search
main
0

Ты и твое поколение Откровенный разговор со старшеклассниками

Ни к безверию, ни к сомнению
Не причастна душа моя,
Просто стало острее зрение:
Повзрослело мое поколение,
Вместе с ним повзрослел и я.

Александр ЯШИН

Цель мероприятия:
Обсудить с учениками проблемы нынешнего поколения (взаимоотношения “отцы” и “дети”, наркомания, токсикомания и алкоголизм среди молодежи и т.п.).
Провести анализ совместно с экспертами, представителями старшего поколения, попытаться найти методы и способы решения этих проблем.
Ведущий: “Наше поколение особое. Почему? Потому что мы родились в ХХ веке, а жить и работать будем в ХХI. Не каждому поколению суждено соединить собой два тысячелетия”. Это строки из одного из сочинений на тему “Мое поколение”, которые вы, ребята, писали на уроке русского языка. Готовя сегодняшний классный час, я перечитал их. И вопросы, которые подготовлены для обсуждения, не выдуманы мной. Ответы на них вы пытаетесь найти в своих сочинениях. И с вашего разрешения я процитирую самые интересные фрагменты ваших работ.
“Легко ли быть молодым?.. Отрочество и юность – самый прекрасный и вместе с тем самый сложный период жизни человека. В этом возрасте все: трезвый ум и буря страстей, первая любовь и первая ненависть, доброта и жестокость, взлеты и падения, счастье и горе”.
“Молодых людей окружает много интересного и необыкновенного. Хочется все постичь, обо всем узнать!”
Когда человеку за 14, у него уже многое позади. Остались в прошлом первые радости и огорчения, связанные с познанием мира, усложнилась система взаимоотношений с друзьями. Изменилось восприятие самого себя. Возникает потребность в более углубленных ответах на вопрос: “Что есть что?”. А ответы нужны сразу. И подтверждение их правильности тоже. И самое печальное – посоветоваться, как правило, не с кем.
“Мое поколение жестокое. Оно не признает слабых. Нельзя усыплять свою бдительность. Ведь сегодня ты “на коне”, а завтра тебя уже столкнули с него…”
Итак, проблема. Нынешнее поколение и жестокость. Согласны ли вы с авторами прочитанных мной сочинений? (Ответы учеников).
Ведущий: “Культуру человека, его культурность трудно оценить. Но есть важный признак духовной культуры личности – готовность человека к самоотдаче и самопожертвованию”.
Есть ли такие люди в вашем поколении? Приведите примеры. Или все-таки готовность человека к самопожертвованию, милосердие, гуманность – устаревшие нравственные категории? (Ответы учеников).
Ведущий: “Наше общество рушится на глазах”. В чем проявляется разрушение общества? Может, автор этих строк сгущает краски? Что должно сделать нынешнее поколение, чтобы остановить процесс разрушения общества? (Ответы учеников).
Ведущий: “Нынешнее поколение не имеет индивидуальности, не умеет анализировать и использовать свои возможности”. Согласны ли вы с тем, что современная молодежь в эстафете поколений лишена индивидуальности? (Ответы учеников).
Контрмнение: “Мое поколение похоже на какой-то необыкновенный народец, у которого есть свой собственный язык, никому, кроме него самого, неведомый, своя культура, признанная, увы, отнюдь не всеми, свой образ жизни, немного странный”.
Ведущий: “Все идеалы в нашем обществе нарушены. На место прежних советских героев пришли пустоголовые красотки с силиконовым бюстом и сумасшедшие рок-звезды. Читая об уже погибших и прогнозируемых жертвах СПИДа, поражаешься глобальному характеру этой проблемы и тому, как легкомысленно человечество относится к ней. Лермонтов писал: “Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно!”. Великий русский поэт в свое время переживал, что его поколение может состариться в бездействии. А суждено ли дожить до старости моему поколению?” Согласны ли вы с автором? (Ответы учеников).
Ведущий: Вопрос экспертам (педагогам и родителям). Как вы думаете, крах пионерско-комсомольских идеалов вашего поколения – это трагедия или новый шаг в будущее? Какие последствия для нынешнего поколения имеет крах ваших идеалов? (Ответы).
“Низкий уровень жизни в нашей стране толкает молодежь на путь наркомании и проституции”. Почему же в странах с высоким уровнем жизни населения проблема наркомании и проституции тоже существует? Все ли дело в низком уровне жизни? (Ответы учеников).
Ведущий: Вопрос экспертам. Что думаете вы по поводу алкоголизма, наркомании, табакокурения нынешнего поколения? (Ответы).
Ведущий: Итак, подведем итог вышесказанному. “С помощью алкоголя и наркотиков нельзя решить проблемы. Если люди это не поймут, то человечество станет тупиковой ветвью эволюции”.
“У моего поколения много проблем. В основе всего лежит непонимание между “отцами” и “детьми”.
“Что делать? Как быть? Если взрослые не знают, то откуда знаем мы, вступающие во взрослую жизнь?”
“Мое поколение хочет все сразу и прямо сейчас. Оно не ждет, оно действует и совершает много ошибок. Есть энергия, но нет четкого плана, что и как делать, а хочется все и немедленно”. Из этого сочинения ясно, что молодым присущ юношеский максимализм (сразу и сейчас), но не хватает мудрости и жизненного опыта старшего поколения. Да, проблема “отцов” и “детей” была во все времена, есть и будет.
“Когда возникает конфликт между поколениями, старшие всегда забывают о том, что также ссорились со своими родителями. Мы худшее поколение для своих родителей, несмотря на то, что они нас очень любят. Они хотят в нас видеть полное подражание себе, но не находят этого”.
“Родители часто не уделяют детям должного внимания, ласки и любви, и дети идут на улицу, которая учит их жизни. А ведь все люди рождаются одинаково хорошими, и какими они будут, зависит от воспитания. Душа и сознание ребенка не устоявшиеся, могут впитывать как плохое, так и хорошее. Если в жизни современной молодежи хорошего будет больше, чем плохого, она, несомненно, изменится в лучшую сторону. Взрослые должны уделять больше времени детям, вникать в их проблемы, принимать за детей мудрые решения”.
Согласны ли вы с этим утверждением? (Ответы учеников).
Ведущий: На вопрос “Взрослея, нуждаемся ли мы в присутствии родителей, в их заботе?” ответили положительно – 75,9%, отрицательно – 20,7%, “не знаю” – 3,4%.
На вопрос “Тревога родителей за нас кажется нам чрезмерной?” ответили “да” – 55,2%, “нет” – 44,8%. Нет ли в ваших ответах противоречия? Тревога родителей за вас и родительская забота о вас – разве это не одно и то же? (Ответы учеников).
Ведущий: Вопрос экспертам. По каким вопросам происходят чаще всего конфликты между родителями и детьми? (Ответы).
Ведущий: А вот как ответили на этот вопрос ученики 10-го “Б” класса: “по поводу учебы и успеваемости” – 44,8%, “разногласия по взглядам” – 41,4%, “из-за друзей” – 20,6%, “проведение досуга” – 20,6%, “по поводу денег” – 13,8%, “домашние дела” – 10,3%, “семейные отношения” – 6,8%, “не знаю” – 20,6%. Чтобы жить в этом мире, необходимы деньги. На них мы можем купить то, что мы хотим. Однако часто мы чувствуем, что нам не хватает денег. Мы думаем, что счастье зависит от денег – как говорится, “счастье не в деньгах, а в их количестве”. Как вы думаете, все ли можно купить в наше время за деньги? Или есть что-то важнее денег? (Ответы учеников).
Ведущий: “К счастью, в моем поколении есть люди, которые понимают всю возложенную на них ответственность. Они ставят себе цели в жизни и идут к ним, преодолевая все преграды. Именно такие люди – лучшая часть моего поколения”. Давайте подведем итоги нашего разговора и нарисуем портрет современного молодого человека в идеале. Каким он должен быть. (Ответы учеников).
Ведущий: Иногда и в 15 лет ощущаешь себя ребенком, иногда и в 60 не чувствуешь себя дедушкой. Но, как говорится, со стороны виднее. В какой-то момент замечаешь, что хотя разница в возрасте совсем небольшая, но “это уже не наше поколение”. И если мы спросим людей за 30, что такое современная молодежь, они немного растеряются. Или нет? Вопрос экспертам. Что такое современная молодежь? Какая она? (Ответы).
Ведущий: Наш сегодняшний разговор затронул только некоторые из тех проблем, которые вас, ребята, и нас, взрослых, волнуют и тревожат. Но мы надеемся, что этот разговор поможет вам по-новому взглянуть на тех людей, с которыми вы живете, почувствовать их тревоги и печали, увидеть, что при всех своих недостатках (а у кого их нет?) они хотят вам добра, любят вас. Давайте попытаемся понять своих друзей, не оставлять их одних со своими проблемами. Ведь пройдет несколько лет, и вы тоже станете взрослыми. И вы будете искать пути к сердцам своих детей. Давайте будем помнить об этом. Может, тогда вам будет легче понять своих учителей и родителей?

Салават БАЙРАМГУЛОВ,
учитель математики гимназии N115, Уфа, Башкортостан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте