здравствуйте, Мария Петровна!Мария Петровна. Садитесь! Сейчас к нам на урок придут гости. Давайте порепетируем, как мы их будем приветствовать. Встали! Похлопали! Сели! Еще раз! Встали! Похлопали! Сели! Молодцы!Под музыку из спектакля «Турандот» на сцене появляются члены аттестационной комиссии – Эсмеральда Павловна и Аделаида Вахтанговна.Эсмеральда Павловна. Добрый день, позвольте представить вам заслуженного деятеля искусств малых театров Аделаиду Вахтанговну Брюк-Волжанскую…Аделаида Вахтанговна. Здравствуйте, спасибо, спасибо!.. И заслуженную артистку кордебалета среднего театра оперы и балета Эсмеральду Павловну Лебединскую-Сверчок.Члены комиссии садятся на скамеечку или стулья в левой части сцены.Мария Петровна. Начнем наш урок. Тема урока: «Разбор литературного произведения с опорой на критерии единого государственного экзамена».1‑й ученик. Мария Петровна, но мы же только в 5‑м классе!Мария Петровна. Ребятки, как гласит народная мудрость, готовь сани летом, а ребенка к ЕГЭ с пеленок! Поверьте, это очень увлекательно! Сегодня мы проанализируем русскую народную сказку «Репка». Итак, приступим. Первый вопрос: назовите микротемы сказки.2‑й ученик (явно отличник). Первая микротема – Дед, вторая – Бабка, третья – Внучка, четвертая – Жучка, пятая – Кошка, шестая – Мышь.3‑й ученик-ботаник. Все они находятся в контексте общей темы «Репа»!Мария Петровна. Молодцы! Мои будущие стобалльники! Теперь вопрос со звездочкой! Назовите средства художественной выразительности текста.4‑й ученик. Парцелляция, литота, аллитерация и синекдоха могли присутствовать в этом тексте, но их тут нет!5‑й ученик. Зато есть гиперболизация – репа большая-пребольшая и лексический повтор: тянут-потянут, вытянуть не могут.Мария Петровна. Молодец, будущий филолог! А теперь…Аделаида Вахтанговна (встает, подходит к учительнице). Мария Петровна, дорогая моя! Это не разбор литературного произведения, а какая-то, с позволения сказать, арифметика! Видите ли, Мария Михайловна, вы же совсем забыли рассказать детям, ради чего автор взялся за перо. Автор-то народ. В сказке – его мечтания, муки и радости! Я не чувствую у вас атмосферы произведения, Мария Сергеевна! Эсмеральда Павловна, что вы скажете?Эсмеральда Павловна (вскакивает с места, делая при этом балетные па в силу возраста). Ну, во-первых, я как артистка балета вижу грубейшую ошибку – все дети тянут руку, но никто не тянет ногу, колено, где выворотность, в конце концов?Мария Петровна. Аделаида Вахтанговна, Эсмеральда Павловна, а мы с ребятами как раз хотели показать вам инсценировку сказки. Так, деточки, построились.Ученик 1 (выходит на авансцену, читает очень скучным голосом). Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.Аделаида Вахтанговна (встает, подходит к ученику). Слушай, дружок. Вот дед репку, понимаешь, посадил! У автора же была цель какая-то, понимаешь?! Он вложил в нее много всего. Он тебя стимулировал к воображению, где у тебя воображение, деточка?Ученик 1 (уже с выражением). Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.Эсмеральда Павловна (подходит к ученику, берет его за ногу). Это ваше па балансе никуда не годится! Кто так тянет? Рабочая нога упирается в пол, корпус вперед, далее пассе и нога переходит в другое положение. Давай вместе! (Продолжает держать ученика за ногу, он подпрыгивает и пытается вытянуть ногу.)Ученик и Эсмеральда Павловна. Тянут-потянут, вытянуть не мо-о-гут!Эсмеральда Павловна возвращается на свое место.Ученик 2 (шепелявит, как будто жует кашу). Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.Аделаида Вахтанговна. Деточка, как тебя зовут?Ученик 2. Вася!Аделаида Вахтанговна. Хорошо, Петенька! Скажи мне, что ты ел на завтрак?Ученик 2. Кашу!Аделаида Вахтанговна. Вы знаете, у меня такое чувство, Никитушка, что вы до сих пор завтракаете. Где дикция, мышечная свобода и активность гортани? (Ощупывает речевой аппарат ученика.) Так, повторяй за мной: БДГА, БДГО, БДГЫ! (Ученик повторяет.) Усиливаем: ПТКА, ПТКО, ПТКЫ! А теперь давай сам!Ученик 2 (читает очень старательно). Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.Эсмеральда Павловна. Тяни ногу, делай пассе! (Осматривает сцену.) Так, а почему все артисты на сцене, Аделаида Вахтанговна, вы видели такое?!Аделаида Вахтанговна. Где интрига, где таинство? Так, Внучка, Жучка, Мышка – исчезли!Артисты убегают за кулисы или ширмы.Эсмеральда Павловна. Боже мой, мы забыли о музыке! Маэстро, прошу вас! (Звучит минус песни Aretha Franklin «Think».) Пошла Внучка, молодая, красивая, перспективная, остановилась, сделала па де буре и пируэт. (Показывает все движения в комическом стиле.)Аделаида Вахтанговна. А теперь давай мне тембр, объем, диапазон, глубину мне давай!Дальше действие строится так: каждый следующий ученик выбегает на сцену, делает танцевальное движение, берет за талию предыдущего героя сказки, и вместе они делают какое-либо хореографическое па, например, мах ноги или движение руками, наклоны и т. д.Ученик 3. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. (Танцевальное движение.)Ученик 4. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. (Танцевальное движение.)Ученик 5 (выходит на сцену вяло). Кликнула Жучка кошку.Эсмеральда Павловна. Боже мой, ну как выходит Кошечка! (Подбегает к ученице, берет ее за руку, показывает походку «от бедра».) Пошла легко, от бедра, походкой пантеры перед прыжком!Ученик 5. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. (Танцевальное движение.)Ученик 6 (роль последнего персонажа сказки лучше доверить очень высокому или очень маленькому участнику, чтобы получился контраст с остальными героями). Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут…Все вместе. Вытянули… ногу!Музыка звучит громко, все танцуют, поют (на мелодию Aretha Franklin «Think»): Репа! Репа-а-а-а! Репа-а-а!!!Аделаида Вахтанговна. Ребятки, а теперь мораль. Что же мы вытащили с вами? Мы вытащили не только репу, но и ваши таланты.Эсмеральда Павловна. Потому что цель педагогики – воспитать не ученого сухаря, а гармонически развитую личность. А теперь поклон, уходим.После того как все артисты покидают сцену, на ней снова появляется Аделаида Вахтанговна.Аделаида Вахтанговна. После открытого урока Марии Петровне Ивановой присвоили звание заслуженной артистки РФ!Занавес.
Комментарии