search
main
0

Ты не хуже и не лучше меня. «Учитель года России-2003»: правила, события, люди

80 участников, девять предметных групп, девять проблемных номинаций, два тура. Вот основные цифры всероссийского финала «Учителя года России-2003». Но обо всем по порядку.

«» – воскликнула в завершение представления вся команда. Забегая вперед, скажем, что восклицание было пророческим объяснением, почему на конкурсе победил представитель Санкт-Петербурга.

Потому что мы – Северо-Запад!

Начался конкурс, как положено, с открытия. Было оно домашним, кулуарным, несмотря на присутствие «высоких» гостей – министра образования России Владимира Филиппова, ответственного секретаря Федерации Интернет Образования Сергея Монахова, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой, заместителя председателя Профсоюза работников образования и науки РФ Татьяны Куприяновой. Организовали и вели церемонию участники межрегионального клуба «Учитель года», «пеликаны» разных лет. Конкурсант навсегда запоминает первый день в поселке «Московский» – безотчетный страх перед лицом неизвестности, любопытство – кто мои соперники-коллеги? и настороженный вопрос в глазах: «А где же жюри?». Авторы праздника все это учли. Учителя слушали напутственные речи учредителей, спонсоров и главного судьи – председателя Большого жюри, ректора МГУ Виктора Садовничего, хохотали над шуточками команды КВН и знакомились друг с другом. Самым остроумным оказался Северо-Западный федеральный округ, представители которого «выкатились» на сцену под стук колес импровизированного поезда. И началась перекличка.

– Псков.

Я оттуда, где речка Пскова,

Где пустые леса без просек,

Где всю душу вам отдадут,

А взамен ничего не спросят.

– Воркута. Это не только снег, холод и северное сияние, это и черное золото нашей страны.

– Архангельск. Южное взморье Белого моря.

– Санкт-Петербург. Уже четвертый век северная столица России.

– Новгород Великий. Господин Великий Новгород является колыбелью демократии на Руси.

– Ленинградская область. А у нас в области самая древняя столица Руси – Старая Ладога.

– Вологда. Это самое красивое кружево, самое вкусное масло и конечно же – черноглазые красавицы.

– Мурманск. Край суровой природы и прекрасных, сильных духом людей.

– Карелия. Величественный край озер, воспетый в рунах Калевалы.

– Кого-то не хватает…

– Опять Калининград визовую службу не прошел!

– Калининград. Хотя нас от России отделяют две границы, но мы Россия. И только у нас 85% всемирного запаса янтаря.

«Потому что мы – Северо-Запад!» – воскликнула в завершение представления вся команда. Забегая вперед, скажем, что восклицание было пророческим объяснением, почему на конкурсе победил представитель Санкт-Петербурга.

Знак на челе

Весь следующий день учителя ходили в гости. Конкурсанты знакомились со школами, где им предстояло дать два открытых урока. Каждый участник посетил две школы и таким образом составил представление о московском образовании. Впечатления были хорошие, а иногда – даже восторженные. Учитель года Ивановской области-2003 Валерий Гришин, преподаватель физической культуры профессионального училища №8, увидел 1317-ю и 1004-ю школы. «В 1317-й народу учится немного – человек триста. Совсем новая школа. У них три спортивных зала и шесть компьютерных классов. Чистота, везде ковры лежат, мебель красивая. Школа стерильная, в ней пока не пахнет детьми. А вот как только мы приехали в другую школу, 1004-ю, дверь открыли, поняли – попали в свою атмосферу. Директор нас встретил с распростертыми объятьями. В вестибюле увидели свои портреты. 1004-я победнее той, первой, но чистенькая. В ней есть запах детства, примерно такой же, как у нас. Пахнет столовой, резиновой обувью, спортивным залом.

В 1317-й мы прошли в зал, и директор, его завучи рассказали нам о школе, пожелали успеха. В 1004-й школе была встреча с педагогическим коллективом. Они тоже рассказывали о школе. И вот какой случай со мной произошел. Вхожу я в эту школу, оборачиваюсь и вижу: да это Марь Иванна из нашего города!. Даже знаю, из какой школы. Она говорит: «Нет, мы с вами не встречались». У педагогов, видать, на челе какой-то знак, по которому их узнаешь».

Всем необходимым к уроку, уверяет Валерий Гришин, педагогов снабдили сразу.

У филолога СШ №23 г. Рыбинска Ярославской области Татьяны Нечаевой впечатление аналогичное. «1308-я – богатая, красивая гимназия. Когда нам сказали, что зарплата учителя от 10 тысяч, а фонд школы составляет 7 миллионов рублей, мы, конечно были все в легком шоке. Школа чистая, аккуратненькая, ей всего второй год. Жаль, что в библиотеке школьной не нашлось лирики Бунина. Видимо, пока не укомплектованы фонды, а может, дети уже разобрали. Из положения, конечно, вышли. Нашли хрестоматию и отксерокопировали нужные тексты.

В этой школе мы на каждом углу фотографировались, потому что вокруг было очень красиво, словно мы оказались на съемках рекламного ролика. Суперсовременная, технически оснащенная школа. Нам провели экскурсию и очень вкусно накормили.

Вторая школа, в которой мы были, – №1542. Там мы увидели детей. Нам всем подарили по фотоаппарату, привели в актовый зал, где были накрыты столики с фруктами, конфетами, шампанским. Ученики и учителя показали сводный мини-концерт. Было душевно.

Две очень хорошие, но абсолютно разные школы, с разным «духом». И от первой, и от второй у меня остались самые хорошие впечатления. Бывает, что знаешь двоих людей. Любишь и того, и другого, но по-разному».

Согласитесь, у нас замечательная профессия

Строго говоря, хобби-клуб – не первая серия всероссийского финала, а вторая. Ведь все начинается с заочного этапа, когда эксперты Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ внимательно просматривают и анализируют присланные на конкурс методические работы и видеоматериалы. Видеоуроки оцениваются по семи показателям, в числе которых «психолого-педагогический аспект занятия», «эффективность применяемой методики», мотивация, целеполагание и так далее. За свой ролик конкурсант может получить от 7 до 65 баллов. Материалы о системе работы конкурсанта оцениваются по восьми критериям. Учитывается все: от актуальности проблемы до культуры оформления бумаг. «Заработать» за свои материалы учитель может от 8 до 80 баллов.

Первый очный тур начинается с представления своего хобби и «визитной карточки». Это возможность создать о себе благоприятное мнение уже до урока. Но увы… если ваше занятие окажется слабым, впечатление от блестяще спетого романса или огненной кадрили будет сразу смазано. Так что совет конкурсантам: не стоит тратить все силы на этот этап конкурса. Тем более что он не оценивается.

Тем не менее, оригинальные выступления становятся легендами конкурса, создают ваш неповторимый образ. Три года назад один из конкурсантов просто вышел и сфотографировал всех, а затем пояснил: «Я фотограф». А так как его действительно весь конкурс 2000 года видели с фотоаппаратом в руках, выступление запомнилось.

В этом году конкурсанты показывали свои увлечения и визитные карточки, разделившись по проблемным номинациям. Конечно, одними из самых ярких были выступления участников номинации «Вдохновение и педагогический артистизм». За десять минут они умудрялись показать целый спектакль. Алим Хашукоев из Кабардино-Балкарии танцевал национальный танец в национальном костюме в паре с очаровательной землячкой. А затем, облачившись в европейские одежды, блеснул собственного сочинения песней на прекрасном английском! Учитель ритмики и танца Сергей Погребняк из Нижегородской области рассказал, что его край – неофициальная столица танцев России. Ежегодно здесь проходят девять международных и российских турниров! «Тысячи поклонников танцев съезжаются в Нижний, чтобы насладиться этим великолепным видом искусства». А чтобы жюри и конкурсанты могли почувствовать ритм жизни нижегородцев, Сергей Федорович вызвал в центр зала четыре пары и научил их веселой русской плясовой с латиноамериканским оттенком.

Андрей Палоусов, учитель истории СШ №8 г. Комсомольска-на-Амуре решил сразить всех фактами из своей биографии. Оказалось, что в пединститут он поступил «неожиданно для всех – друзей, родителей, знакомых, а по окончании неожиданно для всех вышеперечисленных стал учителем». В 1994 году Андрей Аркадьевич поступил в аспирантуру. «Темой диссертации я обычно пугаю своих непосвященных друзей. Представьте, каково непедагогу слышать следующее: «Педагогические и психологические условия формирования ненасильственного отношения учащихся к окружающему миру и к самим себе». Надеюсь, что диссертацию закончу осенью и смогу перейти на новый уровень. Теперь о хобби. Я игрок по натуре. Трудно перечислить все игры, в которые я играю. Из всего списка игр одна стоит для меня особняком. Я люблю шахматы.

Мне неудобно отвечать на вопрос: «Есть ли у вас дети?» Сказать «нет» – неправда, сказать «33» – вряд ли кто-то поверит. Школа дала мне все. Дом – я получил квартиру, семью – моя бывшая ученица стала моей женой и теперь тоже работает в школе. Согласитесь, коллеги, мы с вами выбрали замечательную профессию».

Москвичка, учительница русского языка и литературы СШ №1071 Татьяна Федорова (номинация «Традиции в образовании») подошла к представлению своего хобби с научной точки зрения. Может быть, потому что за десять дней до конкурса закончила аспирантуру. «Хобби с английского переводится как «страсть, увлечение». Владимир Иванович Даль подсказал мне, что страсть – это «нравственная жажда». Мне не хватит всех букв алфавита, чтобы перечислить всего, что жаждет моя душа. Начну с середины. «Л» – литература. Я счастливый человек, моя работа – это мое хобби, поскольку все свободное время я посвящаю подготовке и проведению уроков. «К» – конкурс. За этот год конкурс «Учитель года» стал моим хобби, поскольку все свободное время я посвящаю подготовке и участию в конкурсе. «И» – вся наша жизнь игра: работа в школьном театре, создание сценариев и игра на сцене, постановка спектаклей со своими учениками. Это тоже часть моей жизни. «З», моя школа – это еще и школа здоровья. Я очень люблю ловить рыбу, играть в настольный теннис, но при этом я еще и жена…»

А участник номинации «Здоровьесберегающие технологии», биолог СШ №1 г. Злынка Брянской области Сергей Марухленко решил оздоровить обстановку на конкурсе, насмешив всех рассказом из собственной практики. «Первый выпускной класс подарил мне портрет кота. Почему кот? Они объяснили: «Вы пушистый, добрый, но с ноготочками, поэтому мы так вас изобразили».

Бой с собой

Уроки в этом году стали серьезным испытанием для всех конкурсантов. На первом этапе, по новым правилам, учителям предстояло показать два занятия. Одно в рамках предметной группы, по домашней заготовке. Другое в проблемной номинации и обязательно в соответствии с прохождением материала в данном классе, то есть практически импровизированно. С одной стороны, сбылась мечта участников конкурса предыдущих лет – появилась возможность показать себя с разных сторон, загладить случайные промахи на второй попытке. С другой – конкурсантам предстояла тяжелая нагрузка. Уроки в предметных номинациях проходили в условиях, максимально приближенных к боевым. Само учебное занятие длилось всего 20 минут, плюс пять минут – ответы на вопросы жюри. Но из-за большого количества конкурсантов перерывы между уроками продолжались не более пяти минут. И снова – в бой!

Перед вторым уроком в проблемной номинации (организаторы назвали его творческой мастерской) конкурсанты защищали свою систему работы. Выступление не превышало 15 минут, а на диалог с жюри отводилось пять минут. Продолжительность творческой мастерской – 30 минут. По окончании занятия давались 10 минут на самоанализ и ответы на вопросы.

Однако конкурсанты были собранны, на удивление спокойны. Казалось, они просто давали уроки в «родных» школах. О том, как они волнуются, можно было догадаться только по каплям пота на лбу и легкому дрожанию рук.

В московских школах приезжим учителям помогали как могли. В том числе морально. Преподаватель СШ №1016 с гимназическими классами Татьяна Николаевна Афанасьева отозвалась о гостях так: «Мы рады учителям. Математиков и физиков принимаем не в первый раз. Мы получаем удовольствие от общения. Берем много нового для себя. В 2000 году физик Андрей Семке из Краснодарского края показывал криволинейное движение на примере обыкновенного киноаппарата. Мы до сих пор его не выбросили, потому что повторяем теперь это занятие.

В прошлом году у нас был Игорь Смирнов, учитель года России-2002. Он был в моем кабинете. За этим столом переделывал уроки. Он такой умничка. Мне кажется, от него исходит тепло.

В этом году была интересный учитель из Иркутской области. Она раздала детям пинг-понговские шарики, оранжевые и белые. И сказала: «Если урок очень понравился, положите в стеклянную вазу оранжевый шарик, а если как обычно, то белый». Из 16 человек все 16 положили оранжевые, а один еще и белый добавил. Это показатель, что урок очень понравился, но был как у нас. И нам было приятно.

Хочется, чтобы таких смелых учителей было больше. Это удовольствие – заботиться о них».

Общество – это кем-то воспитанные взрослые

Сразу после окончания уроков в школе, вечером, участники конкурса сошлись на светскую беседу. Вернее, на дискуссию «Школа и общество». Ведущий вечера, учитель года России-2001, председатель межрегионального клуба «Учитель года» Алексей Крылов сразу начал с делового предложения: «Хочется вас послушать как потенциальных членов клуба «Учитель года». Тема «Школа и общество» звучит очень широко. Попробуем в течение нашей небольшой совместной работы выйти на более конкретные вещи».

И учителя начали работать. Пожалуй, к этому разговору стоило бы прислушаться и депутатам, и членам правительства, и президенту.

Елена Сорокина, учитель русского языка и литературы лицея №52 г. Рязани: «В СМИ, на совещаниях различного уровня говорят о том, что в ближайшем будущем нас ждет подлинное гражданско-правовое общество. Но сама я никогда не жила в условиях этого общества. Прежде чем говорить о социальной адаптации ребенка, о новых подходах, новых технологиях обучения и воспитания детей, хотелось бы понять: что такое гражданское общество, к жизни в котором я должна готовить своих детей?»

Руслан Жабраилов, учитель истории, директор Шовхал-Бердинской СШ Ножай-Юртовского района Чеченской республики: «Я считаю, что система образования, которая была создана в Советском Союзе, уникальная. Она достойно выполнила свою задачу в условиях перехода от аграрного состояния экономики к промышленному. Это мы доказали всему миру, запустив первый в мире искусственный спутник Земли в 1957 году. Сегодня мы должны выпустить выпускника, подготовленного к переходу от индустриального к постиндустриальному обществу. В частности, чтобы жить в постиндустриальном обществе, наши чеченские выпускники должны владеть чеченским, русским и английским языками. И уметь пользоваться компьютером».

Виктор Коваленко, учитель обществознания и истории СШ №168 г. Екатеринбурга: «Прозвучала замечательная фраза: расскажите нам, что такое гражданское общество, и мы внушим это ребятам. Гражданское общество – это не то, о чем говорили Гегель и Дидро. Гражданское общество – это, что мы сделаем из наших учеников. Они станут такими, какими мы хотим их видеть. Каков наш идеал, такими они и будут».

Андрей Палоусов, учитель истории СШ №8 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: «Понятие социальный заказ общества как общий ориентир для учителя уже ничего не значит? Получается, мы сбрасываем на учителя формирование образа выпускника. Я сам придумываю каждого выпускника, придаю ему те черты, которые мне симпатичны. Идеала выпускника, к которому стоит стремиться, у нас в обществе нет, значит, нет образа гражданина».

Елена Кеверик, учитель математики СШ №5 г. Гусева Калининградской области: «Мне кажется, государству нужно задуматься о том, что творится в школах с платной деятельностью. Ведь зачастую у нас благотворительная помощь превращается в вымогательство. На мой взгляд, это проблема «номер один». У нас в городе она тоже очень остра. Это негуманно, с этим нужно бороться».

Елена Иванова, учитель русского языка и литературы гимназии №1 г. Оренбурга: «Не соглашусь, что это проблема «номер один». Одна из основных проблем – социальный статус учителя. Наше конкурсное движение учит нас разделять понятия престижа и авторитета. Благодаря конкурсу, мы сможем быть авторитетны в нашей малопрестижной профессии. Почему она малопрестижна? Недавно на доске объявлений нашего пединститута прочитала: «Студенты! Профессия учителя малопрестижная и трудоемкая. Предлагаем вам зарабатывать на косметику…» И дальше объяснялось, каким образом. Больно и обидно читать эти слова. Мне кажется, стоит поговорить о механизме реализации нового социального статуса учительства в обществе. Потому что все вместе мы сила и к нам могут прислушаться».

Алексей Симуткин, учитель технологии русской классической гимназии №2 г. Томска: «Коллеги, поднимите руку, кто работает в школе вдвоем, и муж и жена? Много нас. Правда же? А кушать нам тоже хочется. Мы вынуждены идти на то, чтобы оказывать дополнительные образовательные услуги. А куда деваться, когда родители начинают «вытирать об нас ноги»? Родители нанимают нас на работу, зная, что нам нечего есть».

Наталья Старчеус, учитель истории и обществознания негосударственной СШ №2 «Наш дом» г. Благовещенска Амурской области: «Я бы хотела поспорить с Алексеем Симуткиным. Если вы себя поставите на достаточно высокую ступень, никто не посмеет вытереть об вас ноги. Я сталкиваюсь с состоятельными родителями, которые чего-то достигли в жизни. Они не благотворительностью занимаются, а платят деньги за образование своих детей. Работают на будущее».

Валерий Саликов, учитель истории и общественно-политических дисциплин СШ №36 г. Тамбова: «Я хочу вернуться к проблеме социального заказа. В наш прагматичный век социальный заказ так или иначе связан с дальнейшей профессиональной подготовкой и с дальнейшим обустройством в жизни. Я считаю, что нашему образованию явно не хватает стратегического прогнозирования. Образование мечется по углам и хватает то, что нужно сейчас. Но мы работаем на будущее. Мы учим детей, которые будут профессионалами через 10-15 лет».

Жанна Суходильская, учитель истории и обществознания СШ №1 г. Кашин Тверской области: «Мы все с вами знаем, что как мы жили за чертой или на грани, так мы и будем жить. Скулить и жаловаться на судьбу – не очень продуктивный способ нахождения истины. Что нам остается делать? Можно вспомнить, что до революции учителю полагались кухарка, дворник, дрова, несколько костюмов, жилье, обязательная поездка за границу в рамках самообразования, преимущественно в Германию, и так далее. Но это было тогда. Мы живем с вами сейчас и в режиме реального времени. Поэтому рассчитывать на то, что в ближайшем будущем мы будем жить лучше, не следует, значит, надо изворачиваться в той ситуации, в которой мы находимся сейчас. И мы изворачиваемся по мере своих сил, возможностей и особенностей нашего региона.

Елена Жиркова, учитель географии и черчения СШ №5 г. Спасск-Дальнего Приморского края: «Есть одно противоречие. Почему мы учим сейчас способам деятельности, в том числе творческим, а на выходе должны выяснять стандарт? Было бы правильно давать старшеклассникам социальные заказы на уровне государственных институтов, и по итогам этого социального проекта мы сможем судить об их дееспособности в жизни».

Ольга Алиева, учитель немецкого языка волоконовской СШ №1 Белгородской области: «Я считаю, что причина всех наших разногласий – противоречие между нашим пониманием школы и общества. Традиционно считается, что школа создана для общества. Но у нас все перевернули и сказали, что общество существует для школы. Я считаю, что если школа будет ориентироваться на будущее, то мы всегда будем плестись в хвосте. Мы не знаем, что ждет наших выпускников через десять лет. Мы должны исходить сегодня из конкретных проблем ребенка, из его способностей, потребностей, тогда мы сможем выпустить детей, способных адаптироваться к любым условиям».

Марианна Чуйкова, учитель русского языка и литературы СШ №72 г. Тюмени: «Именно школа формирует общество. Нам не надо мелко мыслить, сиюминутными моментами, мы всегда должны быть направлены в будущее. Потому что общество – это взрослое, зрелое население, когда-то кем-то воспитанное. И правительство, и все, кто занимает большие посты в государстве, и остальные выращены нами, учителями. Что вырастили, то и имеем.

Говорили, что негуманно заставлять родителей платить за обучение. А кто еще даст школе денег, если не те, кто любит своих детей? Это не только денег касается, но и всего остального. Вызывает тревогу то, что дети сегодня мечтают о многом – хорошем образовании, профессии, богатстве, но гражданских, гуманных чувств и вообще чувств в наших детях мало».

Игорь Карачевцев, учитель истории и обществознания гимназии №166 г. Санкт-Петербурга: «Я вспомнил фразу учителя истории из известного фильма: «Сеем разумное, доброе, вечное, а вырастает лебеда и чертополох». Мы должны воспитывать и обучать для будущего, но этого образа будущего у нас нет. Цели модернизации мне не ясны. Социальный заказ общества – вырастить физически здоровых граждан, любящих свое государство, готовых его защищать. Мне кажется, что гражданское общество – это общество, в котором граждане умеют себя защищать, в первую очередь от диктата государства. А учительское сообщество необходимо объединить в общественную организацию, которая научится защищать себя, а затем и своих учеников.

Учительство сегодня должно заниматься тем, чем занималось в XIX веке, – идти в народ. Некоторые скажут, что это не наше дело. Тогда все останется по-прежнему».

Светлана Чернышева, учитель истории, обществознания, МХК Солонцовской СШ Красноярского края: «Мне кажется, нужно вернуться к тому, как возникло образование. Если образование действительно часть культуры, то оно должно ставить перед собой культуросообразные цели. У нас школа стала государственной структурой. И в этом состоит главное противоречие. Если говорить о государственном заказе, он будет постоянно меняться. Образование всегда давало человеку то, что не передается генетически».

Хочется работать

И, наконец, наступил день подведения итогов. Во второй тур вышли по одному участнику из предметных номинаций и по два из проблемных номинаций. Так как проблемное жюри не учитывало результаты работы предметного, некоторые победители совпали, и в результате в финале оказались 22 человека, а могли – от 18 до 27.

Ведущие церемонии подведения итогов учитель года России-1992 Артур Заруба и учитель истории и граждановедения, директор программ по работе с волонтерами Межрегиональной общественной организации детей и молодежи «Новая цивилизация» Марина Шкробова столкнулись с нелегкой задачей: назвать победителей и утешить не прошедших во второй тур. Им удалось смягчить горечь поражения, создать не трагическое, но лирическое настроение.

Не вышедшие во второй тур учителя ушли на откровенный разговор «Конкурсанты и жюри в поиске инновационных идей». А 22 конкурсанта, которым предстояло продолжить состязание, отправились на пресс-конференцию.

Тех, кого узрело перед собой Большое жюри и журналисты, стоит назвать особо:

Ольга Бобрикова, учитель изобразительного искусства, черчения и МХК СШ №14 г. Перми;

Валерий Гришин, учитель физической культуры профессионального училища №8 г. Иванова;

Виктор Добромыслов, учитель информатики гимназии №12 г. Липецка;

Руслан Жабраилов, учитель истории, директор Шовхал-Бердинской СШ Ножай-Юртовского района Чеченской республики;

Павел Жданов, учитель истории и обществознания Началовской СШ Астраханской области;

Олег Зацепилин, учитель физической культуры СШ №4 г. Южноуральска Челябинской области;

Ирина Калашникова, учитель начальных классов тальменской СШ №1 Алтайского края;

Игорь Карачевцев, учитель истории и обществознания гимназии №166 г. Санкт-Петербурга;

Анна Лешкович, учитель основ информатики и вычислительной техники лицея №1 им. Н.К. Крупской г. Магадана;

Зоя Михалина, учитель английского языка центра образования №1 г. Пятигорска Ставропольского края;

Татьяна Першагина, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной русско-татарской школы №55 г. Казани Республики Татарстан;

Игорь Полищук, учитель физики и математики СШ №4 г. Рыльска Курской области;

Оксана Потехина, учитель начальных классов Новомосковской специальной (коррекционной) школы-интерната №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии Тульской области;

Валерий Саликов, учитель истории и общественно-политических дисциплин СШ №36 г. Тамбова;

Лариса Селюкова, учитель математики и физики гимназии «Дидакт» г. Заречного Пензенской области;

Наталия Федоркова, учитель биологии СШ №6 г. Вологды;

Татьяна Федорова, учитель русского языка и литературы СШ №1071 г. Москвы;

Елена Халиулина, учитель физики Белой СШ п. Среднего Иркутской области;

Алим Хашукоев, учитель английского языка СШ №3 с углубленным изучением английского языка г. Нальчика Кабардино-Балкарской республики;

Марианна Чуйкова, учитель русского языка и литературы СШ №72 г. Тюмени;

Сергей Шаров, учитель обществознания лицея гуманитарных наук г. Саратова;

Галина Шевченко, учитель начальных классов СШ №1 станицы Полтавской Краснодарского края.

На пресс-конференции учителя без труда «разделывались» с вопросами «акул пера». Профессионально говорили о модернизации, анализировали результаты единого государственного экзамена, пытались определить, что такое перегрузка школьников и как с ней бороться. И очень искренне вновь переживали самые острые моменты первого тура.

Восхищались жюри.

Валерий Гришин: «Был момент, когда я, глядя на членов жюри, представил, что это мои учителя, а я снова на скамейке в первом классе».

Признавались в любви к коллегам.

Галина Шевченко: «Сент-Экзюпери говорил: «Если бы не было моих друзей, не было бы и меня». На этом конкурсе я еще раз поняла, что самое важное – эти те друзья, которых я здесь обрела».

Говорили слова благодарности московским детям.

Лариса Селюкова: «Для меня как для педагога самая главная оценка – ребенка. Поэтому мне было интересно, как меня будут воспринимать московские школьники. И вы можете представить, насколько мне было приятно, когда шестиклашки после урока подошли, облепили меня, долго не уходили и говорили: «Спасибо вам огромное за подаренное домашнее задание, оставайтесь у нас работать, вы нам очень понравились!».

Руслан Жабраилов: «Я хочу передать привет учащимся 8-го класса школы 1004 и 1307. Они горели желанием помочь мне. Спасибо им. В Чечне многие думают, что народы нашей необъятной страны разучились дружить. Я в это не верю, но было трудно доказать им. Сейчас я смогу это сделать».

Делились личными впечатлениями.

Игорь Полищук: «Систематизация накопленного багажа за год участия в конкурсе – это очень важное достижение, и в этом ценность «Учителя года» для нас, учителей».

Валерий Саликов: «Одна из целей участия в конкурсе – профессиональное общение. Я хотел что-то новое почерпнуть для себя. Этой цели я уже добился. Второе. Когда я ехал сюда, внутренне готовился к психологической перегрузке. Удивительно: я чувствую себя психологически комфортно. Мы не только работаем, себя показываем, но еще и отдыхаем. Этого я не ожидал».

Алим Хашукоев: «Мое сердце переполняют два чувства – гордости и благодарности. Благодарности жюри, тем, кто не прошел во второй тур. Гордости за тех, кто сидит сейчас рядом с нами. За четыре дня я похудел на два килограмма. Не потому, что мы работаем в таком цейтноте, а из-за волнения. Все мы скоро вернемся домой, к нашим ученикам. Я хочу выразить благодарность конкурсу за то, что хочется работать».

Татьяна Федорова: «За эти четыре дня я поняла на самом деле, что же такое Россия».

Давали мудрые советы.

Наталия Федоркова: «Мне кажется, в нашей профессии существует очень серьезная проблема – проблема профессионального роста. Мы можем стать методистами или работниками управления образования. Но согласитесь, что это совсем другая работа. Основная функция конкурса – дать учителям, которые хотели бы остаться внутри своей профессии, шанс для профессионального роста. Мне кажется, предметные номинации – это основное. Когда мы были в предметных номинациях и видели глаза заинтересованного жюри, которое понимало, о чем идет речь не только с методической, но и с содержательной точки зрения, работалось совсем по-другому. И когда нас перераспределили затем по проблемным номинациям, мне кажется, мы что-то потеряли.

Ольга Бобрикова: «Я бы хотела обратиться ко всем конкурсантам. Впереди нас ждет настоящее испытание, настоящий бой. «Ты не хуже и не лучше меня, ты просто другой», – сказал великий мыслитель и художник Николай Рерих. Под этим лозунгом мы с вами и будем отстаивать свои права и рассказывать о своих достоинствах».

И они рассказали. Лучше всех, по мнению Большого жюри, это удалось девяти учителям, которые стали победителями конкурса в девяти проблемных номинациях.

1. «Педагогическое открытие». Игорь Карачевцев.

2. «Информационные технологии». Ольга Бобрикова.

3. «Гражданское и патриотическое воспитание». Сергей Шаров.

4. «Традиции в образовании». Татьяна Федорова.

5. «Учитель-воспитатель». Виктор Добромыслов.

6. «Практико-ориентированное обучение». Елена Халиулина.

7. «Здоровьесберегающие технологии». Валерий Гришин.

8. «Вдохновение и педагогический артистизм». Алим Хашукоев.

9. «Инновации в образовании». Валерий Саликов.

Оксана Родионова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте